Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой политики ООО «Восток»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ кадровой политики организации и поиск путей её совершенствования. Это позволит выявить сильные и слабые стороны работы с персоналом на конкретном предприятии, определить ряд мероприятий, которые необходимо осуществить для улучшения создавшейся ситуации.
Объектом исследования данной работы является предприятие ООО «Восток».

Содержание работы

Введение 4
1. Управление персоналом в системе современного
менеджмента

1.1 Кадровый менеджмент: от управления
персоналом к управлению человеческими ресурсами 7
1.1.1 Становление кадрового менеджмента 16
1.2 Ключевые элементы кадровой стратегии 20
1.3 Кадровая политика и управление человеческими
ресурсами 25
1.3.1Этапы формирования и требования к кадровой политике 29
1.3.2 Виды кадровой политики 34
1.3.3 Осуществление кадровой политики предприятия 40
1.4 Факторы, влияющие на кадровую политику 45
2. Анализ кадровой политики ООО «Восток»
2.1. Краткая характеристика объекта исследования 47
2.2 Определение кадровой политики ООО «Восток» 52
2.3 Оценка эффективности существующей кадровой
политики на предприятии ООО «Восток» 53 2.4 Разработка методик по поиску и отбору специалистов
для предприятия 67

3. Разработка мероприятий по совершенствованию
кадровой политики ООО «Восток»

3.1 Возможности совершенствования кадровой
политики в ООО «Восток» 73
3.2 Разработка мероприятий для совершенствования
кадровой политики ООО «Восток» 77
Заключение 88
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

 

18 Кафидов В. В. «Управление персоналом», 2004, с.19-20

Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управлениями.

Повседневная реализация  кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.

Кадровая политика предприятия  – это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.

Кадровая политика должна увеличивать  возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования  технологии и рынка в ближайшем будущем.

Кадровая политика является составной  частью всей управленческой  деятельности и производственной политики организации.19 7

Существует несколько видов  кадровой политики, которые может  выбрать фирма, именно они будут рассмотрены далее.

 

1.3.2 Виды кадровой политики

Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственно влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию организации в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:20

- пассивная;

- реактивная;

- превентивная;

- активная;

Пассивная кадровая политика. Само представление  о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации, не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме, экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

Реактивная кадровая политика. В  русле этой политики руководство  предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуации, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.

Превентивная кадровая политика. В  подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций – разработка целевых кадровых программ.

Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию). 21 1          

В соответствии с этим мы можем  выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.

При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

При авантюристической кадровой политике руководство Предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного Прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации.

План работы с персоналом в таком  случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.22     1

Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случае, если усилится влияние факторов, которые ранее не включались в рассмотрение, что приведет к резкому изменению ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы необходимо будет провести переобучен персонала, однако быстрая и эффективная переподготовка жег быть успешно проведена, например, на предприятии, обладающем скорее молодым персоналом, чем на предприятии, имеющем очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал пожилого возраста. Таким образом, понятие «качество персонала» включает еще один параметр, который скорее всего не был учтен при подготовке плана кадровой работы в рамках данного типа кадровой политики.

Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.  По этому основанию традиционно выделяют два типа кадров политики – открытую и закрытую.

Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства.

______________________________________________

22 Управление персоналом» под ред. Т.Ю. Базарова, 1996, с.52

 

Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Так типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы «покупать» людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Закрытая кадровая политика характеризуется  тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.

Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым вопросам иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики 232

Кадровый процесс

Тип кадровой политики

открытая

закрытая

Набор персонала

Ситуация высокой конкуренции на рынке труда

Ситуация дефицита рабочей  силы, отсутствие притока  новых  рабочих рук.

Адаптация персонала

Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрения новых для организации подходов, предложенных новичками.

Эффективная адаптация  за счет института наставников ("опекунов"), высокой сплоченности  коллектива, включение в традиционные подходы.

 

 

______________________________________________

23 Управление персоналом» под ред. Т.Ю. Базарова, 1996, с.52

 

 

Продолжение таблицы 1

Обучение и развитие персонала

Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового.

Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптированию к работе организации.

Продвижение персонала

Затруднена возможность  роста, так как преобладает тенденция  набора персонала.

Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры.

Мотивация и стимулирование

Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации)

Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии)

Внедрение инновации

Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инновации – контакт, определение ответственности сотрудника и организации.

Необходимо специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности ответственности за изменения за счет общности судьбы человека и предприятия.


 

Предпочтение внешним или внутренним источникам удовлетворения потребности  в персонале зависит обычно от особенностей ситуации.  Однако каждый из них имеет свои недостатки.

К недостаткам найма со стороны относят: большие затраты, ухудшение морально – психологического климата вследствие конфликтов между новичками и старожилами; высокая степень риска из-за неизвестности человека; плохое знание им организации и потребность в длительном периоде адаптации.

Хотя в целом внутреннее привлечение  кадров считается более предпочтительным, но, тем не менее, оно также имеет свои недостатки: характеризуется малым числом вакансий, ограничивает выбор места приложения труда; требует дополнительных затрат на переобучение; приводит к напряженности в коллективе вследствие внутренней конкуренции; позволяет продвигать «нужных» людей; снижает активность оставшихся «за бортом»; сохраняет общий дефицит рабочей силы.243

 

1.3.3  Осуществление кадровой политики предприятия

 

Известно, что в становлении системы стратегического менеджмента можно выделить четыре основные фазы:

      -  хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;

       - стратегическое планирование в узком смысле – предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);

- управление стратегическими возможностями – выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем);

- управление стратегическими задачами  в реальном масштабе времени        - разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.

Кадровые мероприятия — действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.

Рассмотрим основные кадровые мероприятия  в зависимости от типа стратегии  организации и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей, которые приведены в

 таблице 2.

____________________________________________________________

24 Веснин В.Р. «Практический менеджмент персонала», 1998, с.133-134

 

 Таблица 2

Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе

 кадровой политики 251

Информация о работе Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой политики ООО «Восток»