Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа
Целью работы является разработка и обоснование эффективной стратегии деятельности туристической фирмы.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
- выполнить теоретический анализ основ стратегического управления организацией;
- провести комплексный анализ деятельности турфирмы;
- провести анализ отрасли и конкуренции, факторов внутренней и внешней среды организации;
- разработать проект мероприятий по формированию эффективной стратегии деятельности фирмы;
- провести расчет экономической эффективности от реализации предложенных мероприятий;
- исследовать технологию разработки мероприятий по формированию эффективной стратегии.
Введение
Глава 1. Сущность и принципы стратегического управления организацией
1.1 Сущность стратегического управления
1.2 Принципы стратегического управления
1.3 Инструментарий стратегического управления
1.4 Стратегическое управление в туристской отрасли
Глава 2. Анализ деятельности туристической фирмы ООО "ХХХ"
2.1 История создания и развитие организации
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО "ХХХ"
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО "ХХХ"
Глава 3. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности
3.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ООО "ХХХ" в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке
3.2 Расчёт и обоснование экономической эффективности проекта по формированию конкурентных преимуществ туристической фирмы
Выводы и предложения
Список литературы
Так, согласно
статистическим данным, в Европе на
два летних месяца приходится до половины
всех туристских поездок. В странах,
где годовые колебания
Климатические факторы связаны с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.
Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле — августе (месяцы наименьшей производительности труда).
Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные — в межсезонье и пониженные — в "мертвый сезон"; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.)
Конкуренты
Любой фирме противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит, что для того, чтобы преуспеть в бизнесе, фирма должна удовлетворять потребности клиентов лучше, чем ее конкуренты. Она должна приспособиться не только к изменяющимся потребностям клиентов, но и к стратегиям конкурентов. Фирма должна получить стратегическое преимущество, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров.
Единой стратегии конкурентной борьбы не существует. Каждая фирма должна выбирать стратегию соответственно своим размерам и положению на рынке.
Основными конкурентами ООО "ХХХ" являются фирмы: Infinity Travel, "Аэро Клуб", "СТБ Турс", Andrews Consulting Travel House.
Таблица 2.9. Конкуренты
Название турфирмы |
Объем продаж, тыс. руб. |
Уровень цен |
Числен-ность персонала, чел. |
Перечень основных видов услуг |
Ур-нь обслуживания клиентов |
"ХХХ" |
182785 |
Средние по рынку |
64 |
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых за рубежом, Организация корпоративных мероприятий( MICE), трансферы по Мокскве |
Высокий |
Infinity Travel |
158257 |
Выше средних |
72 |
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых за рубежом, Организация корпоративных мероприятий( MICE) |
Высокий |
Аэроклуб |
126523 |
Средние по рынку |
32 |
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги |
Низкий |
Jenico Travel |
135673 |
Выше средних |
37 |
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, трансферы по Москве |
Средний |
"СТБ Турс" |
128954 |
Высокие |
35 |
Авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых зарубежом |
Средний |
Andrews Consalting Travel House |
180517 |
Выше средних |
64 |
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых за рубежом, Организация корпоративных мероприятий (MICE), трансферы по Москве |
Высокий |
Другие |
125000 |
Рис. 2.3. Конкуренты и их доля на рынке
Партнеры ООО "ХХХ"(поставщики туристических услуг)
Так как для ООО "ХХХ" главное - предоставление своим клиентам качественных туристических услуг, компания сотрудничает с надежными и известными компаниями. Партнерами фирмы являются:
1.Авиакомпании – Аэрофлот, British Airways, Lufthansa, Air France, American Airlines и многие другие.
2.Ж/Д компании – РЖД и Deutsche Bahn.
3. Сотовый оператор Мегафон.
4. Страховая компания "Ренессанс Страхование"
5. Сети отелей – Hilton, Rixos, Maxima Hotels, Marriott
Наличие таких партнеров положительно сказывается на имидже и репутации компании.
Потребители
Клиентами турфирмы являются более 400 российских и иностранных компаний, которые отдают ежедневное предпочтение профессионализму сотрудников и качеству услуг, предоставляемых ООО "ХХХ".
Также компания не обходит стороной и индивидуальных клиентов. В 2009 году было отправлено следующее количество туристов по направлениям.
Таблица 2.10. Распределение заказов по странам ежемесячно за 2009 год
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сен. |
Окт. |
Нояб |
Дек. |
Итого | ||
1 |
Чехия |
6 |
2 |
9 |
7 |
0 |
8 |
7 |
7 |
2 |
5 |
5 |
5 |
63 |
2 |
Словакия |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
1 |
1 |
3 |
7 |
1 |
23 |
3 |
Италия |
0 |
1 |
8 |
8 |
7 |
5 |
7 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
49 |
4 |
Финляндия |
5 |
2 |
0 |
1 |
0 |
6 |
4 |
2 |
3 |
5 |
6 |
12 |
46 |
5 |
Голландия |
1 |
0 |
2 |
8 |
1 |
1 |
3 |
0 |
1 |
3 |
4 |
2 |
26 |
6 |
Ирландия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
7 |
Португалия |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
7 |
8 |
10 |
1 |
0 |
0 |
0 |
30 |
8 |
Франция |
8 |
5 |
3 |
3 |
4 |
8 |
8 |
7 |
4 |
2 |
1 |
3 |
56 |
9 |
Австрия |
7 |
6 |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
3 |
7 |
3 |
2 |
2 |
46 |
10 |
Швейцария |
6 |
5 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
4 |
22 |
11 |
Англия |
2 |
3 |
7 |
2 |
0 |
4 |
3 |
2 |
4 |
1 |
4 |
2 |
34 |
12 |
Германия |
4 |
2 |
4 |
3 |
8 |
5 |
3 |
5 |
7 |
0 |
0 |
0 |
41 |
13 |
Греция |
0 |
0 |
3 |
3 |
4 |
1 |
4 |
5 |
5 |
2 |
3 |
1 |
31 |
14 |
Турция |
6 |
4 |
1 |
3 |
7 |
8 |
21 |
19 |
5 |
2 |
1 |
0 |
77 |
15 |
Кипр |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
7 |
1 |
2 |
6 |
3 |
1 |
1 |
28 |
16 |
Израиль |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
4 |
8 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
23 |
17 |
ОАЭ |
11 |
8 |
9 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
3 |
2 |
39 |
18 |
Египет |
4 |
14 |
15 |
3 |
0 |
0 |
1 |
3 |
9 |
10 |
8 |
3 |
70 |
19 |
Испания |
7 |
6 |
3 |
4 |
0 |
1 |
8 |
10 |
7 |
2 |
0 |
0 |
48 |
20 |
Таиланд |
2 |
4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
7 |
25 |
21 |
Хорватия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
8 |
7 |
4 |
0 |
0 |
0 |
24 |
ИТОГО: |
72 |
65 |
70 |
60 |
39 |
75 |
107 |
87 |
71 |
49 |
58 |
51 |
723 |
Как показывают данные таблицы фирма отправила на отдых по турпутевкам более 700 туристов за период 2009 г
Персонал предприятия
В штат фирмы входят:
Таблица 2.11. Персонал предприятия
Должность |
Кол-во человек |
Генеральный директор |
1 |
Начальник отдела бронирования |
1 |
Менеджер по бронированию и оформлению билетов |
11 |
Менеджер по бронированию гостиниц |
6 |
Сотрудник отдела маркетинга и продаж |
6 |
Начальник департамента личных поездок |
1 |
Менеджер отдела поездок за рубеж |
5 |
Менеджер отдела поездок по России |
4 |
Курьер |
5 |
Сотрудник паспортно-визового отдела |
5 |
Главный бухгалтер |
1 |
Сотрудник валютного отдела |
3 |
Сотрудник рублёвого отдела |
4 |
Менеджер департамента MICE |
5 |
Начальник департамента IT |
1 |
Системный администратор |
4 |
Секретарь-референт |
1 |
Итого: |
64 |
Все сотрудники турфирмы за исключением курьера имеют высшее образование и опыт работы в туристической отрасли не менее 2-х лет. Турфирма часто использует студентов-практикантов в качестве рабочей силы с минимальной оплатой труда.
Организационная структура управления
Рис. 2.4. Структура ООО "ХХХ"
Маркетинговая деятельность фирмы.
Рекламной деятельностью в "ХХХ" занимаются сотрудники Отделам маркетинга и продаж.
ООО "ХХХ" использует следующие виды рекламы: реклама в Интернете, рекламные щиты продвижение торговой марки "ХХХ" происходит через прессу и радиовещание г.Москвы.
Задачи данной рекламной кампании:
Таким образом, ООО "ХХХ" является крупной туристической фирмой, специализирующейся на корпоративном обслуживании, но при этом работающей и с индивидуальными туристами. В штате турфирмы числится 64 сотрудника, а организационная структура управления включает все необходимые подразделения и обеспечивает эффективность деятельности компании.
Проведём SWOT-анализ ООО "ХХХ".
Рис. 2.5. Микровнешняя среда ООО "ХХХ"
Таблица 2.12. Сильные, слабые стороны. Возможности и угрозы ООО "ХХХ"
Сильные стороны |
|
|
Возможности |
Слабые стороны |
|
|
Угрозы |
В моей организации
SWOT-анализ часто составляется для
каждого ведущего конкурента и для
отдельных рынков. Это раскрывает
относительные силы и слабости компании,
ее способности по борьбе с угрозами
и использованию возможностей. Это
упражнение полезно при определении
привлекательности имеющихся
Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностей и угроз рынка.
В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон ООО "ХХХ", возможностей и угроз внешней среды. Раскрытие матрицы SWOT-анализа заключается в построении взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами.
Это достигается
благодаря использованию
Таблица 2.13. Развёрнутая форма SWOT-анализа ООО "ХХХ"
Список сильных сторон: 1. Хорошее впечатление сложившееся об организации у потребителя; 2. Накопленный многолетний опыт работы на рынке; 3. Удобное месторасположение; 4. Квалифицированный персонал; |
Список слабых сторон: 1. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; 2. Отсутствие базы постоянных клиентов | |
Список возможностей: 1. Развитие системы маркетинга 2. Пути расширения ассортимента продукции. 3. Улучшение качества обслуживания клиентов. |
Сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке |
Разработка маркетинговой |
Список угроз: 1. Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками; 2. Высокая зависимость от снижения спроса; 3.Растущая требовательность потребителей. |
Удержание своих позиций на рынке |
Если столкнутся слабые стороны и угрозы то произойдет крах фирмы. |
SWOT является отчасти субъективным методом анализа. Потому, для получения полной картины необходимо использовать и другие известные методы исследования предприятия для принятия серьёзных стратегических, плановых решений. SWOT-анализ является удачным вариантом в условиях ограниченных ресурсов: материальных и (или) временных, но данный метод не отражает максимально полной картины, которую можно получить даже силами собственного предприятия и управленческого состава компании.
Финансовое
состояние организации на определенный
момент оценки выражается в соотношении
структуры его активов и
Результаты анализа баланса ООО "ХХХ" за 2009 год приведены в табл. 2.14 – 2.16.
В табл. 2.14 и 2.15 отражены данные по анализу динамики и структуры активов компании.
Таблица 2.14. Анализ динамики активов ООО "ХХХ"
Наименование статей |
2008 год |
2009 год |
Отклонения | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Внеоборотные активы | ||||||
Нематериальные активы |
2000 |
100,00% |
1900 |
95% |
-100 |
-5% |
Основные средства |
7753 |
100,00% |
8053 |
104,1% |
300 |
4,1% |
Вложения во внеоборотные активы |
10000 |
100,00% |
10890 |
108,9% |
890 |
8,9% |
Итого по разделу 1 |
19753 |
100,00% |
20843 |
108% |
1090 |
8% |
Оборотные активы | ||||||
Запасы |
7000 |
100,00% |
7513 |
107,33% |
513 |
7,33% |
Дебиторская задолж. менее года |
38245 |
100,00% |
43461 |
112,69% |
5216 |
12,69% |
Краткосрочные финансовые вложения |
71260 |
100,00% |
73047 |
102,54% |
1787 |
2,54% |
Ден. средства |
39745 |
100,00% |
40623 |
102,21% |
878 |
2,21% |
Итого по разделу 2 |
156250 |
100,00% |
164644 |
104,4% |
8394 |
4,4% |
Баланс |
175993 |
100,00% |
185487 |
110,53% |
9494 |
10,53% |
Информация о работе Разработка и обоснование эффективной стратегии деятельности туристической фирмы