Пути совершенствования управления ассортиментом в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление особенностей организации ассортиментной политики в магазине "СМАК" и разработки предложений по ее улучшению.
Для достижения поставленной цели, проанализировали ассортимент магазина, с точки зрения запросов сегмента рынка; выявили определяющие критерии выбора товаров в различных сегментах рынка; провели группировку магазина по стадиям жизненного цикла; рассмотрели ведущие марки товаров, представленных в магазине; сравнили ассортиментную политику магазина "СМАК" ( южные микрорайоны г.Бишкек) и основных конкурентов, расположенных в том же районе города; разработали предложения по улучшению ассортиментной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом и формирования ассортиментной политики……………………………………………………………………..5
2.Ассортимент продукции……………………………………………………………..10
3. Формирование и планирование ассортимента………………………………….16
4. Анализ и оценка ассортиментной политики магазина "СМАК"………………21
5. Пути совершенствования управления ассортиментом в магазине………….…32
Заключение…………………………………………………………………………….…37
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Формирование ассортиента в магазине Microsoft Office Word.docx

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

 Можно сделать вывод, что положительные изменения  коснулись в большей степени  внутрихозяйственных результатов  деятельности, в меньшей степени  они связаны с обслуживанием  покупателей. Следует отметить, что  в число малоизменённых видов  деятельности попала и работа  по изучению спроса, в то время  как это является одной из  основных функций фирменного  магазина. Специалисты фирменной  торговли в подавляющем большинстве (61%) считают, что деятельность торговых  предприятий невозможна без изучения  спроса, а нацеленность деятельности  торговых предприятий на выполнение  плана товарооборота противоречит  основному смыслу фирменной торговли.

Состояние изучения спроса характеризуется следующими данными. В основном используются следующие виды работ по изучению спроса: проведение выставок-продаж; опрос покупателей; дни учёта неудовлетворённого спроса; учёт отзывов покупателей; расчёт прогнозов спроса; составление коньюктурных обзоров; показы, демонстрации изделий с учётом мнений покупателей; другое (консультации, творческие встречи и т.п.). Причём в основном эти мероприятия распространены приблизительно равномерно (см. Табл.4, Рис.4).

Таблица 4.

Мероприятия по изучению спроса.

Мероприятие

Удельный вес

Выставка-продажа

13%

Опрос покупателей

13%

День учёта неудовлетворённого спроса

14%

Учёт отзывов покупателей

12%

Расчёт прогнозов спроса

9%

Составление коньюктурных обзоров

16%

Показ, демонстрация изделий с учётом мнений покупателей

11%

Учёт предпочитаемых моделей, образцов

11%

Другое

1%

Всего

100%


 

Результаты работ по изучению спроса доводятся до производства, однако лишь 10% из числа опрошенных отметили, что эти результаты реализуются полностью промышленными предприятиями (объединениями). Большинство же (83%) указало, что они используются лишь частично, а в некоторых случаях (7%) только эпизодически.

Причиной такого положения является прежде всего невозможность, по мнению опрошенных, внедрить рекомендации магазинов в производство из-за отсутствия нужного сырья и вспомогательных материалов (49%), несовершенства технологии и оборудования (33%), по другим причинам (18%). В 8% случаев отмечено, что предприятия экономически не заинтересованы в реализации получаемых рекомендаций, в 3% случаев не доверяют им.

Таким образом, работа по изучению ассортиментного спроса товаров слабо реализуется на практике, что снижает эффект деятельности фирменного магазина и приводит к превращению фирменной сети в традиционную торговую сеть.

Такое положение формирует и отношение к работе по изучению и формированию спроса. Сами специалисты (79%) оценивают уровень этих работ как невысокий. Причина этого (по мнению 31% опрошенных) в отсутствии нужных методик. Названы и другие причины, снижающие качество работ по изучению спроса в фирменном магазине (см. Табл. 5).

Таблица 5.

Причины, снижающие качество работ по изучению спроса в фирменном магазине.

Причина

Удельный вес, %

Отсутствие нужных методик

31

Низкое качество, неэффективность действующих методик

7

Сложность, громоздкость действующих методик

6

Проведение работы по изучению спроса малыми силами

9

Недостаточная подготовка специалистов по изучению спроса

9

Отвлечение специалистов по изучению спроса на другую работу

4

Другое

34

Всего

100


 

Большинство опрошенных пессимистически относятся к возможности влияния магазина на формирование ассортимента продукции. Так, 63% считают, что магазин может лишь частично влиять на формирование ассортимента товаров, 8% - что магазин влиять практически не может, и лишь 29% убеждены в том, что магазин в полной мере может влиять на формирование и широту ассортимента.

Таким образом, предприятиям торговли необходимо улучшать работу по изучению спроса, так как это позволит промышленным предприятиям выпускать именно те товары, которые  нужны покупателям, что в итоге будет выгодно и магазинам.

 

5. Пути совершенствования управления ассортиментом в магазине.

 

Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента  с учетом поставленных предприятием стратегических рыночных целей. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортименте начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя. С точки зрения концепции маркетинга — это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента, состоят прежде всего в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

Формирование ассортимента , как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем, их объединяет то, что управление ассортиментом  обычно подчинено руководителю службы маркетинга. В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.

Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы. Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

Модификация товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

Еще один важный элемент ассортимента  и в целом товарной политики — изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Таким образом, изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует располагать методикой оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает, а методика должна быть относительно простой.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимента неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

Основными элементами (или фазами) планирования ассортимента продукции являются:

1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; анализ способов использования  соответствующей продукции, а также  особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте  рынка;

2) оценка конкурирующих изделий-аналогов  под тем же углом зрения;

3) анализ потребительских оценок  качества вырабатываемых изделий, т.е. определение степени их соответствия  запросам покупателей (потребителей) с точки зрения способности  удовлетворить конкретную потребность  в функциональном и эстетическом  отношении;

4) определение того, какими изделиями  должен быть пополнен вырабатываемый  ассортимента продукции и какие  изделия следует исключить из  него по причинам недостаточной  рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности  и т.д. Сюда же относится решение  вопроса о том, следует ли диверсифицировать  производство за счет направлений, выходящих за рамки сложившейся  специализации;

5) рассмотрение предложения об  освоении новых изделий, усовершенствовании  освоенной продукции, а также  о новых способах и сферах  применения выпускаемых товаров;

6) разработка спецификаций новых  или улучшенных изделий в соответствии  с требованиями покупателей;

7) изучение с помощью специалистов  по научно-техническим изделиям  и разработкам перспектив производства  новых или усовершенствованных  изделий, включая вопросы цен, себестоимости  и рентабельности;

8) тестирование продукции с привлечением  потенциальных потребителей для  выявления ее соответствия покупательскому  спросу по всему кругу основных  показателей: качеству, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности;

9) разработка специальных рекомендаций  для изготовителей продукции  в отношении ее качества, типоразмера, наименования, цены, упаковки, технического  обслуживания и т.д. в соответствии  с результатами проведенного  тестирования, пробных продаж и  т.п.;

10) подготовка рекомендаций по  сбыту продукции, включая: определение  сроков и графика ввода на  рынок нового или усовершенствованного  товара, масштабов и начальной  формы его реализации (например, только пробные продажи в специально  отобранных городах, освоение отдельных  региональных рынков или же  выход сразу на национальный  рынок), планов сбыта продукции, разработку  программы проведения рекламных  кампаний и других мероприятий  по стимулированию сбыта.

Информация о работе Пути совершенствования управления ассортиментом в магазине