Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа
Актуальность очевидна, потому что управление персоналом – достаточно новое направление менеджмента в современной России. Кадровый менеджмент только формируется, это еще нельзя назвать системой, – тем более интересным видится исследование вопросов управления персоналом. Основная мысль работы, которую хотелось бы донести: управление персоналом есть такая же, по сути, экономическая деятельность, как и всё, что делается в бизнесе. И деятельность управляющего персоналом следует рассматривать с точки зрения приносимого компании дохода, так же как работу снабженцев или торговцев.
Введение 3
1 Глава. Методологическая характеристика проблемы 5
2 Глава. Аналитическая часть 8
2.1. Современное состояние проблемы 8
2.2. Тенденции развития рассматриваемой проблемы 11
2.3. Методика анализа системы управления персоналом 13
2.4. Причины, мешающие развитию использования персонала 24
3 Глава. Разработка организационного проекта 25
4 Глава. Организационный проект 29
Заключение 43
Библиографический список 40
Инженерно-экономический институт
Кафедра менеджмента
Курсовой проект
По дисциплине: Управлению персоналом
На тему «Пути улучшения
использования персонала»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Глава. Методологическая характеристика проблемы 5
2 Глава. Аналитическая часть 8
2.1. Современное состояние проблемы 8
2.2. Тенденции развития рассматриваемой проблемы 11
2.3. Методика анализа
системы управления персоналом
2.4. Причины, мешающие развитию использования персонала 24
3 Глава. Разработка организационного проекта 25
4 Глава. Организационный проект 29
Заключение 43
Библиографический список 40
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсового проекта – пути совершенствования управления персоналом. Выбор этой темы обусловлен тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики именно персонал становится основным конкурентным преимуществом многих организаций.
На самом деле, практически все компании используют новейшее оборудование, современные технологии и т.д., но только качество персонала и уровень менеджмента делают фирму процветающей или убыточной.
Актуальность выбранной темы очевидна, потому что управление персоналом – достаточно новое направление менеджмента в современной России. Кадровый менеджмент только формируется, это еще нельзя назвать системой, – тем более интересным видится исследование вопросов управления персоналом. Основная мысль работы, которую хотелось бы донести: управление персоналом есть такая же, по сути, экономическая деятельность, как и всё, что делается в бизнесе. И деятельность управляющего персоналом следует рассматривать с точки зрения приносимого компании дохода, так же как работу снабженцев или торговцев. Написание данного курсового проекта ставило перед собой целью изложение теоретических и практических вопросов, касающихся управления персоналом, детально рассмотрены наиболее важные этапы построения и совершенствования системы управления персоналом в организации.
Как было сказано выше, в современном мире стал очевидным тот факт, что от персонала зависит успех и процветание бизнеса, так как персонал есть основной экономический ресурс (самый сложный). Разработанные методы могут быть использованы в повседневной работе по совершенствованию управления персоналом.
Цель курсового проекта — разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности использования персонала организации.
Задачи:
• обоснование критериев для оценки эффективности использования персонала;
•анализ существующего состояния использования персонала организации (принципы расстановки персонала, качественная сбалансированность рабочих мест и работников, соответствия работников требованиям рабочих мест, обоснованность перемещений, гибкость в использовании — количественная и функциональная, удовлетворенность трудом и пр.);
•оценка экономической
эффективности мероприятий, направленных
на улучшение использования
В работе использовалась специализированная литература по управлению персоналом, публикации в периодической печати, материалы Internet-ресурсов для специалистов по управлению персоналом.
1 ГЛАВА. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Персонал — это трудовой коллектив организации, или простая совокупность работников компании, которые не обладают свойствами коллектива, а именно: попарно не знают друг друга, занимают весьма отдаленные друг от друга рабочие места, не реализуют фактическую функцию общения и неформальные типы коммуникации.
Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации представляет собой необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы.
Количественный состав кадровой службы – это списочный состав работников данного подразделения организации. Качественные характеристики персонала представляют собой совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Всю совокупность качественных характеристик персонала можно условно разделить на три основные группы:
В 1990-х гг. в кадровых
службах отечественных
Что касается качественной характеристики тех лет, она представляла весьма удручающую картину. Прежде всего, следует указать на чрезвычайно низкий уровень профессиональной подготовки, что объяснялось отсутствием специалистов в области управления персоналом, недостаточным количеством социологов, психологов.
Обобщив все вышесказанное, определим управление персоналом следующим образом.
Управление персоналом — это область организационного менеджмента, направленная на максимально эффективное использование работников для достижения общих, частных и индивидуальных целей в пределах рассматриваемой организации.
2 ГЛАВА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Современное состояние проблемы
Неудовлетворительное
положение дел в системе
Таким образом, резко увеличилась значимость и важность хорошего специалиста по кадрам и в таких условиях (резкого повышения статуса должности менеджера по персоналу до уровня высшего звена управления в организации), значительно расширились его функции и ответственности, усложнение техники отбора, подбора и расстановки, мотивации, служебного продвижения персонала. Очевидно, что должность менеджера по персоналу или, как его еще часто называют, кадровика становится одной из важнейших для выживания организации в рыночных условиях и обеспечения ее конкурентоспособности.
В результате должность менеджера по персоналу и обеспечение кадрами системы управления персоналом организации является важной составляющей деятельности организации. Для разных организационно-правовых форм выделяются свои уникальные особенности построения системы управления персоналом (табл.1).
Таблица 1. Особенности построения системы управления персоналом
Организационно-правовая форма |
Особенности орг. структуры |
Преимущественные особенности построения системы управления персоналом |
Индивидуальное, частное предприятие (ИП, ЧП). Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Полное товарищество. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО). |
Компактность структуры. Отсутствие структурного выделения подсистемы управления (малая организация) |
Закрепление функций кадрового управления за собственником или уполномоченным лицом. Простота и наглядность планирования и реализации функций отбора и развития персонала. Четкая выраженность мотивации в деятельности персонала. Гибкость системы управления мотивацией, оперативность решения проблемы групповой ориентации, управления конфликтами и т.п. |
Акционерное общество (ОАО, ЗАО). |
Выделение подсистем системы управления (средняя организация) |
Выделение специализированной подсистемы по управлению кадровыми вопросами. Компактность структуры управления персоналом. Отсутствие промежуточных звеньев принятия решений. Рациональное использование преимуществ в управлении мотивацией и организационными отношениями руководства. Дополнительные возможности расширения форм и методов управления развитием персонала. |
Государственное, муниципальное предприятие. |
Построение структуры по дивизиональному принципу |
Сочетание централизованных и дивизиональных служб управления персоналом в зависимости от степени самостоятельности, территориальной разобщенности, развития коммуникаций дивизионов. Функциональная специализация дивизиональных служб управления персоналом. |
Данная таблица говорит нам о том, что следует руководствоваться определенными принципами, особенностями, закономерностями в зависимости от организационно-правовой формы организации. В настоящее время ситуация определения важности кадрового обеспечения системы управления персоналом ощущается уже более значимой, но тем не менее многие организации недооценивают его важности, что во многих случаях и является причиной неэффективной деятельности и кризисных ситуаций. Во многих организациях в отделе кадров работаю замечательные люди, трудолюбивые и желающие принести своей организации пользу от своей работы, но очень часто они не имеют необходимой и очень важной подготовки для работы с персоналом. В связи с этими недостатками очень актуальной становиться проблема профессионализации сотрудников системы управления персоналом. Это означает, что на первое место становиться вопрос о количественном, а главное качественном составе системы управления персоналом. Таким образом, происходит уменьшение численности состава системы управления персоналом путем компенсации его более высокой квалификацией работников, т.е. работники должны обладать высоким уровнем подготовки, знаний и т.д.
Качественная характеристика кадровой службы в Российской Федерации такова: среди руководителей кадровых служб по базовому образованию с техническим образованием - 40,9%; учителей - 31,6%; юристов-правоведов - 1,5%; социологов и психологов - 3,3%. Средний возраст руководителей кадровой службы - 45 лет.
Во многом это объясняется пока еще недостаточным насыщением систем управления персоналом специалистами. Но важность существования этих специалистов в большей мере осознана, и их подготовка ведется в течение нескольких последних лет во многих высших учебных заведениях страны по специализации «Управление персоналом» на базе специальностей «Менеджмент» и «Управление персоналом».
2.2. Тенденции развития
рассматриваемой проблемы
Проблема эффективности использования ресурсов одна из ключевых проблем в экономике фирмы.
Эффективность использования ресурсов (трудовых, производственных, финансовых) способствует достижению больших результатов при меньших затратах труда, времени, средств.
Для повышения эффективности персонала можно использовать ряд таких методов, как:
А) совершенствование
системы премий и оплаты труда. (Оно
должно основываться на установлении
зависимости между оплатой