Рационализация трудовых процессов в системах Ф. Тейлора и Г. Форда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение систем рационализации трудовых процессов Ф. Тейлора и Г. Форда.
Задачи курсовой работы, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, следующие:
изучить идеологические основы системы Ф.Тейлора;
разобрать примеры приложения научной организации управления
Ф. Тейлора;
рассмотреть основные концепции системы Г. Форда.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Решение вопроса рационализации трудовых процессов в системе Ф. Тейлора
1.1. Идеологические основы системы Ф. Тейлора 4
1.2. Примеры приложения научной организации управления Ф. Тейлора 12
Глава 2. Система Г. Форда и его предложения об изменении трудовых процессов.
2.1. Основная концепция системы Г. Форда. 21
2.2. Разработка и внедрение конвейерных сборочных линий как один из способов рационализации трудовых процессов. 25
Глава 3. Сравнительный анализ взглядов Ф. Тейлора и Г. Форда 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Стучик менеджмент ПЗДЦ ОЖОГ.docx

— 72.43 Кб (Скачать файл)

Он действительно разработал довольно рациональную и прекрасно организованную систему производства.

 

2.2. Разработка  и внедрение конвейерных сборочных  линий как один из способов  рационализации трудовых процессов

Форд  построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия.

В первые годы автомобильного производства рабочий следовал за производимой машиной через весь технологический процесс, меняя, если необходимо, рабочее место, по мере установки основных компонентов на машину. Затем, в августе 1913 г. Генри Форд выступил с идеей передвижения собираемого автомобиля с помощью конвейера так, чтобы рабочие оставались на своих рабочих местах. Поскольку рабочим больше не приходилось терять время на переход от одного рабочего места к другому, время, требующееся на сборку автомобиля марки «Ти» сократилось [16].

Первой деталью, собранной  на конвейере, стал генератор. Раньше работа по его сборке выполнялась одним  человеком и длилась порядка 20 минут, теперь та же самая работа была распределена на 29 операций, производимых 29. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут.

Принципы, опробованные при  сборке генератора, применили ко всему  двигателю в целом. Один рабочий  изготавливал двигатель за 9 часов 54 минуты. Когда сборка была поделена на 84 операции, производимых 84 рабочими, то время сборки двигателя сократилось  больше, чем на 40 минут.

 При старом способе  производства, когда автомобиль, как  дом, строился на одном месте,  на сборку шасси уходили 12 часов  28 минут рабочего времени. Вскоре  пришлось сломать несколько больших  корпусов и перестроить их. Была  установлена движущаяся платформа и различные части шасси поступали или при помощи крюков, подвешенных на цепях, или на небольших моторных тележках. Срок изготовления шасси сократился более чем вдвое. Через год (в 1914 году) компания подняла высоту сборочной линии до пояса. После этого не замедлили появиться два конвейера — один для высоких и один для низких ростом.

 Эксперименты распространились  на весь производственный процесс  в целом. Через несколько месяцев  работы сборочного конвейера  время, необходимое для выпуска  «модели Т» сократилось с 12 часов до двух и менее.

Значительно сократив издержки производства, Форд снизил и цену автомобиля. Почти через двадцать лет после  выпуска первой машины «Модель Т» купе стала продаваться за треть от первоначальной цены. По мере снижения цены стремительно увеличивались продажи. К концу 1914 года почти половину всех автомобилей, проданных в Америке, составляла «Модель Т» [17].

Механизация и сборочные конвейеры имели глубочайшее воздействие не только на характер служебных обязанностей и задач, содержание работы, но и в целом на управление. В результате этих инноваций технология и задачи стали сильно влиять на организационную эффективность.

Специалисты считают, что благодаря изобретению  конвейера при производстве автомобилей  Г.Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место  занимали техника и технология, в  которые «вписывали» человека.

 

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ Ф.ТЕЙЛОРА И Г.ФОРДА

Будучи талантливым инженером-механиком  и изобретателем, Генри Форд, названный  в свое время «автомобильным королем», позаимствовал у Тейлора основные принципы рационального функционирования предприятия и практически впервые  внедрил их в полном объеме на своем  производстве.

Однако, опыт Г.Форда по управлению производством возрос до уровня самостоятельной системы управления, которая впитала в себя не только основы управления Тейлора, но и собственные принципы Форда.

«Тейлор разработал определенную организационную механику. С необычной  технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный  низший труд Форд заменил машиной. Завод  Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд — это самое  последнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую  организацию буквально сталью» - пишет русский теоретик научной  организации труда Гастев А.К. в предисловии к русскому изданию книги А. Файоля «Общее и промышленное управление» [6].

Анализируя основные положения систем рационализации трудовых процессов Тейлора и Форда, можно увидеть ряд положений, которые они оба  разделяют.

Глобальные идеи, в связи  с которыми Тейлора и Форда  можно назвать единомышленниками  – это желание использования  научных знаний во всех сферах производства, а также детальное изучение каждого  производственного процесса, как  совокупности последовательных действий и попытка их рационализации.

В основе системы Тейлора  лежит положение о том, что  для эффективной организации  работы предприятия необходимо создать  такую систему управления, при которой бы обеспечивался максимальный рост производительности труда при наименьших затратах. "Необходимо осуществлять такое руководство предприятием, чтобы исполнитель при наиболее благоприятном использовании всех своих сил, мог бы в совершенстве исполнить ту работу, которая соответствует наивысшей производительности, предоставляемого ему оборудования".

Цель Форда состояла в  том, чтобы производить с минимальными затратами материала и человеческой силы и продавать с минимальной  прибылью.

Анализируя основные цели Тейлора и Форда, можно сказать, что они имеют одну основу – минимизация издержек производства, но Тейлор достигает этого в большей степени за счет выжимания максимальной производительности с единицы производства, доведения трудового процесса до совершенства. У Форда это достигается путем введения современных технических средств, а трудовой процесс каждого рабочего он стремиться сократить до минимума. Пара несложных операций, производимых одним рабочим в течении всего рабочего дня и разбиение всего процесса на такие элементарные действия – вот, что по его мнению приведет к уменьшению всего производственного процесса в целом.

У Тейлора же наблюдаются  сложные технические процессы с  указанием малейших деталей, которым обучали рабочих соответствующие инструктора. Наглядно это видно на примерах, расписанных в его книге, таких как кладка кирпичей либо работа лопатой. Весь процесс рационализации в этих случаях хоть и приводил к уменьшению действий, но требовал точного соблюдения оставшихся. Тейлор ставил перед собой задачу выявить принципы, позволяющие максимально извлечь пользу от любого физического труда либо движения.

Как и Тейлор, Форд также  выделял необходимость сведения ненужных элементов производственного  алгоритма к минимуму. «Ныне мы следуем двум общим принципам при всех работах: заставлять рабочего, по возможности, не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось наклоняться вперед или в стороны».

В системе форда наблюдается  особенность, которая не встречалась  у Тейлора:

  • неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат (конструкция изделия);
  • производство должно происходить из самого продукта.

Рассматривая взгляды  Тейлора, я не встречал положений, привлекающих внимание именно к продукту производства. Он модернизировал производственный процесс, но не рассматривал особенности самого продукта, как возможную причину нерационального использования ресурсов. Но если учитывать характер работ, представленных в примерах Тейлора, можно проследить невозможность такой модернизации в силу характера самой производимой работы, например, переноска чугуна в болванках.

И Тейлор, и Форд выделяли необходимость подбора подходящего  персонала и его снаряжения необходимыми средствами. На том же примере переноса чугуна было показано, что к такому труду походили только 3 из 10 рабочих. Что же касается технического оснащения, сюда можно отнести несколько видов лопат, каждая из которых подходила для определенной работы, столы для укладки кирпичей с необходимой высотой и т.д. Форд по этому поводу пишет: «Остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек не подходящий, то и машина не в состоянии выполнять работу правильно, и наоборот». Учитывая характер производства, к которому имел отношение Форд, можно привести в пример стандартизированную систему машин, состоящую более чем из 250 групп. Также сюда относится знаменитая конвейерная сборка. Это показывает, что оснащение работника подходящим оборудованием значительно облегчает трудовой процесс и повышает производительность, но и работник, в тоже время, должен в совершенстве владеть этим оборудованием. Это положение понимал и Тейлор, и Форд.

Форд  не разделял взгляд Тейлора в отношении схемы управления и степени контроля, т.к. больше тяготел к практике и потому, был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами.

Тейлор же попытался заменить систему общего руководства управления той, которая основана на повсеместном использовании специалистов узкого профиля, в итоге сформулировав функциональную структуру организации. Сюда относится более индивидуализированная система контроля работников посредством отслеживания результатов работы руководящим группой, а также система повторного контроля,  Более разветвленная структура контроля, несмотря на дополнительные издержки на практике показала свою эффективность.

Для наглядности результаты сравнительного анализа занесены в  следующую таблицу.

Таблица 3.1

Сравнительный анализ взглядов Ф.Тейлора и Г.Форда

Критерий сравнения

Ф.Тейлор

Г.Форд

Подбор кадров

Ввел систему подбора  кадров, основанную на выборе более  подходящих для определенного вида деятельности работников.

Главным критерием отбора кадров являлись не умения и знания работника в определенной области, а его способность работать с  техникой.

Подход к обучению

Тщательное обучение рабочего определенному трудовому алгоритму.

Основа труда – пара несложных операций, производимых одним  рабочим в течение всего


Продолжение таблицы 3.1

   

рабочего дня.

Способ осуществления  работы

Подбор наиболее рационального  алгоритма действий (в основе –  физический труд).

Рационализация достигается  в основном за счет введения современных  технических средств, навыки рабочего уходят на второй план.

Условия труда

Все изменения окружающей рабочего обстановки были направлены только на повышение его производительности.

При модернизации условий  труда учитывались потребности  рабочих. Непременным условием работоспособности  считались чистые, светлые и хорошо проветриваемые помещения, а также безопасные технические средства.

Структура управления

Введение функциональной организации труда. Более индивидуализированная  система контроля.

Не уделял особого внимания вопросу управления. Организация  труда осуществлялась малой группой  лиц.


 

Проанализировав две системы рационализации Ф.Тейлора и Г.Форда, выделив основные положения, можно заметить общее сходство, общие принципы достижения поставленных задач. Несомненно, временной фактор вносит определенные различия, что затрудняет сам процесс анализа.

Подводя итог, можно сказать, что в обеих системах заложены схожие принципы рационализации трудовых процессов, требующие необходимой  трансформации в соответствие с внешними факторами для правильной работы на практике.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе системы Фредерика Тейлора лежит положение о том, что для эффективной организации работы предприятия необходимо создать такую систему управления, при которой бы обеспечивался максимальный рост производительности труда при наименьших затратах.

Работая над причинами  работы «с прохладцей» он в итоге  сформировал систему рационализации производства, имеющую собственные  принципы.

Все это достигалось путем  осуществления имперических исследований трудовых процессов и их анализа. Итогом было создание оптимального алгоритма действий определенного трудового процесса, а также условий для его исполнения.

Работу своих принципов  на практике Тейлор показал в 5ти примерах, показанных в его книге.

Взгляды Тейлора были оценены  Генри Фордом и взяты им за основу управления производством. В ходе применения основных положений на практике, Форд вносит ряд изменений и дополнений, приспосабливая фундаментальные положения  Тейлора к необходимым на тот  момент условиям.

Информация о работе Рационализация трудовых процессов в системах Ф. Тейлора и Г. Форда