Разработка конкурентной стратегии на рынке производства хлебобулочных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы - на основе изучения теоретико-методологической основы для стратегической деятельности, разработать мероприятия по разработке конкурентной стратегии на рынке производства хлебобулочных изделий для ИП Гутаренко В.Б.
Осуществление поставленных целей вызвало необходимость решения следующих задач:
Исследовать теоретические аспекты стратегического планирования управления и планирования деятельности предприятия.
Провести анализ деятельности предприятия ИП Гутаренко В.Б. на современном этапе.
Выбрать оптимальную стратегию деятельности предприятия для эффективной работы на рынке предлагаемых услуг.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Стратегическое планирование современной организации 6
1.2 Эффективные приемы и методы реализации стратегии 17
1.3 Оптимизация стратегического управления 20
2 Оценка и разработка стратегии деятельности предприятия ИП Деникин И.В. 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 35
2.3 Анализ и выбор стратегии предприятия 48
Заключение 55
библиографический Список 57

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Разработка конкурентной стратегии на рынке производства хлебобулочных изделий

(на примере ИП Гутаренко В.Б.)

 

 

 

Выполнена студентом:

Губер В.В., группа МП 09 СР

Специальность: Менеджмент организации

Научный руководитель

_____________ст. преподаватель

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Быстрые изменения  внешней среды отечественных  предприятий стимулируют появление  новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда  практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим управлением. В настоящее время большинство российских предприятий работают в достаточно быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это.

Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития — это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием деятельности предприятия на профессиональном уровне.

Безусловно, идеальных планов, которые будут  выполнены в точности, как это  задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения  стратегии и тактики, а жизнь  регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой.

Стратегическое  планирование — это выработка  стратегии с помощью комплекса  формализованных процедур, которые  направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.

В последние  годы имеет место значительное развитие организации и обеспечения эксплуатации и ремонтных работ на электростанциях. Это вызвано необходимостью снижения затрат, увеличения коэффициента готовности оборудования, улучшения качества услуг и, в целом, повышенными требованиями связанными с возрастанием конкуренции.

Актуальность темы исследования. Проецируя все сказанное выше на реальную обстановку в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в новую стадию экономических преобразований, диктуемых мировым экономическим кризисом.

Объектом исследования курсовой работы является предприятие ИП Деникин И.В.

Предметом исследования является маркетинговая среда предприятия  и укрепление его финансового  положения с помощью проведения эффективной маркетинговой политики предприятия.

В городе Карпинске работает достаточно много торговых точек, работающих с хлебобулочной продукцией. При этом наша цель провести исследования по поводу покупки населением хлеба производства мини-пекарни и его конкурентов.

Главная цель работы - на основе изучения теоретико-методологической основы для стратегической деятельности, разработать мероприятия по разработке конкурентной стратегии на рынке производства хлебобулочных изделий для ИП Гутаренко В.Б.

Осуществление поставленных целей вызвало необходимость  решения следующих задач:

  • Исследовать теоретические аспекты стратегического планирования управления и планирования деятельности предприятия.
  • Провести анализ деятельности предприятия ИП Гутаренко В.Б. на современном этапе.
  • Выбрать оптимальную стратегию деятельности предприятия для эффективной работы на рынке предлагаемых услуг.
  • Разработать рекомендации по стратегии управления деятельностью предприятия.

В работе использованы различные методы анализа, которые послужили базой для исследования информационного материала в управлении предприятием.

 

1 Теоретические аспекты СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Стратегическое планирование современной организации

 

Стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников, но на современном этапе развития мирового экономического кризиса эти приоритеты поменялись на более прозаические – необходимость предприятиям выживать в условиях неопределенности современного кризиса [11, с. 75].

Экономический кризис –  это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

Кризисы неизбежны: регулярные, закономерно повторяющиеся кризисы являются непременной фазой цикличного развития любой системы. Они начинаются тогда, когда потенциал развития главных элементов преобладающей системы уже в основном исчерпан и в то же время родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл. В этот период надсистема, по классификации А.А. Богданова, становится дезорганизованной, эффективность ее резко падает, поскольку элементы старой и новой систем, противоборствуя друг с другом, погашают часть общей энергии. Кризис создает предпосылки для трансформации системы - либо перехода ее в новое качественное состояние, либо гибели, распада и замены новой, более эффективной системой.

Кризисы всеобщи, они  присущи любой системе в живой  и неживой природе, в обществе, ибо без циклов нет развития, а без развития система мертва (абсолютно мертвых, стационарно неизменных систем практически нет). И в то же время нет двух абсолютно идентичных кризисов: каждый из них индивидуален, неповторим, имеет свой набор причин и факторов, свои ни с чем не схожие черты. Но это положение не абсолютно, не найти двух кризисов, в которых не обнаруживается сходство тех или иных черт. Это дает основание для типологии кризисов, их классификации по тому или иному основанию (критерию).

Кризисы прогрессивны, при  всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике волнообразного, противоречивого движения систем три важнейшие функции:

    • резкого ослабления и устранения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы – разрушительная функция;
    • расчистку дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла - созидательная функция;
    • испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы (обычно это одновременно сохраняющиеся элементы надсистемы и суперсистемы), которые аккумулируются, накапливаются, переходят в будущее (иногда частично модифицируясь) – наследственная функция [31, c. 46].

Следовательно, кризис, при  всей его болезненности, — необходимый  элемент прогресса.

Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития [5, c. 234].

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления  и разрешения кризиса, возможного смягчения  его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством  специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.

Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием, но на данном этапе это скорее возможность  выживания [17, c. 45].

Развитие коммерческого предприятия, например, выражается в том, что предприятие:

    • осваивает новые услуги;
    • использует новые технологии и методы производства, в частности современные информационные системы;
    • применяет современные методы менеджмента;
    • осваивает новые рынки сбыта;
    • патентует основные изобретения и ноу-хау с целью дальнейшего лицензирования;
    • формирует собственные филиалы;
    • вступает в стратегические альянсы с другими аналогичными фирмами с целью получения монопольного положения и использования ценовой дифференциации.

Стратегическое  планирование – относительно молодой  вид деятельности организаций. Его  предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50-х гг. XX века. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно давало возможность предприятию расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами [22, c. 32].

В конце 60-х  гг. на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании, по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х гг., когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем предприятия.

В настоящее  время важнейшей предпосылкой стратегического  планирования и роста объемов  производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное  совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников [23, c. 21].

Процесс стратегического  планирования по своей сути является доминантой, которой определяются все  управленческие функции. Практика показывает, что, используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди получают в свои руки эффективный способ оценки цели и направления развития предприятия. Основная функция стратегического планирования – обеспечивать основу для управления организацией.

Процесс планирования в условиях современного рынка, характеризуемого высокой степенью неопределенности, требует от специалистов предприятия  значительных усилий, новых навыков  и знаний, а также применения современных  методик и инструментов.

Стратегическое  планирование – это одна из функций  управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу для  управления членами организации.

Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно так выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, то есть все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

Информация о работе Разработка конкурентной стратегии на рынке производства хлебобулочных изделий