Противодействие стрессам и создание менеджером собственной системы психофизического саморегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Стресс (от англ. stress - напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. В китайском языке понятие «стресс» состоит из двух иероглифов - опасность и возможность. Некомфортное состояние для человека и негативное влияние на его эмоциональное и психологическое состояние создает именно предчувствие опасности.

Содержание работы

Введение ………..…………………………………………………………… 3
Глава 1. Противодействие стрессам ……………………….………………….6
1.1. Способы преодоления стресса………………………………………….6
1.2. Представления о стрессе ………………………………………………..8
1.3. Методики снятия стресса…….………………………….………………9
Глава 2. Психофизическое саморегулирование ……………………………..13
2.1.Создание собственной системы на основе пройденного материала....…13
2.2. Формирование имиджа руководителя………………………….………….20
2.3. Коммуникации ……………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………….27
Приложения …………………………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

Противодействие стрессам и создание менеджером собственной системы психофизического саморегулирования.docx

— 93.24 Кб (Скачать файл)

 

 факультет управления

кафедра социального менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Самоорганизация 

 

Тема: Противодействие стрессам и создание менеджером собственной системы психофизического саморегулирования

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  ………..…………………………………………………………… 3

Глава 1. Противодействие стрессам ……………………….………………….6

    1. Способы преодоления стресса………………………………………….6
    2. Представления о стрессе ………………………………………………..8

1.3.    Методики снятия  стресса…….………………………….………………9

Глава 2. Психофизическое саморегулирование ……………………………..13

2.1.Создание собственной системы на основе пройденного материала....…13

2.2. Формирование имиджа  руководителя………………………….………….20

2.3. Коммуникации ……………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы………………………………………….27

Приложения …………………………………………………………………… 29

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

«Стресс – это не то, что с вами случилось,

а то, как  вы это воспринимаете»

(Г.Селье)

        Стресс (от англ. stress - напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. В китайском языке понятие «стресс» состоит из двух иероглифов - опасность и возможность. Некомфортное состояние для человека и негативное влияние на его эмоциональное и психологическое состояние создает именно предчувствие опасности.

Специалисты выделяют пять разновидностей стресса:

1. физиологический стресс - результат физического переутомления, которое вызвано недосыпанием, недоеданием человека или тяжелыми нагрузками;

2. психологический стресс - вытекает из неуверенности в будущем, неблагоприятных отношений с окружающими;

3. эмоциональный стресс - возникает из-за излишне сильных чувств - страха, радости;

4. информационный стресс - возникает у человека, обладающего слишком малым или слишком большим объемом информации;

5. управленческий стресс - возникает, когда риск принимаемых решений или ответственность за действия слишком велика и не соответствует моральной устойчивости человека или его должности.

Стресс существенно снижает  эффективность работы человека, прямо  или косвенно увеличивает затраты на достижение целей. Если действие стрессов оказывается слишком длительным, они приобретают реальную опасность.

          Однако, Г.Селье отмечал: "...Стресс возникает не только от вредных воздействий на организм. Когда мать получает сообщение, что ее сын погиб в бою, она переживает страшный стресс. Но вот через какое-то время сын приходит в добром здравии домой: сообщение о его смерти оказалось ошибкой. И мгновенно мать снова переживает сильнейшую стрессовую реакцию... Вот почему в современной формулировке, принятой на международном конгрессе, этот феномен уже определяется как неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него. Термин "стресс" следует считать родовым понятием для понятий двух подвидов: дистресс -плохой стресс и эустресс - хороший стресс..."1 
          Человек в стрессовом состоянии проявляет признаки смятения и тревоги, после чего его поведение принимает либо атакующий характер по отношению к причинам стресса, либо защитный.

Для большинства людей характерны несколько признаков стресса:

- ослабление памяти; частые ошибки;

- неспособность сосредоточиться на работе, постоянная усталость;

- частые головные боли, рези  в желудке, не имеющие органической  причины;

- неестественно медленная или  быстрая речь;

- злоупотребление вредными привычками;

- потеря чувства юмора;

- постоянное чувство голода  или его отсутствие;

- повышенная обидчивость и возбудимость.

Стресс оказывает негативное влияние  на все сферы жизни.

Последствия стресса:

1. Стресс не позволяет объективно  оценивать себя и окружающих.

2. Стрессовое состояние может помешать четко спланировать и воплотить намеченное в жизнь.

3. Неуверенность в себе и собственных  силах


 

    1. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 2010. -68с

4. Низкая работоспособность.

5.Стресс разрушает отношения с близкими.

6.Переживания вызывают проблемы со здоровьем.

Стресс отнимает у человека очень много сил, и физических в том числе.

Доказано, позитивное влияние умеренного стресса на здоровье и чувство общего благополучия человека. Недостаток стресса приводит к раннему физическому угасанию, духовной, интеллектуальной деградации. Адаптируясь к вызову, человек наращивает свою физическую и психологическую выносливость, приобретает необходимые для адекватного ответа знания, умения, навыки, тренирует волевые качества.  
Хронический стресс приводит к нарушению химии мозга. Нехватка серотонина приводит к постоянно плохому настроению, бессоннице, склонности к агрессии и насилию. Возникают проблемы с вниманием и мотивацией, апатия становится фоновым состоянием. Одно из возможных последствий хронического стресса – возникновение депрессии.

Целью  работы являлось изучение причин, последствий стресса, методов борьбы с ним и создание собственной системы психофизического саморегулирования

Основные задачи:

анализ литературы по проблематике, посвященной стрессу, его разновидностям, стратегиям и моделям преодолевающего  поведения человека при стрессе;

анализ факторов, вызывающих стресс у человека;

описание поведенческих и эмоциональных  проявлений сильного стресса у человека;

описание моделей преодолевающего  поведения при стрессе.

Создание собственной системы  профилактики и борьбы со стрессами.

 

 

 

Глава 1. Противодействие стрессам.

    1. Способы преодоления стресса.

В современной психологии распространено понятие копинг (от англ. to cope — совладать), т. е. умение справляться с трудной ситуацией. Иногда он может быть деструктивным, например, если человек уходит «в глухую защиту»: нет, этого не произошло; нет, этого не может быть. Но чаще всего в данное понятие вкладывается позитивный смысл: преодоление и благополучное разрешение кризисной ситуации. Существуют разные стратегии преодоления стресса. Одна из них — умение выражать эмоции. Другая — переоценка ситуации, построение иной картины событий.

Как только на уровне субъективной оценки обстоятельства перестают восприниматься как потенциально опасные, сложные или новые (именно таковы характеристики травмирующей ситуации), стресс прекращается.  
         Преодолению стресса способствуют: 
• Физическая активность. Длительные упражнения, укрепляющие сердце и легкие, помогают снизить депрессию и тревожность. 
• Позитивный, оптимистичный настрой, хорошее настроение. 
• Релаксация (умение расслабляться успокаиваться, хобби). 
• Моральная поддержка (наличие друзей, близких, любимых людей – тех, кто готов помочь и поддержать вас в трудную минуту). 
• Духовность (религиозность). 
• Отсутствие вредных привычек (курение, переедание). 
         Технология управления стрессом состоит из последовательного выполнения четырех действий: 
1. Своевременное распознавание стресса.

Цель – вовремя начать поиск  причины стресса, чтобы ее изменить; 
2. Выбор оптимального поведения.

Цель – овладеть стрессовой ситуацией; 
3. Использование приемов антистрессовой самозащиты.

Цель – преобразовать стресс из разрушительной в созидательную силу; 
4. Восстановление израсходованного ресурса, противодействие хронической усталости.

Цель – предотвратить болезни  стресса. 
 
         Очень часто мы сами создаем себе стресс, а, следовательно, вполне в силах этот процесс контролировать. Главный фактор нашей надежности – гибкость и способность к переменам, адаптивность – путь к успеху.  
            Современная наука доказала разрушительное значение отрицательных эмоций для организма. Поэтому позитивное мышление – это главный человеческий инструмент обеспечения здоровья и благополучия. Для предотвращения синдром хронической усталости (СХУ) – одной из печальных реальностей нашего времени – пользуйтесь путями, способствующими преодолению стресса.

Приемы психологической защиты:

  1. Переключение. Начинайте думать о чём-нибудь для вас актуальном, полезном приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
  2. Повышение самооценки.
  3. Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей, и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
  4. Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
  5. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.
  6. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».
  7. Разрядка (физическая работа, игра, любимое занятие)
  8. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Повышение самооценки

 

 

    1. Представления о стрессе.

 

Некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибочные представления относительно стресса. После каждого ошибочного утверждения другое, поправляющее его утверждение.

1. “Связанные со стрессом симптомы  и психопатические заболевания  не могут причинить мне реального  вреда, поскольку все они существуют  только в моем воображении”.

Это широко распространенное убеждение  ложное, как стресс оказывает влияние  не только на психику, но и на весь организм.

2. “Только слабые люди страдают  от стресса”.

В наибольшей степени подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний.

3. “Я не несу ответственности  за стресс в своей жизни. Стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы”.

В действительности мы стали ответственны за большую часть стрессов нашей  жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом  не столько того, что с нами происходит, сколько того, как мы на это реагируем.

4. “Я всегда знаю, когда я  испытываю чрезмерный стресс”.

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны  мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

5. “Распознать источники чрезмерного  стресса легко”.

Это утверждение верно только наполовину. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания  стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин.

6. “Все люди реагируют на  стресс одинаково”.

Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомом и  заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.

 

1.3. Методики снятия стресса.

 

Хотя релаксация представляет собой  очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко  расслабляться. Такие методы, как  медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

          Ко всему прочему, очень важно уметь формулировать свои жизненные цели, принимать решение, планировать карьеру, не упускать из вида мелочей, все делать по порядку, сосредоточиться на главном. Если у вас нет жизненной цели, то и стремиться не к чему и из-за этого снижается интерес к работе, жизни в целом, падает работоспособность.

Существуют и другие методики снятия стресса, например релаксация по методу Бенсона2.

В существующих техниках медитации  Бенсон выделил 4 основных элемента: 
1. Спокойная обстановка. 
2. Объект сосредоточения. Им может быть слово, звук, ощущение (например, инструктор каждому "дает" индивидуальное слово для медитации - мантру). Это слово не следует никому сообщать.

3. Пассивное отношение.  Освобожденность разума от мыслей, целей, опустошенность без напряжения ("позволить" потоку мыслей "плыть мимо". 
4. Удобная поза. Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть. Главное - комфорт и возможность расслабиться. 
           Основываясь на этих элементах, Бенсон сформулировал свою инструкцию релаксации, не требующей ни учителя, ни каких-то особых тренировок. 
1. Сядьте спокойно, в удобной позе. 
2.Закройте глаза. 
3. Расслабьте все мышцы, начиная с мышц ног и кончая мышцами лица. Сохраняйте состояние расслабленности. 
4. Дышите через нос. Осознайте свое дыхание. После выдоха произносите про себя слово "один". Например, вдох. .. выдох - "один", вдох. .. выдох - "один", и т.д. Дышите легко и естественно. 
5. Сохраняйте принятую позу от 10 до 20 минут. Когда вы закончите, посидите несколько минут - сначала с закрытыми, а потом с открытыми глазами. Не вставайте еще несколько минут. 
6. Не беспокойтесь о том, насколько успешно и глубоко вы достигаете релаксации, не мучайтесь и не напрягайтесь - позвольте возникать релаксации в своем темпе.

Информация о работе Противодействие стрессам и создание менеджером собственной системы психофизического саморегулирования