Психология кадровой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель –изучить психологию кадровой работы организации.
Задачи исследования:
Изучить психологию кадровой службы Тетра пак и работу с новым персоналом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…...4
Глава1.
1.1 Исторический аспект психологии кадровой работы………………………………..6
1.2 Роль психологии в организации работы кадровой службы фирмы ………………10
1.3 Особенности социально-психологических методов кадровой службы ….……….15
Глава 2.
2.1 Типы и этапы работы с кадровым резервом ………………………………………..20
2.2 Теоретические основы обучения и повышения
квалификации работников………………………………………………………………25
2.3 Полномочия кадровой службы на предприятии ………………………...................29
Глава 3.
3.1 Краткая характеристика предприятия "Тетра Пак"………………………………..32
3.2 Философия подбора в "Тетра Пак"………………………………………………….34
3.3 Как подбирается персонал в "Тетра Пак"…………………………………………..35
3.4 Работа с новыми сотрудниками компании “Тетра пак”…………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая по уперсоналом.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ)

(ИТТСУ)


Кафедра «Менеджмент»

 

Управление персоналом

Курсовая работа на тему

” Психология кадровой работы”

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

   Выполнил: студент гр. ТМТ-311

                                                                                                      Демидов А.В.

        Проверил: Лякишев О.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2011

Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…...4 
Глава1. 
1.1 Исторический аспект психологии кадровой работы………………………………..6 
1.2 Роль психологии в организации работы кадровой службы фирмы ………………10

1.3 Особенности социально-психологических методов кадровой службы ….……….15

Глава 2.

2.1 Типы и этапы работы с кадровым резервом ………………………………………..20 
2.2 Теоретические основы обучения и повышения

 квалификации  работников………………………………………………………………25

2.3 Полномочия кадровой службы на предприятии ………………………...................29

Глава 3.

3.1 Краткая характеристика предприятия  "Тетра Пак"………………………………..32

3.2 Философия  подбора в "Тетра Пак"………………………………………………….34

3.3 Как  подбирается персонал в "Тетра  Пак"…………………………………………..35

3.4 Работа  с новыми сотрудниками компании  “Тетра пак”…………………………...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..39 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект исследования – компания “Тетра пак”.

 

Предмет исследования – новые сотрудники “Тетра пак”.

Цель –изучить психологию кадровой работы организации.

 

Задачи исследования:

Изучить психологию кадровой службы Тетра пак  и работу с новым персоналом.

 

Методы исследования. В исследовании проведен эксперимент. Использованы: специальная диагностика, специальный новый метод- Дни карьеры.

 

Экспериментальная база. Исследование проведено в компании “Тетра пак”.

 

Теоретическая новизна исследования заключается в том, что нужно  определить психологию кадровой работы организации.

 

Практическая значимость определяется тем, что на основе исследования разработаны рекомендации для работников в сфере управления персоналом.

 

Методологической основой исследования являются ведущие принципы отечественной и зарубежной психологии, принцип системности, принцип наглядности, принцип развития, принцип деятельности, а так же, ведущие принципы психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Работа кадровых служб и руководящего состава любой организации неизбежно связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей  в конечном счете зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Персонал является мотором любой организации. Часто руководитель основное внимание обращает на финансовые, производственные вопросы, вопросы материально-технического обеспечения или сбыта готовой продукции, не уделяя достаточного внимания людям, которые обеспечивают работу организации по всем этим направлениям.

Ошибки при отборе кадров – особенно когда речь идет о руководящих кадрах – слишком дорого обходятся не только организации, но и ищущим работу специалистам.  Потери организации от ошибочных решений, аварий, брака – это только часть тех расходов, которые приходится нести в результате неудовлетворительной работы по отбору новых кадров. С другой стороны неправильная организация работы кадровой службы приводит к тому, что некоторые профессиональные работники не сумев пройти отбор в первый, второй, третий раз ( при этом имея квалификацию и многие данные превышающие данные отобранного работника), разочаровываются в своих силах и, как следствие, занижают свои профессиональные требования к работе и идут на более низкооплачиваемые места с меньшими квалификационными требованиями.

В целом – это снижает уровень образования и профессиональной подготовки у нас в стране и влияет на психологическое состояние множества безработных специалистов.

Руководители всех уровней должны осознавать значение поиска и отбора кадров, уметь оценивать эффективность используемых при этом технологий.

От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество людских ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.

Проблема профессионального отбора является особо актуальной в наши дни. Во время подбора персонала обычно оцениваются результаты работы (достижения), способности, характер работника, его адаптация в данной должности. Характерно при этом, что при решении материального стимулирования приоритет отдается результатам работы, а при решении вопросов продвижения по службе, расстановки кадров и повышения квалификации предпочтение получают способности и характер.

Наиболее распространены такие методы оценки, как  метод оценки сравнением, шкалой, подробным описанием личности, нормативом работы, комплексный метод оценки, метод самооценки. В целом используются как стандартизированные портретные характеристики качеств работников, так и количественный подход к выражению этих характеристик. В последние годы существенно меняются процедуры оценки кадров, к ним все шире привлекаются сами работники.

Но немаловажно учитывать психологические особенности работников, претендующих на то или иное место.

В настоящее время при устройстве на работу  работодателя интересуют только знания, умения и опыт работника. Все теоретические разработки направлены на изучение и оценку навыков, умений, интеллекта. При подборе кадров совершенно не учитывается психологические особенности и эмоциональное состояние предполагаемых работников.

Агентства набирают целый список трудноустраевымых клиентов и не могут понять, в чем дело. Казалось бы,  люди имеют хорошее образование, опыт работы и желание работать, есть даже выгодные вакансии, но такие люди проходят два, три, а то и шесть семь собеседований, но так и не находят работу. Это может быть связано с их психологическими особенностями и эмоциональным состоянием. А эти феномены не попадают в зону диагностики с помощью стандартных методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. 
1.1 Исторический аспект психологии кадровой работы

 

О том, как развивалась и совершенствовалась технология поиска и отбора персонала написано не так много, хотя это достаточно значимый вопрос для понимания современного состояния и анализа этой проблемы HR-менеджмента. 

В ХХ веке ценность человеческих ресурсов, так или иначе, признается всеми. Но так было не всегда, и формирование целостной системы поиска и отбора персонала имеет долгую и сложную историю.

Весь период становления системы подбора кадров можно условно разделяет на три основных этапа:

донаучный;

классический;

современный.

Донаучный этап начинается еще 4-5 тысяч лет назад в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке (Шумера, Египет, Аркада).

Например, в Египте существовала школа чиновников, готовившая элитную касту государственных служащих. В эту школу был строжайший, целенаправленный отбор по многим критериям. Умственные способности, физическое развитие, культурный уровень и многое другое влияли на зачисление в эту школу.

К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в Древнем Китае. Конфуций и его приемники создали целую философию отбора чиновников и представителей знатных сословий. Основой отбора чиновника на службу стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги, качество ума и интеллект.

Наивысшие достижения донаучного этапа приходятся на период рассвета Древней Греции. В ту пору профессионализм ремесленников, мореплавателей, воинов достиг невиданных высот. Поэтому требования к профотбору резко ужесточились и усложнились. Этому в значительной мере способствовали труды древнегреческих мыслителей (Аристотель, Платон и т.д.), которые впервые в истории попытались систематизировать критерии и качества, необходимые для того или иного рода деятельности. В средние века известно также немало примеров применения различных способов поиска и отбора кадров, но все это были лишь попытки создать целостную систему отбора персонала. В донаучный период сформировались отдельные элементы, части этой системы, но более или менее законченную целостность она обрела позже.

Начало классическому этапу положила великая индустриальная революция XVIII -ХIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Замена малопроизводительного ручного труда властью пара и машин повлекла за собой изменения условий работы, общественных форм разделения труда и т.д. Новый тип служащего, босс, руководитель, который теперь не обязательно является собственником, как это было в прошлом, становится могучим посредником в новой фабричной системе. Со всеми этими изменениями растет разрыв между рабочими и собственниками, хозяевами. Возникла острая необходимость в отдельной структуре организации, которая могла бы стать связующим звеном между противоборствующими сторонами.

И такие структуры (отделы, службы), призванные заниматься вопросами персонала, вскоре появились.

Кардинальные изменения в системе отбора персонала стали возможны только к 20-м годам прошлого века. В эти годы широко распространяется учение Ф. Тейлора о научной организации труда. В сфере кадровой политики Тейлор особое внимание уделял созданию специальной системы поиска и отбора персонала на основе научно установленных признаков, а также оценке деятельности руководителя соответственно занимаемой должности. Наиболее развитые державы (США. Германия, Франция и т. д.) использовали систему Тейлора, а также активно разрабатывали свои собственные системы отбора кадров.

Во многих американских компаниях образовывались «отделы установки личного состава», целями которых были привлечение рабочей силы, отбор, начальная установка, выдвижение, воспитание и обучение, здоровье рабочих, техника безопасности и санитарии, улучшение быта, методы изучения персонала.

 

В России  активно использовали открытия психотехники, связанные с отбором персонала. В начале XX века И.И. Рихтер, Н. Мельников, В.А. Рождественский и др. занимались разработкой требований к различным профессиям и способов измерения требуемых характеристик. Считалось, что идея подбора работ более гуманна, чем идея отбора людей по принципу профпригодности. Большая часть промышленных предприятий начала пользоваться методиками работы с персоналом, разработанными в недрах одной из девяти лабораторий ЦИТа. 1

 

Современный этап. Переломным моментом в работе кадровых служб — перенос опыта отбора кадров из промышленности во все сферы экономики — можно считать создание в конце 1950-х гг. «теории качеств» (первоначально разрабатывалась для управленцев). Представители этого направления шли по пути поиска необходимых для лидера личностных качеств, таких как «энергичность», «воля», «решительность», «оперативность» и т.д. В разных исследованиях фигурировало множество качеств, необходимых, с точки зрения исследователей, для успешного выполнения управленческих функций: умение предвидеть, быстрая реакция, выдержка, терпение, способность привлекать внимание, такт. Но, прежде всего, это были энергия, ум и характер.

Наиболее слабой и уязвимой стороной новой теории стала ее основная идея, согласно которой управляющий должен обладать всеми добродетелями и ни одним пороком. К. Бирд, обобщив 20 исследований, указал 79 качеств необходимых для лидера. В те годы исследования на эту тему росли как грибы, и часто доходило до абсурда, когда результаты одних исследований противоречили результатам других. Как считал Г. Олпорт, из 17 000 определений, используемых в английском языке для описания индивидуума, почти каждое может быть использовано для характеристики лидера. Через несколько лет С. Джиб сделал вывод о том, что многочисленные исследования симптомо-комплексов лидерства не состоятельны ввиду того, что разнообразные ситуации требуют проявления различных, часто противоположных качеств от человека, призванного управлять. Ошибкой являлось так же то, что эти списки представляли собой набор прилагательных или существительных которыми фактически подменялись искомые качества. Чем длиннее оказывался перечень, тем менее надежным оказывался итоговый результат оценки. К тому же отсутствовала процедура перевода первичных оценок в стандартизированные.

«Теория качеств» представляла собой первую попытку решения проблемы индивидуального различия людей в целях их отбора для управляющей работы. Она носила утопический характер и не могла служить основой в процессе профессионального отбора управляющих. Несмотря на это, теория послужила отправным толчком для создания последующих, гораздо более эффективных, систем поиска и отбора персонала, которые сегодня успешно используются в мировом бизнесе.

Информация о работе Психология кадровой работы