Психологические аспекты принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
1.Сущность и задачи управленческих решений…………………………….….4
1.1 Понятие управленческих решений………………………………………….4
1.2 Технология и организация процесса принятия управленческих решений…………………………………………………………………………...9
1.3 Оценка эффективности решений…………………………………………..14
2. Психологические аспекты принятия решений……………………………...19
2.1 Психологические феномены процесса принятия решений……………….19
2.2 Индивидуальные качества, необходимые менеджеру для успешного принятия решения……………………………………………………………….24
2.3 Модель принятия решений Врума–Йеттона………………………………28
3. Прогнозирование управленческих решений……………………………......31
3.1 Сущность и методы прогнозирования управленческих решений…...…...31
3.2 Прогнозирование индекса потребительских цен на товары и услуги
по РФ………………………………………………………….…………………..33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Псих аспекты при принятии УР(Готовый вариант).doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3

 

Психологические барьеры на пути принятия управленческих решений.

 

 

 

Вид психологического барьера

Проявление  психологического барьера

Избирательное восприятие и сужение поля зрения.  

Бизнесмены, принимающее  решение, имеют свою систему оценок, установок и ожиданий и часто  не замечают то, чего подсознательно не хотят замечать. При этом мышление оперирует не всей информацией, а только той, что проходит через фильтры восприятия. 

Недостаточный объем информации 

Получив информацию по какому-то вопросу, предприниматель  может посчитать ее исчерпывающей, в то время, как для оптимального решения проблемы требуется больше данных. Использование только части информации ведет к скороспелым и ошибочным выводам, так как при этом исключается много других альтернатив. 

Распыление  внимания на частности в ущерб  целому. 

В попытках найти  решение, внимание руководителя может  цепляться к частным вопросам, на которые уходит большая часть мыслительных усилий, в то время, как первостепенную важность имеет решение главной задачи. 

Ложные установки  

Часто принятию правильного решения мешают ошибочные  установки, ограничивающие широту мышления и гибкость руководителя. К ним может относиться негативизм, неоправданные опасения и обобщения, установки долженствования и пр.


 

Совокупность  индивидуальных качеств, обеспечивающих эффективность работы менеджера, определяется различными авторами по-разному. Чаще всего к таким качествам относят:

1) практический  ум;

2) психологический  такт;

3) энергичность;

4)·требовательность;

5)·критичность;

6)·инициативность;

7)·самостоятельность;

8) общительность;

9) настойчивость;

10) работоспособность;

11) умение разбираться в людях;

12) волю;оптимизм;

13) компетентность;

14) креативность;

15) здоровый  карьеризм»;

Их объединяет одна особенность: эти качества обобщенные, разнородные по своей сути, т.к. выделены на основе структуры деятельности, профессии, а не структуры личности. Поэтому некоторые психологи считают такое отождествление необоснованным и, исходя из того, что управленческая деятельность не сводится только к процессам принятия решений, стараются выявить специфические качества личности, непосредственно связанные с успешным принятием решений. Проводимые в этом направлении эксперименты еще далеки от завершения, но показывают, что проблема нуждается в серьезном исследовании. Их объединяет одна особенность: эти качества обобщенные, разнородные по своей сути, т.к. выделены на основе структуры деятельности, профессии, а не структуры личности. Поэтому некоторые психологи считают такое отождествление необоснованным и, исходя из того, что управленческая деятельность не сводится только к процессам принятия решений, стараются выявить специфические качества

личности, непосредственно  связанные с успешным принятием  решений. Проводимые в этом направлении  эксперименты еще далеки от завершения, но показывают, что проблема нуждается  в серьезном исследовании

 

2.3 Модель  принятия решений Врума–Йеттона

 

Ещё одним весьма важным аспектом психологии является проблема стиля руководства и  его взаимосвязи с процессом  разработки и принятия решений. Как  вести себя руководителю с подчинёнными в ситуации, требующей выбора? Всегда ли следует обсуждать с ними возникающую проблему и возможные варианты её решения? Нужно ли добиваться согласия подчинённых с принятым решением? Ответы на эти и подобные вопросы помогает дать достаточно простая и эффективная ситуативная модель руководства, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Модель принятия решений руководителем Врума - Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений. Рассмотрим модель на рис. 2.

Ниже приведены  описания этих пяти стилей.

А I. Вы сами принимаете решение, используя для этого  имеющуюся в Вашем распоряжении в данный момент информацию.

А II. Вы получаете  от подчиненных необходимую информацию и затем сами решаете проблему. При этом Вы можете говорить или  не говорить подчиненным, в чем заключается  проблема. Роль подчиненных при этом сводится только к предоставлению информации.

С I. Вы излагаете  возникшую проблему только тем подчиненным, кого она касается, и выслушиваете их идеи и предложения. При этом Вы не собираете их вместе в одну группу, а беседуете с каждым индивидуально. Затем Вы сами принимаете решение, которое  может отражать или не отражать мнение подчиненных.

 

Рис. 2 Модель принятия решений Врума-Йеттона.

 

С II. Проблема, требующая  решения, доводится до сведения всех подчиненных и группа вместе ее обсуждает, высказывая различные мнения и предложения. После этого Вы самостоятельно принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.

G II. Вы излагаете  проблему группе подчиненных.  Все вместе Вы находите и оцениваете возможные альтернативы решения и пытаетесь достичь согласия. Роль руководителя в этом случае схожа с ролью председателя собрания. Он не пытается влиять на подчиненных, чтобы те приняли его решение, и готов принять, утвердить и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

Стили А I и А II — авторитарный стиль принятия решений, C I и C II — консультативный  стиль и G II — полное участие.

От чего же зависит  выбор руководителем какого-либо из этих возможных стилей? Во-первых, от характера ситуации и, во-вторых, от характера проблемы. Чтобы помочь руководителю оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали 7 критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные — руководитель», и модель дерева решений.

Критерии проблемы в модели Врума — Йетонна значение качества решения;

наличие достаточной  информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения;

степень структурированности  проблемы;

значение согласия подчиненных с целями организации  и их причастности для эффективного выполнения решения;

вероятность, что  авторитарное решение руководителя получит поддержку подчиненных;

степень мотивации  подчиненных достичь целей организации;

степень вероятности  конфликта между подчиненными при  выборе альтернативы.

Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Чтобы определить, какой из пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений. Начиная с его «корня» — левой стороны модели, руководитель отвечает последовательно на каждый вопрос, находит таким образом критерий проблемы и подбирает в итоге наиболее адекватный стиль руководства.

 

 

 

3. Сущность  и задачи прогнозирования

 

3.1 Понятие  и виды прогнозирования

 

В условиях рыночной экономики деятельность предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования. Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения.

Различают три  основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж (спроса).

1. Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, предприятие, выпускающее компьютеры, интересует перспективы расширения объема памяти на дискетах, т.к. они являются дополнительной продукцией для использования компьютеров, а предприятие, использующее вредные, токсичные вещества в своем производстве, интересует разработка технологий по очистке и утилизации отходов. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.

2. Экономический  прогноз позволяет предусмотреть  будущее состояние экономики,  процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д. 

3. Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.

 Составление  прогнозов осуществляется с помощью  следующих методов прогнозирования. 

 Экстраполяционные  методы основаны на предположении,  что будущие события определяются  прошлым. Например, анализ изменения объема продаж во времени предлагает выделение трех составляющих: тренда; сезонных колебаний; случайных изменений. Тренд описывает общую тенденцию развития; сезонные колебания показывают колебание спроса от времени года; случайные изменения - изменения трудно определяемых случайных факторов. В условиях нестабильности и неопределенности внешних факторов методы экстрополяции редко применяются.

 Методы экспертных  оценок основаны на статической  обработке оценок, полученных путем  опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих узких областях. К ним относят такие методы как метод Дельфи, методы коллективной генерации идей, последовательного выбора, парных сравнений, балльной оценки, оценки вероятностей, ранжирования ряда. Метод Дельфи предполагает проведение опроса членов группы экспертов и дальнейшее циркуляционное ознакомление членов группы с мнением коллег и лиц, заинтересованных в итогах экспертизы с целью достижения группового консенсуса.

 Метод коллективной  генерации идей (“мозговая атака”) предполагает проведение дискуссии, в которой допускаются высказывания любых, самых парадоксальных мнений, оригинальных идей и предложений. После проведения опроса производится оценка его качества и обработка суждений экспертов.

 Причинно-следственные методы основаны на применении регрессиональных математических методах и нейросетевых моделей (НСМ). Регрессионные модели базируются на составлении статистических уравнений, позволяющих определить значения некоторых переменных и оценить их влияние на искомую величину. Например, разрабатывается регрессионная модель прогнозирования объема продаж в зависимости от уровня цен и от затрат на рекламу. НСМ получили в последнее время наибольшее распространение, чем регрессиональные модели, т.к. позволяют получить более достоверные результаты, с помощью выявления нелинейных взаимосвязей между параметрами. НСМ позволяют выявлять неочевидные, существенные системные связи при моделировании сложных систем. С помощью НСМ можно учитывать при составлении объема продаж такие неопределенные факторы как: поведение конкурентов; время года; изменение рыночных долей; интенсивность рекламы и т.д.

Чем за больший  период удается собрать информацию, чем больше факторов учесть и выбрать  адекватную структуру НСМ - тем более  достовернее оказываются прогнозы. На практике целесообразно сочетать различные методы прогнозирования с целью нивелирования их недостатков и укрепления достоинств.

 

3.2 Прогнозирование  индекса потребительских цен на товары и услуги по РФ

 

Для расчета  показателя на ближайшие 5 лет используется экономико-математическое моделирование. Данный расчет имеет следующие этапы:

    1. Графический анализ показателя
    2. Выбор математического уравнения
    3. Расчет параметров выбранного уравнения
    4. Построение графика и расчет выравненных значений уравнения
    5. Оценка пригодности полученного уравнения для прогнозирования
    6. Расчет прогнозируемого показателя

В качестве примера  будем рассчитывать индекс потребительских  цен на товары и услуги на 2013, 2014, 2015 год. Для этого исследуем данный показатель за последние 5 лет.

Таблица 4

Индексы потребительских  цен на товары и услуги по РФ за 2007-2011гг.

 

Годы

Индекс на конец  года в %

2007

101,1

2008

100,7

2009

100,4

2010

101,1

2011

100,4


 

    

 

Рис. 3. Индексы потребительских цен на товары и услуги по РФ

за 2007-2011гг.

 

Для расчета  используются уравнения:

- линейное y=a+bx

- параболическоеy=a+bx+cx2

- кубическое y=a+bx+cx2+dx3+…+zxn

Рассчитывать  будем прогноз показателя по линейной функции. Система уравнения по данной функции имеет вид:

Σy=xa+bΣx


Σxy=aΣx+bΣx2

a=Σy-bΣx

b=Σxy-ΣxΣy

Σx2-(Σx)2

Рассчитаем  параметры a и b

x

y

xy

x2

y2

1

101,1

101,1

1

10221,21

2

100,7

201,4

4

10140,49

3

100,4

301,2

9

10080,16

4

101,1

404,4

16

10221,21

5

100,4

502

25

10080,16

Σ

15

503,7

1510,1

55

50743,23

Информация о работе Психологические аспекты принятия решений