Разработка бизнес – плана для производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в условиях рынка бизнес - планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Любая компания на всех этапах существования – становления, роста и зрелости нуждается в бизнес-плане, чтобы сначала установить себе цели, а затем следить за их достижением и, возможно, корректировать. Эта работа выполняется для изучения основ бизнес-плана, для приобретения практических навыков планирования деятельности предприятия, необходимых в практической работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы бизнес – планирования…………………….…5
Планирование, как важнейшая функция менеджмента………………...….5
Структура и содержание бизнес – плана………………………………..…14
Глава 2. Анализ существующих подходов к разработке бизнес – плана……24
2.1 Особенности бизнес - планирования в России и за рубежом…………….24
Глава 3. Направление по совершенствованию бизнес – плана……………….26
3.1 Методика расчета срока окупаемости, прибыли и рентабельности…...…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………....…………...…..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……….....36

Файлы: 1 файл

курсач менеджмент.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)
  • конкретное описание товара и способ его применения, при этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей;
  • тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшаться, возможны ли новые способы его применения); каким фирма видит жизненный цикл своего товара;
  • каков диапазон подобных продуктов (услуг), предлагаемых конкурентами; обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок (потребители) наличия уникальности, специфичности товара;
  • каков уровень защиты товара, то есть располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой и т.п.

В описание товара должно входить не только перечисление химических, физических, механических и т.п. свойств – то есть собственно товара, но и его дизайн, упаковка. Предлагая методы применения, нужно выделить основной и отдельно дополнительные, а также перспективные (если это предполагается).

Необходимо  выяснить, почему покупатели выберут  именно данный товар, а не продукт (услугу) конкурентов, то есть какие конкурентные преимущества применения имеет именно предлагаемый товар.

В этом разделе  плана можно предложить приблизительное  определение уровня цены, возможности  послепродажного технического обслуживания. Если свойства товара определяют некоторые колебания в величине его продаж – цикличность, сезонность, нужно это специально оговорить.

 

 

Анализ  положения дел в отрасли.                        

Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры  рынка, склоне ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей).

Нужно определить, насколько чувствителен рынок к  различным внутренним и внешним  факторам, подвержен ли он циклическим  и сезонным колебаниям и т.д.

Необходимо  описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

Важно сделать  вывод об общей привлекательности  рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную  долю, дать прогноз продаж своей  продукции. Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и физических единицах.

Оценка  конкурентов и выбор конкурентной стратегии.              

Выбор конкурентной стратегии должен начинаться с приобретения высокого уровня профессионализма. Рынок  в основном признает только лидеров в своей деятельности. Главными признаками конкуренции служат преимущества данного товара перед другими, например качество и срок службы продукта, эксплуатационные и эстетические характеристики, действующие цены и методы послепродажного обслуживания и т.п. Все это необходимо отразить в бизнес - плане и прежде всего выбранную конкурентную стратегию, которая может быть основана на преимуществе в издержках, создании или дифференциации продукта с уникальными свойствами, а также фокусировании товара на одном из сегментов действующего рынка. После выбора конкурентной стратегии следует рассмотреть возможные ответные действия конкурентов. Сравнительный анализ планируемой деятельности фирмы и основных конкурентов можно провести по таким факторам, как реклама продукции, размещение фирмы, характеристика продукта, уровень цен, имидж фирмы и др.

Если предприниматель  всерьез решил изменить свою стратегию  или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные  ответные действия конкурентов:

  • степень вероятности ответных действий;
  • их возможное воздействие на фирму;
  • когда это может произойти;
  • насколько агрессивными они будут;
  • есть ли возможность уклониться от особо агрессивных воздействий.

План  производства.                              

Производственный  план необходим в тех бизнес - проектах, которые предусматривают  организацию производства новых  конкурентоспособных товаров и  услуг. В этом разделе необходимо описать основные производственные процессы, дать логическую схему материальных потоков, состав необходимого технологического оборудования и т.д. Если в бизнес - проекте планируется создать не  производственное предприятие, а сервисное или торговое, то данный раздел можно назвать торговым планом и описать в нем процедуру закупок партий товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и схему расположения складских помещений. В производственном разделе бизнес - проекта необходимо дать ответы на следующие вопросы:

  • Где будут производиться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии?
  • Какие потребуются производственные мощности и как обеспечить их развитие?
  • На каких условиях и у кого будут закупаться требуемые производственные ресурсы?
  • С какими фирмами предполагается производственная кооперация предприятия и какие будут дополнительные издержки?
  • Какие могут быть ограничения объемов поставки ресурсов, производства и продажи продукции?

Производственный  план разрабатывается обычно на несколько  лет и в дальнейшем может изменяться.

План  маркетинга.                               

План маркетинга предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. Он необходим как часть бизнес-плана  не только для организации внутренней деятельности фирмы, но и установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами. В рыночных отношениях для достижения высоких результатов недостаточно просто произвести требуемый товар, а необходимо завоевать доверие покупателей, обеспечить его продажу и получить запланированную прибыль. Маркетинговый раздел бизнес-плана дает ответы на следующие вопросы:

  • Каковы основные характеристики различных групп покупателей на том внутреннем и внешнем рынке, на который предприятие ориентируется? Каковы здесь сегменты рынка и на какой из них фирме следует рассчитывать?
  • На какую долю в данном сегменте рынка может претендовать предприятие? Каким образом фирма намерена занять свою позицию на внутреннем рынке?
  • Каков уровень действующих там рыночных цен? И на какой чистый доход может рассчитывать предприятие как при стабильных ценах, так и при их снижении?
  • Какие каналы распределения товаров будет использовать предприятие? Каковы будут издержки сбыта при различных вариантах организации продаж?
  • Как предприятие будет планировать послепродажное обслуживание покупателей? Будет ли применяться гарантированная система сервиса?

План маркетинга в бизнес - проекте служит базой  для последующих разделов бизнес-плана.

 

 

Организационный план.                             

Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры  фирмы.

Ориентирами для  составления плана могут служить  следующие вопросы:

  • какова форма собственности предприятия?
  • кто основные пайщики или основные акционеры организации?
  • каковы основные положения о правах голосования, процедура выплаты дивидендов, финансовой конверсии для каждого класса акций?
  • в чем выражается участие собственников и совета директоров в повседневном управлении фирмой?
  • как распределяются полномочия среди управляющих фирмы?
  • какова организационная структура фирмы, способ взаимодействия подразделений друг с другом?

Если фирма  существует уже несколько лет, необходимо описать историю формирования собственности, изменения, которые произошли в ней.

Финансовый  план.                               

Как и любой  финансовый план, финансовый раздел бизнес-плана  включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности. Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.

Анализ чувствительности – это метод изучения эффекта  изменения текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменениями ключевых параметров проекта – затрат на исследования и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т.п.

Чистая дисконтированная стоимость – это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.

Дисконтирование стоимости – это определение  текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.

Критерием эффективности  бизнес - проекта является положительная  величина чистой дисконтированной стоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес - планирования позволяет снижать предпринимательский риск, избегать непроизводительных вложений капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ существующих подходов к разработке бизнес – плана.

2.1 Особенности бизнес - планирования в России и за рубежом.

Российская практика бизнес - планирования во многом основана на зарубежном опыте. Это объясняется  тем, что к началу 90-х годов XX века в России возникла необходимость  в разработке бизнес-плана для  получения финансирования, а практики в этой сфере деятельности не существовало. Особенности бизнес - планирования заключаются в сочетании значительного опыта планирования с точки зрения административно-командной системы и объективной необходимости коммерческого бизнес - планирования в новых экономических условиях. Российская специфика бизнес - планирования заключается в следующем.

– Обращаясь в фирму, занимающуюся составлением бизнес-планов и созданием новых предприятий необходимо учитывать, что такого рода фирмы предлагают типовой вариант бизнес-плана, который подходит не для всех организационно-правовых форм предприятий.

– Многие стороны предпринимательской деятельности в России еще не урегулированы законодательно.

– В России на данный момент ощущается нехватка квалифицированных специалистов по разработке, продвижению и реализации планов.

– Необходимо особое внимание к юридическим вопросам разработки бизнес-планов и взаимоотношений с сотрудниками.

– Требуются мероприятия по привлечению инвесторов, как внешних, так и иностранных.

– Не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес - планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования.

Американская специфика  бизнес - планирования включает 3 аспекта.

  • Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется со свободой, независимостью и самореализацией.
  • Американский руководитель подвержен сильному давлению конкуренции и постоянно находится под контролем рыночных механизмов. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние рынка.
  • Американский бизнес имеет особое отношение к показателю отдачи капитала. Доход в абсолютном выражении не является самым важным показателем. Однако если деньги вложены в проект – они обязательно должны приносить больший доход, чем банковский депозит.

К особенностям американской практики бизнес - планирования относится  также всемирная поддержка государства  по консультированию и информационному  обслуживанию. Кроме того, в США  и России различно отношение к  бухгалтерскому учету. Учет в России ведется для отчета перед контролирующими органами. В США учет является инструментом для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Для американского предпринимателя особое значение имеет также наличие в кассе свободных денег, как гарантии процветания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направление  по совершенствованию бизнес – плана.

3.1 Методика  расчета срока окупаемости, прибыли  и рентабельности.

Срок окупаемости

Сроком окупаемости ("простым" сроком окупаемости, payback period - РР) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальным моментом обычно является начало первого шага или начало операционной деятельности.

Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчётном периоде, после которого кумулятивные текущие чистые денежные поступления NV(k) становятся и в дальнейшем остаются неотрицательными.

Существует два способа расчёта  периода окупаемости:

1 способ.  Если денежные поступления по годам одинаковы, то формула расчёта срока окупаемости имеет вид:                            

 

 

  где  РР  - срок окупаемости инвестиций (лет); 
Iо - первоначальные инвестиции; 
CFcг - среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

2 способ.  Если денежные поступления по годам неодинаковы, то расчёт выполняется в несколько этапов:

- находят целое число  периодов, за которые накопленная  сумма денежных поступлений становится  наиболее близкой к сумме инвестиций, но не превосходит ее;

Информация о работе Разработка бизнес – плана для производства продукции