Пути совершенствования управления ассортиментом в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление особенностей организации ассортиментной политики в магазине "СМАК" и разработки предложений по ее улучшению.
Для достижения поставленной цели, проанализировали ассортимент магазина, с точки зрения запросов сегмента рынка; выявили определяющие критерии выбора товаров в различных сегментах рынка; провели группировку магазина по стадиям жизненного цикла; рассмотрели ведущие марки товаров, представленных в магазине; сравнили ассортиментную политику магазина "СМАК" ( южные микрорайоны г.Бишкек) и основных конкурентов, расположенных в том же районе города; разработали предложения по улучшению ассортиментной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты управления ассортиментом и формирования ассортиментной политики……………………………………………………………………..5
2.Ассортимент продукции……………………………………………………………..10
3. Формирование и планирование ассортимента………………………………….16
4. Анализ и оценка ассортиментной политики магазина "СМАК"………………21
5. Пути совершенствования управления ассортиментом в магазине………….…32
Заключение…………………………………………………………………………….…37
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Формирование ассортиента в магазине Microsoft Office Word.docx

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Товарная политика предприятия требует изменения в том случае, если в течение длительного периода имеются избыточные производственные мощности; основную прибыль дают два-три вида продукции; нет достаточного количества видов продукции, соответствующих возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; объем продаж и прибыль предприятия постоянно снижаются.

Большое значение имеет выбор ассортимента выпускаемой продукции, который позволил бы предприятию отрасли печати увеличить выручку от реализации и соответственно прибыль.

Рациональную структуру выпускаемой продукции можно определить с помощью показателя «точка безубыточности», отражающего минимальный уровень сбыта, при котором отсутствует убыток, но нет прибыли. Когда предприятие производит и реализует одно издание, «точка безубыточности» определяется по формуле:

 
 


 

где Rb - объем реализации продукции, при котором предприятие не имеет убытков, а также и прибыли; С - постоянные расходы предприятия, не зависящие от объема производства; k - коэффициент, выражающий состояние между переменными расходами предприятия, зависящими от объема производства V, и выручкой от реализации R:

Сущность планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.

Формирование ассортимента в магазинах.

При формировании ассортимента главным принципом отбора товара для реализации должна быть обязательная апробация первых партий новых товаров. Реализация традиционных товаров и полученных по товарообмену должна выступать как вспомогательная функция продажи (хотя это и не исключает значительной доли таких товаров в структуре продажи).

Таким образом, в целом ассортимент товаров, реализуемый через фирменный магазин, должен складываться из следующих групп товарного поступления:

  • пробных партий новых товаров (главная группа);
  • традиционных (ранее апробированных) товаров данного предприятия (объединения);
  • товаров, полученных по товарообмену, т.е. от других предприятий (объединений), производящих родственные или дополнительные виды товаров;
  • сопутствующих товаров.

Ассортимент по перечисленным группам должен составляться исходя из превалирующей функции обеспечения апробации новых товаров и изучения спроса. Остальные группы формируются по результатам ранее проведённого изучения спроса в целях составления ассортимента.

Структура ассортимента.

Товарный ассортимент розничного предприятия по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.

По широте ассортимента делится на:

ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);

ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);

ассортимент узкий (< 200 наименований);

ассортимент специализированный.

При принятии решений по ассортименту  необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов.

С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли.

Расширение ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе:

для некоторых товаров основного ассортимента необходимо иметь дополняющие товары (товары-комплементы);

деятельность оптовой компании при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот);

решаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д.

В качестве примера на Рис. 3 показана зависимость типа розничного предприятия от структуры ассортимента.

 
 


Рис. 3. Примеры зависимости типа розничного предприятия от структуры ассортимента

Исходя из рассмотренной выше классификации видов товарного ассортимента, а также особенностей самого товара и задачами, которые были поставлены владельцами магазина, можно выделить следующие виды розничных предприятий.

Специализированные магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимента, способный удовлетворить специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента, может быть направлена как на широкое предложение разных вариантов одного вида товара (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.).

Универмаги предлагают широкий ассортимента, в первую очередь, непродовольственных товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают к себе большое число покупателей. В целом, универмаги характеризуются средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары.

Для увеличения оборота универмаги развивают торговлю продовольственными товарами, а также сдают часть своих торговых площадей в аренду независимым розничным продавцам.

Универсальные продовольственные магазины (бентамы, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала.

Настоящее российское законодательство не определяет правила разделения магазинов на определенные виды, поэтому универсальный магазин может иметь свое название (маркет, минимаркет, универсам и т.д.).

Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента  по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях (с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи. Прогноз тенденции развития  ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

Итак, суть проблемы формирование ассортимента состоит в планировании практически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. формирование  на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

 

4. Анализ и оценка ассортиментной политики магазина "СМАК"

 

Сеть продуктовых магазинов «СМАК» является одной из самых широких в  южных микрорайонов г. Бишкек. За несколько лет плодотворной работы магазины "СМАК" зарекомендовали себя только с лучшей стороны. Так с целью оценки качества и привлекательности некоторых товаров и торговых новинок в магазине регулярно проводятся дегустации и выставки продажи, о которых заранее сообщаю покупателям.

Конкуренты такую работу не проводят, контроль за качеством реализуемых товаров у них гораздо ниже. Зачастую у них невозможно заменить некачественный товар или товар с истекшим сроком реализации. В магазине  такие случаи бывают исключительно редко и расцениваются как чрезвычайное происшествие. Администрация в данном случае расценивает такую ситуацию с точки зрения: "Покупатель всегда прав". По его просьбе ему заменят товар или вернут деньги.

Все сводится к тому, чтобы претензий по уровню качества реализуемых товаров не возникало. По каждому такому случаю проводится детальное расследования и принимаются меры по пресечению таких случаев впредь.

Ассортимент рассматриваемого нами предприятия можно оценить с точки зрения запросов сегментов рынка.

С целью оценки качества и привлекательности некоторых товаров и торговых новинок в магазине регулярно проводятся дегустации, выставки-продажи, о которых заранее сообщают покупателям.

Конкуренты такую работу не проводят, контроль за качеством реализуемых товаров у них гораздо ниже. Зачастую у них невозможно заменить некачественный товар, товар с истекшим сроком реализации.

В магазине такие случаи бывают очень редко и расцениваются как чрезвычайное происшествие. Администрация в данном случае расценивает такую ситуацию с точки зрения "Покупатель всегда прав". По его просьбе ему заменят товар или вернут деньги.

Все сводится к тому, чтобы претензий со стороны по уровню качества реализуемых товаров не возникало. По каждому такому случаю проводится детальное расследование и принимаются меры по пресечению возникновения таких случаев впредь.

Ассортимент рассматриваемого нами предприятия можно оценить с точки зрения запросов сегмента рынка (Приложение 1).

Различные сегменты рынка выделяют различные товары из одинаковых групп по следующим признакам:

1. Цена – пенсионеры  и малоимущие, домохозяйки приобретают  товар по более низким ценам.

2. Качество товара –  за более высокую цену более  качественный товар. Приобретают  товар люди с высоким доходом.

3. Новинки – молодежь  и состоятельные люди.

4. Элитность товара –  покупателя с высоким уровнем  дохода.

5. Насыщенность и глубина  – позволяет удовлетворять самые  различные спросы.

Ассортимент исследуемого нами предприятия не остается неизменным, постоянно появляются товары-новинки.

С этой целью проводится изучение покупательского спроса, выявляются те востребованные товары, которые не представлены в ассортименте.

Появляющиеся новинки широко рекламируются. В магазине выкладываются на специальные витрины, чтобы покупатель мог лучше и ближе познакомиться с этим товаром. Проводятся дегустации, выставки-продажи товарных новинок. При входе в торговый зал висит специальная доска, где указывается перечень товаров-новинок, а также цены дня. Используются специальные ценники, чтобы обратить внимание покупателя на тот или иной товар.

На сегодняшний день в исследуемом нами магазине появились новые товары в разных товарных группах.

Вкусовые товары:

– чай "Маброк", с различными вкусовыми добавками;

– чай "Гринфилд", малина;

– чай "Белый пух", зеленый, высший сорт;

– кофе "Карт Нуар Экспрессе", молотый;

– кофе "Ле Кафе Мокка", без кофеина;

– кофе "Ле Кафе Шато" де Платин;

– кофе "Швейцарский шоколад", в зернах;

– напиток безалкогольный газированный "Вишенка", содержащий 10% натурального сока;

– водка Казначейская (0,375; 0,7; 1 л, производитель – СЛВЗ);

– джин-тоник Казначейский (с разными вкусовыми добавками: апельсин, ананас);

– водка "Союз Виктан Особая", на березовых бруньках (разной емкости);

Зерно-мучные товары:

– рис "Ангстрем по-гималайски с карри";

– рис "Ангстрем по-калифорнийски";

– рис "Домашние гарниры" (с грибами, с овощами, по-болгарски);

– греча "Домашние гарниры" (с овощами, с грибами);

– сухари "Детские";

– готовый завтрак "Хлопья Джамп" (натуральные и глазированные);

– "Хлебцы Терехина" (гречневые, овсяные);

Молоко и молочные товары:

– йогурты "Фруттис" – 1,2% жирности с добавление различных фруктовых соков;

– молочный напиток Чудо "Фрулатте" 0,05% жирности.

Пищевые жиры:

– майонез "Застольный легкий" (различной емкости);

Рыба и рыбные товары:

– пресервы "Фишпикник" из филе сельди (с грибами, маслинами, с перцем);

Мясо и мясные товары:

– колбаса "Молочная", с добавление натурального молока.

В то же время, те товары, которые перестают пользоваться спросом, исключаются из ассортимента или заменяются востребованными товарами данной товарной группы, таким образом, происходит постоянное обновление ассортимента в магазине .

У конкурирующих предприятий обновление ассортимента происходит медленнее, новинки появляются гораздо позже, чем в магазине. Так новинки чая, кофе, водки (примеры перечислены выше) появились у конкурентов на три недели позже.

В этом плане у магазина больше возможностей по внедрению новых товаров на рынок. Степень новизны ассортимента гораздо выше, чем у конкурентов.

Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар со временем вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары долгожители, но вечного товара не бывает.

Фазы жизненного цикла товара делят на внедрение, рост, зрелость (насыщение) и спад.

Выделим в ассортименте магазина некоторые товары и рассмотрим их с точки зрения жизненного цикла товара (таблица № 1).

Информация о работе Пути совершенствования управления ассортиментом в магазине