Психологические аспекты принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
1.Сущность и задачи управленческих решений…………………………….….4
1.1 Понятие управленческих решений………………………………………….4
1.2 Технология и организация процесса принятия управленческих решений…………………………………………………………………………...9
1.3 Оценка эффективности решений…………………………………………..14
2. Психологические аспекты принятия решений……………………………...19
2.1 Психологические феномены процесса принятия решений……………….19
2.2 Индивидуальные качества, необходимые менеджеру для успешного принятия решения……………………………………………………………….24
2.3 Модель принятия решений Врума–Йеттона………………………………28
3. Прогнозирование управленческих решений……………………………......31
3.1 Сущность и методы прогнозирования управленческих решений…...…...31
3.2 Прогнозирование индекса потребительских цен на товары и услуги
по РФ………………………………………………………….…………………..33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Псих аспекты при принятии УР(Готовый вариант).doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

1.Сущность и задачи  управленческих решений…………………………….….4

1.1 Понятие управленческих решений………………………………………….4

1.2 Технология и организация процесса принятия управленческих решений…………………………………………………………………………...9

1.3 Оценка эффективности решений…………………………………………..14

2. Психологические аспекты принятия решений……………………………...19

2.1 Психологические феномены процесса принятия решений……………….19

2.2 Индивидуальные качества, необходимые менеджеру для успешного принятия решения……………………………………………………………….24

2.3 Модель принятия  решений Врума–Йеттона………………………………28

3. Прогнозирование  управленческих решений……………………………......31

3.1 Сущность и методы прогнозирования управленческих решений…...…...31

3.2 Прогнозирование  индекса потребительских цен на товары и услуги

по РФ………………………………………………………….…………………..33

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управленческое решение  представляет собой основной вид  деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.

Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.

Управленческое решение  зависит от многих факторов: от положения  дел в управляемой сфере, от состояния  трудового коллектива, от кадрового  обеспечения и т.д. Кроме того, управление предъявляет особые требования к личностным качествам руководителя, к его умственным способностям, к его умениям прогнозировать и анализировать складывающиеся управленческие ситуации.

Сам процесс принятия управленческого решения с большим  трудом поддается изучению. Это связано  с тем, что протекание фаз принятия решения, по большей части, скрыто от непосредственного наблюдения. Очень сложно создать экспериментальную ситуацию, в которой возможно проследить рождение решения, так как имеют большое значение реальные условия, в которых принимается управленческое решение. Большинство руководителей, осуществляя этот вид деятельности, скорее интуитивно учитывают множество факторов, влияющих на управленческую ситуацию, и, как правило, не могут сказать, каким образом они это делают.

Эффективность каждого  управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения.

1.Сущность  и задачи управленческих решений

    1. Понятие и природа управленческих решений

 

Всякое управление реализует последовательность 3-х этапов:

1.Определяет  состояние управленческого объекта  (фирма, бригада, звено) (идентификация  проблем)

2.Вырабатывает  для данного состояния оптимальное  воздействие (разрабатывает и  принимает решение)

3.Реализует  данное решение

 Управленческое решение  является фундаментом любого процесса управления. Смысл управленческой деятельности является достижение организацией поставленных целей. Содержание заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей.

Признаки отличия управленческого решения от бытового решения:

1.Цели.

2.Масштаб и  последствия.

3.Горизонтальное  и вертикальное разделение труда

4.Профессионализм  исполнителей.

Рассмотрев  эти отличительные особенности  принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

  Управленческое решение - это выбор альтернативы, который осуществляется лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и направлены на достижение целей организации.

 Необходимо  отметить, что в теории принятия решений есть специальный термин-лицо, принимающее решение, или, сокращенно, - ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.) и на ком лежит ответственность за его результаты.. Но довольно часто встречается и коллективный ЛПР, например: собрание акционеров, совет директоров акционерного общества, Правительство Российской Федерации, городская дума и т.д. При этом проект решения, как правило, готовят специалисты и помощники - так называемый «аппарат ЛПР», возможно, при участии сотрудников иных организаций. Однако ответственность (персональная или коллективная) все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке и разработке решения.

 Управленческое  решение рассматривают в 2-х значениях:

а) как процесс  – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения;

б)как явление – это план мероприятий, постановлений, устное или письменное распоряжение.

Каждое решение затрагивает различные вопросы организации, в связи с чем имеет разные виды сущности:

1.Экономическая  сущность – заключается в том,  что на разработку УР требуются  материальные, трудовые и финансовые  затраты.

2.Организационная  сущность – заключается в том, что к работе привлекается персонал; необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, обязанностями, ответственностью.

3.Социальная  сущность – заложена в механизме  управления персонала, учитывающим потребности, интересы, ценности, ожидания ,тревоги персонала.

4.Правовая сущность  – состоит в точном соблюдении  законодательных актов страны, международных  обязательств, а так же уставных  и учредительных документов самой  организации.

5.Техническая  и технологическая сущность – проявляется в возможности обеспеченности персонала необходимыми техническими и информационными средствами для реализации решения. 

Рассмотрев  сущность управленческого решения, перейдем к изучению его характеристик.

Классификация решений. Построение любой классификации определяется, прежде всего, позицией автора и набором признаков, положенных в ее основу, поэтому существуют различные подходы к классификации управленческих решений. Важно только соблюдать несколько общепринятых требований к классификационным признакам, важнейшими из которых являются:

· существенность;

· постоянство;

· наблюдаемость.

Одна из возможных  классификаций представлена в табл.1.

Таблица 1

Классификация управленческих решений

 

Классификационный признак

Группы управленческих решений

1

2

1.Проблемы

Рутинные

Новаторские

2.Значимость  цели

Стратегические

Тактические

3.Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

4.Срок реализации

Долгосрочные (3-5лет)

Краткосрочные (до 1 года)

5.Прогнозируемые  последствия

Корректируемые решения

Некорректируемые  решения

6.Характер информации

Детерминированные (с известной точностью)

Вероятностные (недетерминирован-ные)

7.Метод разработки

Формализованные

Неформализованные (опыт, интуиция)

8.Количество  критериев выбора

Однокритериальные

Многокритериальные

9.Форма принятия

Единоличные

Коллегиальные

10.Способ фиксации

Документированные (письменные)

Недокументированные (устные)

   

Довольно часто, говоря о требованиях к управленческим решениям, смешивают понятия «качество» и «эффективность».

Другими словами, качество управленческого решения - это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К числу таких характеристик следует отнести:

·обоснованность;

 своевременность;

·непротиворечивость;

·адаптивность;

·реальность.

Обоснованность. Обоснованность решения определяется, прежде всего, степенью учета как закономерностей функционирования и развития объекта управления, так и тенденций развития экономики и общества в целом. Необходимо также отметить, что обоснованным может быть лишь то решение, которое принято на основе достоверной, систематизированной и научно обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и оптимизации решений.

Непротиворечивость. Единство управления современными сложными организациями, осуществляемого глубоко специализированным аппаратом, не может достигаться иначе, чем последовательностью взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер.

Своевременность. Качество решения многих проблем очень часто определяется его своевременностью. Даже оптимальное решение, рассчитанное на получение наибольшего экономического эффекта, может оказаться бесполезным, если будет принято поздно. Более того, оно может даже принести определенный ущерб. Таким образом, фактор времени оказывает существенное влияние на содержание управленческого решения.

Если необходимость  обоснованности и непротиворечивости решения увеличивает время, затрачиваемое  на его разработку, требование своевременности, оперативности, напротив, существенно  ограничивает этот период.

Адаптивность. В связи с этим окончательное разрешение проблемы «раз и навсегда» не представляется возможным и качество выбранной альтернативы следует оценивать с учетом того, что через некоторое время, возможно, придется корректировать действующее или принимать новое решение. Управлять нужно так, чтобы оставалась определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое решение. Между тем, недостаток многих решений в том и заключается, что они не учитывают необходимости подобной адаптации и носят излишне «жесткий» характер.

Реальность. Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала. Другими словами, материальные возможности, ресурсы организации должны быть достаточны для эффективной реализации выбранной альтернативы.

Итак, управленческое решение  может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным  выше требованиям. Причем речь идет именно о системе условий, т. к. несоблюдение хотя бы одного из них приводит к  дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.

 

 

1.2 Технология и организация процесса принятия решений

 

Технология разработки и принятия управленческих решений  представляет собой совокупность последовательно повторяющихся действий, складывающихся из отдельных этапов, процедур, операций.

Цель организации, как правило, достигается не единичным решением, а последовательностью выполнения связанных между собой отдельных этапов, каждое из которых постепенно приближает решение к достижению цели. Таким образом, решение это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего циклическую структуру (рис. 1).

Рассмотрим содержание основных процедур процесса принятия управленческого  решения.


 
 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческого  решения

 

Анализ ситуации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии факторов внешней среды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выявить проблемы, которые следует решать.

Идентификация проблемы. Под проблемой обычно понимают расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта. В момент своего возникновения проблемы часто слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей и путей их достижения. Внешние проявления проблемы позволяют определить ее только в общем виде, тогда как определение глубинных причин, вызвавших ее требует серьезного анализа и изучения.

Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив, выбор наилучшей, а впоследствии – оценка степени достижения поставленной цели.

Информация о работе Психологические аспекты принятия решений