Разработка конкурентной стратегии ОАО "ПитерГруз"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения И. Ансоффа, стратегия – набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Для развития общефирменной стратегии необходим глубокий анализ конкурентной позиции организации и формулирование альтернативных конкурентных стратегий с последующим отбором наилучшей.
Объектом исследования данной курсовой работы будет Открытое Акционерное общество «ПитерГруз», которая существует совсем недавно.
Предметом исследования будет производственно-хозяйственная деятельность компании.

Содержание работы

Введение 3
1. Организационно-экономическая характеристика компании 4
1.1 Анализ внутренней среды 4
1.2. Анализ внешней среды ОАО «ПитерГруз» 11
2. Методы для разработки конкурентная стратегия для ОАО 17
«ПитерГруз» 17
2.1. Определение конкурентной стратегии 17
2.2 Матрица БКГ 19
3. Построение конкурентной стратегии для ОАО «ПитерГруз» 21
Разработка рекомендаций. 21
3.1 «Лидерство в издержках» для ОАО «ПитерГруз» 21
3.2. Матрица БКГ 25
Заключение 32
Список литературы: 36
Приложения 37

Файлы: 1 файл

ОАО ПИТЕРГРУЗ.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)
 

      2. Относительная доля рынка (ОДР)  по каждому товара определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы:

      ОДР = ДРпр/ДРвк

      ОДР1=63/67=0,9 (объем реализации предприятием продукта №1 в 0,9 раза меньше аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмы)

      3. Темп роста рынка (ТР) характеризует движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации и определяется через индекс роста за последний рассматриваемый период. Индекс роста определяется как отношение объема реализации продукции за текущий период к объему ее реализации за предыдущий период.

      ТР=Vтек/Vпред

      ТР1=2065,9/2201=0,94

      4. Доля каждого элемента портфеля  в общем объеме реализации  предприятия по текущему периоду (%).

      Общий объем реализации предприятия по текущему периоду =3193,95 млн. д.е.

      Доля 1 элемента = 2065,9/3193,95*100=64,68 

      Табл.9.

      Исходные  данные для построения матрицы БКГ

        №элемента Показатель 1 2 3
Темпы роста рынка 0,94 0,96 0,95
Относительная доля рынка 0,9 4,8 1,6
Доля  продукции в общем объме реализации предприятия,% 64,68 19,28 16,03
 

      

      рис.7. Матрица БКГ для выбора продуктовой стратегии 

      На  основании матрицы БКГ можно  предложить один из возможных вариантов продуктовой стратегии предприятия:

      В компании ОАО «ПитерГруз» наибольшую долю услуг в общем объеме реализации составляет операторская деятельность. Из матрицы БКГ мы видим, что она располагается в клетке матрицы «Дикие кошки», это значит, что мы должны инвестировать в нее для увеличения доли рынка, т.к. это основной вид деятельности данной компании.

      Также в «Дикие кошки» попало и транспортно-экспедиторское обслуживание, т.к. это также одно из важных направлений деятельности ОАО «ПитерГруз», с помощью которого у компании такой значительный круг клиентов. Значит, мы также должны инвестировать в этот элемент портфеля, в надежде, что в дальнейшем он попадет в клетку матрицы «Дойные коровы» и будет приносить значительные доходы компании.

      И последний элемент – терминальные и агентские услуги. Хотя его доля не так уж и велика, но она приносит постоянную прибыль компании, а, следовательно, необходимо поддерживать этот вид услуг за счет дополнительных инвестиций.

      Суть  конкурентной стратегии ОАО «ПитерГруз» в улучшении качества транспортно-экспедиторского обслуживания, а значит в привлечении большего количества клиентов для дальнейшего увеличения доли рынка за счет прибыли, получаемой от терминальных и агентских услуг.

 

Квантификация матрицы  Мак-Кинси 

Экономическая характеристика стратегических хозяйственных  зон

                                                                Табл. 8

 СХЗ 

Показатели  

1.Железнодорожные  контейнерные перевозки 2.Терминальные  и агентские услуги 3.Экспедиторские  и логистические услуги 4.Контейнерные  автоперевозки
Рост  рынка,  % 21 17 19 18
Относительная доля на рынке 3,7 1,6 4,5 3,6
Объемы  реализации, млн. д.е 461 104 240 220
Эффективность каналов сбыта в баллах 4 3 2 2
 

Оценка  привлекательности  сегментов рынка

Проведем расчет привлекательности рынка по каждой СХЗ, при помощи формулы Фишборна: 

     1. Емкость рынка 2*(5-1+1)/5*(5+1)=10/30=0,33

     2. Темп роста рынка 2*(5-2+1)/5*(5+1)=8/30=0,26

     3. Отраслевой уровень рентабельности 2*(5-3+1)/5*(5+1)=6/30=0,20

     4. Уровень конкуренции 2*(5-4+1)/5*(5+1)=4/30=0,13

          5. Барьеры на входе в рынок 2*(5-5+1)/5*(5+1)=2/30=0,07

Табл. 9

Фактор  привлекательности Удельный  вес по Фишборну Оценка  фактора(в баллах)
1 2 3 4
Емкость рынка 0,33 4 2 3 3
Темп  роста рынка 0,26 4 3 2 2
Отраслевой  уровень рентабельности 0,20 2 3 2 3
Уровень конкуренции 0,13 -1 -3 -1 -2
Барьеры на выходе в рынок 0,07 3 3 3 3
Итого по СХЗ 1,0 - - - -
 

     Расчет  совокупного показателя конкурентоспособности

Табл. 10

Фактор  конкурентоспособности Удельный  вес по Фишборну Нормированная оценка фактора
    1 2 3 4
Рост  рынка 0,33 0,63 0,43 0,30 0,20
Относительная доля на рынке 0,27 0,64 0,4 0,51 0,8
Объем реализации 0,20 0,60 0,07 0,43 0,05
Покрытие  затрат 0,13 0,47 0,16 0,4 0,11
Эффективность каналов сбыта 0,07 1 0,25 0,23 0,25
Итого по СХЗ 1,0 - - - -
 

     Строим  матрицу Мак-Кинси, отражая одновременно объемы реализации для каждой СХЗ 

Привлекательность рынка 

     

                                                                                                        Стратегическое положение

Выводы, вытекающие из анализа матрицы Мак-Кинси: 

    1. Наиболее перспективной стратегической хозяйственной зоной является зона №1- Железнодорожные контейнерные перевозки, то есть необходимо и далее укреплять стратегические позиции по этому виду деятельности;

    2. Следует  использовать достигнутое положение  и защищать его, для продукции 2-й и 3-й СХЗ, терминальные и агентские услуги, а также экспедиторские и логистические услуги.

    3. Следует  использовать достигнутое положение и ограничить инвестиции для 4-й СХЗ - Контейнерные автоперевозки. 

 

Заключение

 

    Прошедший 2009 год был непростым годом  для ОАО «ПитерГруз», как, впрочем, и для всего рынка контейнерных перевозок. Глобальный экономический кризис привел к резкому падению платежеспособного спроса, снижению объемов перевозок, обострению конкуренции между операторами подвижного состава и изменению структуры контейнеропотоков.

    В этих сложных условиях Компания сумела подтвердить и упрочить свои позиции национального контейнерного оператора, позиции лидера рынка: несмотря на снижение объемов перевозок до 1,22 млн ДФЭ, рыночная доля ОАО «ПитерГруз» выросла в 2009 г. до с 61% до 64%. Количество отправок маршрутных контейнерных поездов в 2009 году практически не изменилось и составило 905 по сравнению с 912 в 2008 году. На терминалах ОАО «Транс-

    Контейнер»  было переработано 1,46 млн ДФЭ, рыночная доля компании в этом сегменте осталась стабильной на уровне 36%.

    Заложенные  при создании Компании конкурентные преимущества – национальная сеть продаж и диверсифицированная база активов – были дополнены активной клиентской политикой, в том числе внедрением новых маршрутов и предоставлением новых сервисов, включая перевозку крупногабаритных неконтейнерных грузов, а также мерами по повышению эффективности ряда бизнес-процессов и снижению издержек. В результате реализации всего комплекса мероприятий удалось в кризисный год не только обеспечить финансовую устойчивость Компании, но и добиться чистой прибыли по итогам года. В 2009 году кредитоспособность Компании была подтверждена международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Moody’s Investors Service, присвоившими Компании кредитные рейтинги ВВ+ и Ва2 соответственно, а также Банком России, включившим облигации Компании в ломбардный список. Все кризисы рано или поздно заканчиваются, и в 2009 году Компания формировала фундамент для будущего устойчивого роста. Был обновлен и увеличен парк подвижного состава: число фитинговых платформ увеличилось до 24,7 тысяч, при этом доля высокопроизводительных 80-футовых платформ выросла более чем в два раза. Вместимость парка увеличилась на 6%, до 70,5 тыс. ДФЭ, средний возраст вагонов сократился на 8%. Общий объем инвестиционной программы ОАО «ПитерГруз» в 2009 году составил почти 3 млрд рублей. Наряду с оптимизацией структуры активов в течение 2009 года Компания проводила мероприятия, направленные на расширение географии присутствия: подписан учредительный договор с China Railway International Multimodal Transport Сo., Ltd. по созданию совместной логистической компании в КНР; создано дочернее общество «ПитерГруз – Словакия», управляющее контейнерным терминалом в Добре (Словакия), проведена значительная работа по подготовке выхода Компании на рынок Казахстана.

      Разрабатывая  конкурентную стратегию для Открытого акционерного общества «ПитерГруз», в работе были использованы метод анализа сильных и слабых сторон организации - SWOT-анализ, классическая портфельная модель – матрица БГК и виды универсальных конкурентных стратегий М. Портера.

      При проведении анализа внутренней и внешней среды фирмы, выяснили, что 2009 год для компании был весьма успешным. Несмотря на мировой экономический кризис, компании удалось выполнить все запланированные показатели и сохранить лидерство на отечественном рынке контейнерных перевозок, что определенно является сильной стороной компании. Но есть и один факт, который двояко повлиял на деятельность компании: с одной стороны – ОАО «ТрансКонтенер» является дочерним обществом ОАО «РЖД», с которым он идет в одном «русле» и которая оказывает многочисленные услуги, но с другой стороны – может и повлиять на увеличение расходов компании (например: рост тарифов на услуги ОАО «РЖД»).

      Исходя  из основных видов конкурентных стратегий М. Портера, выяснили, что базовой конкурентной стратегией для ОАО «ПитерГруз» является «лидерство в издержках». Выводом после данного анализа стало: необходимость уменьшения объемов перевозок в связи с экономической ситуацией в мире и уменьшение численность персонала за счет создание стимулов для повышения качества работы сотрудников.

      С помощью матрицы БКГ мы выяснили, какое место на рынке занимают три вида услуг компании и предложили один из вариантов продуктовой стратегии предприятия, а именно: улучшение качества транспортно-экспедиторского обслуживания, а значит в привлечении большего количества клиентов для дальнейшего увеличения доли рынка за счет прибыли, получаемой от терминальных и агентских услуг.

      Для более детального исследования положения  компании на рынке мы использовали матрицу Мак-Кинси, которая позволяет  учитывать большее количество значимых факторов внутренней и внешней среды фирмы. В ходе исследования было выявлено, что необходимо ограничить инвестиции и заняться укреплением стратегических позиций железнодорожных контейнерных перевозок, а для терминальных и агентских услуг, экспедиторских и логистических услуги и контейнерных перевозок необходимо использовать достигнутое положение, защищать его и получать стабильный доход.

      Таким образом, мы выполнили стоящие перед  нами задачи в ходе исследования конкурентного положения компании «ПитерГруз».

Информация о работе Разработка конкурентной стратегии ОАО "ПитерГруз"