Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа
Тема нашей курсовой работы « Профессионально – психологический портрет современного менеджера». Она весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции…. Каждый менеджер должен постоянно совершенствовать свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие, если он желает идти в ногу со временем и вести за собой коллектив.
Целью данной курсовой работы является описание определенных профессиональных и личных качеств менеджера [9,c.5].
Введение………………………………………………………………...……...2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально – психологических качеств менеджера
1. 1 Общая характеристика понятия «менеджер»……………...…....…..4
1. 2 Портрет современного менеджера………………......……….…...….6
1.2.1 Функции менеджера………………………….…..………….……6
1.2.2 Роли менеджера…………………….…………..…………………8
1. 3 Профессионально - психологический портрет менеджера..........12
1.3.1 Личностные характеристики………..………………………12
1.3.2 Особенности профессиональной деятельности………..…..14
1. 4 Нравственные качества менеджера……..……………...…….….18
Глава 2. Исследование профессионально – психологических качеств менеджера
2.1 Характеристика объекта…….....………………………………….22
2.2 Методы исследования………………..……………………………22
2.3 Результаты и выводы…….……………………..………………...24
Заключение ……………………………….……………………………….......26
Список использованной литературы………………..……………………….28
Приложение Б
Тест: Психогеометрический
Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры (рис.)
Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения. Наблюдая за поведением человека, можно определить его тип сначала предварительно, используя категории таблицы.
Основные психологически характеристики поведения:
Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.
Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, не– пунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей (‹примеривание ролей”), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.
Приложение В
Тест: Методика оценки стиля руководства
Инструкция: “Вам предлагается в утвердительной форме объективно ответить на вопросы, касающиеся Вашего характера, привычек, склонностей и обвести кружком номера тех из них, которые соответствуют Вашему поведению и отношению к людям. Если Вы никогда не сталкивались с некоторыми из этих ситуаций, постарайтесь представить, как бы Вы могли себя повести в них.”
Текст опросника:
1) В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
2) Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
3) Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
4) В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
5) Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.
6) Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
7) Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на моих помощников.
8) Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо.
9) Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.
10) Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать ответственное распоряжение.
11) Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.
12) Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
13) Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
14) Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
15) Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
16) Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.
17) Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
18) Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективное единоначалие.
19) Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
20) Мне часто для эффективной работы не хватает времени.
21) На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.
22) Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
23) С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.
24) Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.
25) Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.
26) Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.
27) Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное достижение.
28) Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.
29) Мне приходится чаще просить, чем требовать.
30) Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.
31) Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась.
32) Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных.
33) Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их.
34) Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.
35) Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими обязанностями.
36) Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место.
37) Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.
38) Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
39) Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.
40) Я думаю, что управление людьми должно быть гибким – подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.
41) Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.
42) Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
43) Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.
44) Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.
45) Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
46) Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.
47) Главное в руководстве – распределить обязанности.
48) Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли командира.
49) Подчиненные – безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать.
50) Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что ни вмешиваться.
51) Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.
52) Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.
53) Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.
54) Нарушителя дисциплины я строго наказываю.
55) В критике недостатков подчиненных я беспощаден.
56) Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
57) Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.
58) Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.
59) Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.
60) Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.
Точно оценить стиль управления с помощью данного теста довольно сложно. Здесь требуется не только самооценка, но и анализ практической деятельности руководителя. Тем не менее, подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в ключ-таблицу, можно определить степень выраженности авторитарного, пассивно-попустительского или демократического стиля управления. Предполагается, что наиболее предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей, когда применяются гибкие методы работы с людьми.
Ключ
Стиль управления Номера ответов
Авторитарный 1,6,7,12,13,18,19,24,25,30,31,
Пассивно-попустительский 2,5,8,11,14,17,20,23,26,29,32,
Демократический 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28,33,
Характеристика индивидуального стиля управления:
Авторитарный: 0-8 Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных.
8-14 Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей
14-20 Высокая: раскрывает ярко выраженные
лидерские качества и
Пассивно-попустительский: 0-8 Минимальная: проявляется в неустойчивом желании работать с людьми, неумении ставить подчиненным задачи и решать их совместно, неуверенности и нечеткости в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности
8-14 Средняя: отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговариванию.
14-20 Высокая: показывает полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание, панибратство.
Демократический: 0-8 Минимальная: свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытках направлять деятельность коллектива через заместителей и низовое звено командиров, некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах.
8-14 Средняя: раскрывает устойчивое
стремление жить интересами
14-20 Высокая: отражает умение
Информация о работе Профессионально – психологический портрет современного менеджера