Рационализация трудовых процессов в системах Ф. Тейлора и Г. Форда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение систем рационализации трудовых процессов Ф. Тейлора и Г. Форда.
Задачи курсовой работы, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, следующие:
изучить идеологические основы системы Ф.Тейлора;
разобрать примеры приложения научной организации управления
Ф. Тейлора;
рассмотреть основные концепции системы Г. Форда.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Решение вопроса рационализации трудовых процессов в системе Ф. Тейлора
1.1. Идеологические основы системы Ф. Тейлора 4
1.2. Примеры приложения научной организации управления Ф. Тейлора 12
Глава 2. Система Г. Форда и его предложения об изменении трудовых процессов.
2.1. Основная концепция системы Г. Форда. 21
2.2. Разработка и внедрение конвейерных сборочных линий как один из способов рационализации трудовых процессов. 25
Глава 3. Сравнительный анализ взглядов Ф. Тейлора и Г. Форда 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Стучик менеджмент ПЗДЦ ОЖОГ.docx

— 72.43 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Государственное казенное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

Кафедра управления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Общий менеджмент»

 

студента ____________Стучика Дмитрия Алексеевича 

группа___131_факультет________таможенное дело 

на тему " Рационализация трудовых процессов в системах Ф. Тейлора и Г. Форда"

 

 

 

Руководитель:

Зырянова А.В.,

старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

   

Введение 3

Глава 1. Решение вопроса рационализации трудовых процессов в системе Ф. Тейлора

1.1. Идеологические основы системы Ф. Тейлора 4

1.2. Примеры  приложения научной организации  управления Ф. Тейлора 12

Глава 2. Система Г. Форда и его предложения об изменении трудовых процессов.

2.1. Основная концепция системы Г. Форда. 21

2.2. Разработка и внедрение конвейерных сборочных линий как один из способов рационализации трудовых процессов. 25

Глава 3. Сравнительный анализ взглядов Ф. Тейлора и Г. Форда 27

Заключение 33

Список использованных источников 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие менеджмента  осуществлялось эволюционно, путем  возникновения научных школ менеджмента  и их взаимодействия. Почти вековая  история развития менеджмента как  науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам  природы управленческой деятельности и методам оценки эффективности управления.

Можно, не задумываясь, сказать, что такие великие люди, как Фредерик Тейлор и Генри Форд заложили основы современного менеджмента и научной организации труда. Но нельзя не отметить, что их взгляды на процесс управления имели ряд отличий.

Объектом моей курсовой работы являются системы рационализации трудовых процессов Ф. Тейлора и Г. Форда.

Актуальность данной работы заключается в том, что основные принципы управления производством, заложенные в системах рационализации трудовых процессов Ф. Тейлора и Г. Форда, работают и по сей день. Модернизация производства и, как следствие, максимизация прибыли невозможны без применения основ данных систем.

Цель курсовой работы – изучение систем рационализации трудовых процессов Ф. Тейлора и Г. Форда.

Задачи курсовой работы, которые  необходимо решить для достижения поставленной цели, следующие:

  • изучить идеологические основы системы Ф.Тейлора;
  • разобрать примеры приложения научной организации управления

Ф. Тейлора;

  • рассмотреть основные концепции системы Г. Форда.
  • проанализировать разработку и внедрение конвейерных сборочных линий как одного из способов рационализации трудовых процессов.
  • провести сравнительный анализ взглядов Ф. Тейлора и Г. Форда.

ГЛАВА 1. РЕШЕНИЕ ВОПРОСА РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ Ф.ТЕЙЛОРА

1.1. Идеологические  основы системы Ф. Тейлора

Заметный толчок и интерес  к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции  в странах Запада и Америке  в середине XIX - начале ХХ в. В этот период шел процесс становления и оформления управления как науки. ХХ в. - период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных концепций и школ менеджмента.

Начало зарождения науки  управления и возникновения менеджмента  в конце XIX - начале ХХ вв. положила школа  научного управления. Возникновение школы связано в первую очередь с работами Фредерика Тейлора [3].

С 1895 года Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Основные теоретические концепции Ф. Тейлора  изложены в его работах "Управление фабрикой" (1903 г), "Принципы научного управления" (1911 г), "Показания  перед специальной комиссией  Конгресса" (1912 г).

Отсчет эре научного менеджмента  положило опубликование Тейлором в 1911 году книги "Принципы научного управления", значение которой для менеджмента, может быть, такое же, как для  христианства - Библия. Управление стало  считаться самостоятельной областью исследования.

С этого времени теория и практика менеджмента развивалась  под воздействием происходящих изменений  в мировой экономической системе, постоянного совершенствования  рациональности производства и необходимости  учета меняющихся социоэкономических факторов.

Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало  признаваться как самостоятельная  область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации [8].

Представители этой школы занимались следующими задачами:

  • проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;
  • проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);
  • исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;
  • разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;
  • предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;
  • обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;
  • устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;
  • признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения;
  • управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.

Именно Ф. Тейлора называют отцом научного менеджмента и родоначальником всей системы научной организации производства и уже более ста лет вся современная теория и практика в области научной организации труда использует "тейлоровское" наследие. И это не случайно, что теория управления была основана инженером, досконально знающим технологию промышленного предприятия и на собственном опыте познавшего все особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.

В основе системы Тейлора  лежит положение о том, что  для эффективной организации  работы предприятия необходимо создать  такую систему управления, при  которой бы обеспечивался максимальный рост производительности труда при наименьших затратах [6].

Эту мысль Тейлор сформулировал  так: "Необходимо осуществлять такое  руководство предприятием, чтобы  исполнитель при наиболее благоприятном  использовании всех своих сил, мог  бы в совершенстве исполнить ту работу, которая соответствует наивысшей  производительности, предоставляемого ему оборудования".

Тейлор предположил, что проблема, прежде всего, связана с недостатком практики управления. Предметом его исследований было положение рабочих в системе машинного производства. Тейлор поставил перед собой цель выявить принципы, позволяющие максимально извлечь "пользу" от любого физического труда, движения. И на основе анализа статистических данных им была обоснованна необходимость замены господствующей в то время системы общего руководства управления той, которая основана на повсеместном использовании специалистов узкого профиля [14].

В своей книге «Принципы научного менеджмента» Тейлор вводит такое понятие, как «работа с прохладцей» для более конкретизированного отображения причин неполной отдачи работника и, как следствие, снижения общей прибыли производства. Он выделил три основных причины:

  • внутреннее убеждение рабочих в том, что возможное повышение дневной выработки каждого из них противоречит их насущнейшим интересам;
  • невежество предпринимателей относительно надлежащей продолжительности производства, а также заранее определенная максимальная сумма платы;
  • слабый научный фундамент, отсутствие справедливого распределения ответственности между дирекцией предприятия и рабочими.

Тейлор выделил следующие  основополагающие принципы научной организации труда:

  • создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, а также научное исследование каждого вида работы;
  • отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профессиональное обучение;
  • сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;
  • равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру [11].

Тейлор стремился собрать  единую команду на основании разбиения  работы на простейшие задачи и поручения  каждой из них низко квалифицированному специалисту, и, тем самым, он в максимальной степени снижал издержки и повышал  производительность труда.

Он полагал, что в основе научной организации деятельности предприятия лежит пробуждение  инициативы работников, и что для  резкого повышения производительности труда необходимо изучать психологию наемных работников и администрация  должна перейти от конфронтации с  ними к сотрудничеству.

Тейлор в качестве основной своей предпосылки исходил из твердого убеждения в том, что  истинные интересы предпринимателей и  рабочих совпадают, так как "благосостояние для предпринимателя не может  иметь места в течение долгого  ряда лет, если оно не сопровождается благосостоянием занятых в его предприятии рабочих" [9].

Первые попытки изменить систему натолкнулись на противодействие  рабочих. Он пытался убедить, что  они могут сделать больше. Но он потерпел  неудачу, т.к они отказывались следовать его инструкциям.

Он полагал, что сможет преодолеть отлынивание тщательным исследованием работы в целях  установления точных норм выработки. Проблема состояла в нахождении полных и справедливых норм для каждого задания. Тейлор решил установить научно, что люди должны делать с оборудованием и  материалами. Для этого он начал  использовать методы научного поиска данных путем эмпирических исследований.

Изучение времени операций стало основой всей системы Тейлора. Оно сформулировало основу научного подхода к работе и имело две  фазы: "аналитическую" и "конструктивную".

При анализе каждая работа разбивалась на множество элементарных операций, часть из которых отбрасывалась. Затем измерялось и фиксировалось  время, затрачиваемое на каждое элементарное движение в исполнении наиболее умелого  и квалифицированного ее исполнителя. К этому записанному времени  добавлялся процент, чтобы покрыть  неизбежные задержки и перерывы, и  так же другие проценты, отражающие "новизну" работы для человека и необходимые перерывы на отдых.

Конструктивная фаза включала создание картотеки элементарных операций и времени, затрачиваемого на выполнение отдельных операций или их групп. Более того, эта фаза вела к поиску улучшений в приборах, машинах, материалах, методах и конечной стандартизации всех элементов, окружающих и сопровождающих работу [2].

Тейлор выделил цели, которые  должны преследоваться каждым предприятием:

  • каждый рабочий должен получать наиболее сложную для него работу;
  • каждый рабочий должен призываться выполнить максимум работы, на который способен первоклассный рабочий;
  • каждый рабочий, когда он работает со скоростью первоклассного, доложен получать надбавку от 30% до 100% за работу, которую он выполняет выше среднего уровня.

Задачей менеджмента было нахождение работы, для которой данный рабочий подходил лучше всего, содействие ему в становлении первоклассным  рабочим и обеспечение его  стимулами для наивысшей производительности. Он пришел к выводу, что главнейшим различием между людьми был не их интеллект, а воля, стремление к  достижению [11].

Тейлор определял менеджмент как "точное знание того, что хочешь от человека и наблюдение за тем, как  он делает это наилучшим и наиболее дешевым способом". Он добавлял, что  краткое определение не может  полностью отобразить искусство  управления, но подчеркивал, что "отношения  между работодателями и рабочими являются, несомненно, самой важной частью этого искусства". Менеджмент, по его представлению, должен создать  такую систему работы, которая  обеспечивала бы высокую производительность, а стимулирование работника вело бы к еще большей производительности.

Информация о работе Рационализация трудовых процессов в системах Ф. Тейлора и Г. Форда