Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:25, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ОАО ТНК «Дастан», занимающееся производством продукции медицинского и технического назначения.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ОАО ТНК «Дастан» и обоснование их экономической эффективности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………………....8
1.3. Методы и критерии оценки конкурентоспособности 10
Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО ТНК«Дастан») 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 16
2.3 SWOT- анализ предприятия…………………………………………………………….18
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности оао тнк«Дастан» 19
Заключение 22
Список литературы 24
Список сокращений…………………………………………………………………………26
Глоссарий……………………………………………………
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонентов.9
1) Экономические факторы- предполагает анализ таких характеристик, как величина ВНП, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы.
2) Политические факторы - представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
3) Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации. К этим факторам относятся: изменения демографического условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.
4) Технологические факторы - позволяют своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
5) Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков
6) Факторы конкуренции - направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
7) Факторы социального поведения - включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества.
Факторы внутренней среды.
Под внутренней средой понимается хозяйственный
организм фирмы, включающий управленческий
механизм, направленный на оптимизацию
научно-технической и
Кадровый срез внутренней среды- взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез - коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят - изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез - процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез - процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Анализ конкурентных позиций компании занимает одно из ведущих мест в стратегическом менеджменте, так как именно на основе этого анализа принимаются решения о стратегии компании.11 Рассмотрим различные подходы к конкурентному анализу:
Довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды является SWOT-анализ. Данный анализ позволяет разработать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие.
При его проведении первоначально выявляются слабые и сильные стороны (streghts и weakness) – это факторы внутренней среды, которые будут способствовать или препятствовать эффективной работе фирмы; а также возможности и угрозы (opoturnities и threats) – факторы внешней среды, которые благоприятствуют или препятствуют развитию и эффективному функционированию организации. На основе данных составляется таблица SWOT12 (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Общая форма SWOT-анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Фирма, выступающая на рынке, должна изучить свое конкурентное окружение, т.е. конкурентные силы, воздействующие на нее, которые характеризуются известной моделью движущих сил конкуренции Майкла Е. Портера. Данная модель базируется на разработанной им концепции конкурентной стратегии. Модель представлена на рис. 2.
Конкуренция между организациями отрасли Заменители Потребители Угроза товарозаменителей Угроза прихода новых конкурентов Способность поставщиков торговаться Способность потребителей торговаться Поставщики Потенциальные конкуренты
|
Рис. 2 - Концепция конкуренции
Цель модели Портера - обеспечение оптимального управления портфелем фирмы и ее финансами, причем в качестве главного фактора рассматриваются конкурентные силы рынка.
Для проведения анализа первоначально необходимо собрать сведения о конкурентах, показать достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них на рынок, показать, кто из них имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
Сравнительный анализ конкурентов проводится с целью:
- выявления сильных и слабых
сторон в деятельности
- определения по совокупной оценке наиболее сильных и наиболее слабых конкурентов;
- выбора атаковых или оборонительных стратегий по отношению к конкретным конкурентам.
Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО ТНК «Дастан»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Транснациональная Корпорация «Дастан»13 - предприятие образовано в 1956 году как завод «Физических приборов». В1975 году переименовано в «Приборостроительный завод им. 50-летия Киргизской ССР.В 1993 году преобразовано в ОАО ТНК «Дастан» (далее – ОАО ТНК «Дастан») - одно из ведущих предприятий в области создания и производства морского оружия, подводно-технических средств специального назначения на территории бывшего СССР.
За всю историю своего существования Корпорация разработала и поставила на вооружение Военно-Морскому Флоту бывшего Союза целый ряд образцов торпедного оружия, десятки различных видов систем самонаведения, неконтактных взрывателей, систем телеуправления и нестандартного контрольно-измерительного оборудования к ним.
В настоящее время Корпорация занимает прочные позиции на рынке морского оружия, готовит новые проекты, нацеленные на освоение новых ниш. В целях увеличения объема продаж проводит активную политику расширения ассортимента выпускаемой продукции, модернизации производимых изделий, за что неоднократно получала различные награды.
Высокие технологии оборонного комплекса используются для производства медицинской техники. Сегодня Корпорация производит переносные и стационарные медицинские центрифуги. За годы работы в новых экономических условиях в процессе диверсификации освоены направления производства товаров:
- продукция производственно-
- товары народного потребления.
Юридический адрес
ОАО ТНК «Дастан», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, выпускать собственные акции.
Общество также имеет
Учредителями ОАО ТНК «Дастан» являются физические лица, из вкладов которых образован уставный капитал предприятия.
Уставный капитал ОАО «Дастан» составляет 116 257 300 сомов.
Основными внутренними документами, регулирующим деятельность ОАО ТНК «Дастан», являются Устав предприятия, Учредительный договор, коллективный договор.
Устав ОАО ТНК «Дастан» утвержден в соответствии с действующим кыргызским законодательством решением Общего собрания учредителей-участников Общества. Устав общества состоит из следующих разделов:
1. Общие положения.
2. Права участников общества.
3. Предмет, задачи и цели
4. Общие собрания участников.
5. Обязанности участников
6. Исполнительный орган общества.
7. Выход участников из общества.
8. Переход доли в уставный капитал общества.
9. Учет и отчетность.
10. Реорганизация и ликвидация обществ.
Высший орган управления общества - общее собрания его участников.
Исполнительным органом
Коллективный договор
Главная задача фирмы ОАО ТНК «Дастан» - это получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.
Основной вид деятельности: машино-приборостроение
(продукция производственно-технического
назначения, медицинской, специальной
техники и товаров народного потребления).
На сегодняшний день ассортимент предлагаемой
потребителям продукции включает в себя,
в том числе: медицинская техника, нагревательная
техника, товары народного потребления,
морское вооружение, а также следующие
услуги
-изготовление и монтаж
-изготовление козырьков, навесов, оград,
флагштоков
- изготовление различных механизмов и
машин, шестерен, валов, звездочек, корпусных
деталей
-изготовление контейнеров аппаратурных
модулей сотовой связи
-изготовление изделий из нержавеющей
стали и алюминиевых сплавов с применением
аргонной сварки
- производит ремонт
Общая площадь предприятия составляет 5 га, в том числе торговый зал – 430 кв.м. и подвальное помещение - 420 кв.м. Планы дальнейшего развития ОАО ТНК «Дастан» включают строительство других фирменных магазинов для расширения торговой площади и увеличения ассортимента предлагаемого покупателям товара.
ОАО ТНК «Дастан» работает с крупнейшими производителями и оптовыми торговыми базами.
Информация о работе Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности оао тнк«Дастан»