Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности оао тнк«Дастан»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ОАО ТНК «Дастан», занимающееся производством продукции медицинского и технического назначения.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ОАО ТНК «Дастан» и обоснование их экономической эффективности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………………....8
1.3. Методы и критерии оценки конкурентоспособности 10
Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО ТНК«Дастан») 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 16
2.3 SWOT- анализ предприятия…………………………………………………………….18
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности оао тнк«Дастан» 19
Заключение 22
Список литературы 24
Список сокращений…………………………………………………………………………26
Глоссарий……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 221.98 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 5

1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности 5

1.2 Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  предприятия……………………....8

1.3. Методы и критерии оценки конкурентоспособности 10

Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия (на примере    ОАО ТНК«Дастан») 13

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13

2.2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 16

2.3 SWOT- анализ предприятия…………………………………………………………….18

Глава 3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности оао тнк«Дастан» 19

Заключение 22

Список литературы 24

    Список сокращений…………………………………………………………………………26

      Глоссарий……………………………………………………………………………………27

       Приложения 29

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Функционирование предприятий  невозможно само по себе без учёта  деятельности конкурентов, которые  являются звеньями одной цепи –  экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той  или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет выявить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Конкуренция одновременно имеет и  положительные и отрицательные  стороны:

1) она способствует развитию  научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. 

2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

К числу негативных сторон можно  отнести:

1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства; 

2) ее следствием может быть перепроизводство товаров.

Конкурентоспособность – сложное  и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и  его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия  обуславливается соответствием  производимых организацией товаров  и услуг требованиям рынка  и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий  реализации, таких, как цена, сроки  поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что все  предприятия и организации в  большей или меньшей степени  сталкиваются с такой проблемой  как конкуренция, поэтому чтобы  выжить в таких условиях, а так  же развиваться, необходимо анализировать  сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения  о проведении мероприятий по повышению  конкурентоспособности.

В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ОАО ТНК «Дастан», занимающееся производством продукции медицинского и технического назначения.

Предметом исследования является конкурентоспособность  предприятия.

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ОАО ТНК «Дастан» и обоснование их экономической эффективности.

Исходя из поставленной цели, можно  выделить следующие задачи:

1. Изучение теоретических и методологических  аспектов по повышению конкурентоспособности  организации.

2. Характеристика современного  положения ОАО ТНК «Дастан».

3 Анализ финансового состояния  предприятия и оценка эффективности  хозяйственной деятельности.

4. Анализ конкурентоспособности  ОАО ТНК «Дастан».

5. Разработка мероприятий по  повышению конкурентоспособности  ОАО ТНК «Дастан».

В первой главе нами рассмотрены  теоретические и методологические аспекты конкуренции и конкурентоспособности  предприятия.

Во второй главе мы дали характеристику исследуемому предприятию, изучили  его слабые и сильные стороны, и конкурентоспособность.

В третьей главе предложены необходимые  меры по повышению конкурентоспособности ОАО ТНК «Дастан».

Методы, при помощи которых будет  осуществляться оценка ОАО ТНК «Дастан»– коэффициентный метод (коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, деловой активности, рентабельности), методики факторного, сравнительного анализа (методы вертикального и горизонтального анализа), табличный и графический методы, метод экспертных оценок.

Основой для проведения финансового  анализа является, главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс (форма № 1) и приложение к балансу: отчет о прибылях и убытках (форма  № 2). Кроме того, будут использованы учебно-методическая литература и Интернет-ресурсы. 

Глава1. теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия

 

1.1 Сущность  конкуренции и конкурентоспособности

 

В литературе присутствуют три подхода  к определению конкуренции (этимологически слово «конкуренция» восходит к  латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»). Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.1

Конкуренция хотя и в различной  интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических  субъектов, поэтому конкуренция  – это механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти  своего покупателя и за возможность  продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.2

Присутствие конкурента на рынке создает  элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить  потребности покупателя, сделать  его своим постоянным клиентом.3

Именно конкуренция:

- оживляет рынок

- заставляет предприятия и поставщиков  ресурсов надлежащим образом  удовлетворять желания потребителей;

- заставляет при вступлении  в ту или иную отрасль новых  фирм расширять производство  и снижать цены продукта до  уровня, соответствующего издержкам  производства;

- заставляет фирмы переходить  на самые эффективные технологии  производства;

- обеспечивает обстановку, способствующую  техническому и общественному  прогрессу.4

Борьба за экономическое выживание  и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей  состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

- на нем существует много  производителей (продавцов), каждый  из которых мал относительно  рынка в целом;

- рынок характеризуется продуктовой  однородностью, т. е. продукты  по своим характеристикам должны  быть существенно однородными;

- покупатели должны быть хорошо  информированы о рыночном предложении;

- должен обеспечиваться свободный  вход и выход на рынок, т.  е, должны отсутствовать рыночные  барьеры;

- производители и потребители  имеют возможность формировать  независимые решения, 

т. е. должна отсутствовать возможность  сговора между субъектами рыночной деятельности.

Подавляющее число рынков относятся к рынкам - несовершенной конкуренции.

Для чистой конкуренции характерно:

- Наличие большого количества  экономических агентов, продавцов  и покупателей;

- Однородность продаваемой продукции;

- Ни один из продавцов или  покупателей не в состоянии  повлиять на рыночную цену.

В известном смысле конкуренция - двигатель прогресса5

Конкурентная среда - рынок или  его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать  товар покупателю.

На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и  тем же категориям покупателей.

Конкурентная борьба - совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и  вытеснение с него конкурента.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

1) размер рынка - чем больше, тем  сильнее конкуренты;

2) темпы роста рынка - быстрый  рост облегчает проникновение  на рынок;

3) мощности - излишние мощности  приводят к падению цен;

4) препятствия для входа или  выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;

5) цена;

6) уровень стандартизации товаров  — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться  с одного товара на другой;

7) мобильные технологические модули;

8) быстрое обновление ассортимента продукции.

Формы конкурентной борьбы зависят  от сложившихся условий, времени  и места, но ее суть всегда одна и  та же: захватить большую, чем у  конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке.

Конкурентная позиция - сравнительная  характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента.6

Существует три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»:

 во-первых, наличие собственного  мотива к деятельности, ожидание  положительных для себя результатов;

 во-вторых, наличие необходимых  ресурсов для реализации деятельности;

в-третьих, возможность и способность  противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия  конкурентоспособность в отличие  от конкуренции это свойство имеет  самостоятельное значение, а не является следствием первого).

Исходя из этих условий, можно заключить, что конкурентоспособность объекта  — это состояние, характеризующее  реальную или потенциальную возможность  выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия  соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику.7

Практика показывает, что финансового  благополучия наиболее часто достигают  предприятия с более высоким  конкурентным потенциалом.

Высокая конкурентоспособность предприятия  обусловливается наличием следующих  трех признаков:

1. потребители довольны и готовы  купить повторно продукцию этой  фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2. общество, акционеры, партнеры  не имеют претензий к фирме;

3. работники гордятся своим участием  в деятельности фирмы, а посторонние  считают за честь трудиться  в этой компании.

Для того чтобы стать конкурентоспособной  компанией необходимо:

- обеспечить конкурентоспособность  выпускаемой продукции в целевых  сегментах рынка.

          - поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.8

          Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.

 

 

 

    1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность  предприятия

 

 

 Факторы внешней среды.

Под внешней средой организации  понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на её функционирование.

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности оао тнк«Дастан»