Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:43, курсовая работа
Цельюданногокурсовогопроектаявляетсяразработкапроектаплана
по прибыли и рентабельности. В проекте онареализуетсячерез следующие
задачи:
1. Краткая производственная и экономическая характеристикаОАО
«Сургутнефтегаз»;
2. Анализ основных технико-экономических показателей
операционнойдеятельностипредприятияза2010-2012 годы;
3. Рассмотрениеметодикипланированияприбылиирентабельности;
Введение. ................................................................................................................. 3
Глава1. КраткаяпроизводственнаяиэкономическаяхарактеристикаОАО
«Сургутнефтегаз». .................................................................................................. 5
Глава2. Анализ основныхтехнико-экономическихпоказателей
операционнойдеятельностиОАО «Сургутнефтегаз» за2010-2012 гг. .......... 12
Глава3. Методикапланированияприбылиирентабельности........................ 15
3.1 Планированиеприбыли.............................................................................. 15
3.2 Планированиерентабельности.................................................................. 23
Глава4. ФормированиеииспользованиеприбылиОАО «Сургутнефтегаз» за
2010-2012 гг........................................................................................................... 31
Глава5. ПроектпланапоприбылиирентабельностипроизводстваОАО
«Сургутнефтегаз» на2013 год............................................................................. 37
Заключение............................................................................................................ 39
Списокиспользуемойлитературы......
Оценка способности к самофинансированию путем вычета потока наличности распределенной прибыли. Полученная сумма прибыли используется на расширение производства и служит важным показателем финансирования капитальных вложений и инвестиционной политики организации.
Вычисление предпринимательского дохода путем прибавления к потоку наличности налога на корпорации и прочих резервных отчислений и вычитания прочих доходов от внереализационных операций. Предпринимательский доход дает более точное представление о выгодности основной деятельности фирмы, чем балансовая прибыль.
В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты.
Рентабельность товарооборота или продаж, характеризующая отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе может быть величина общей или чистой прибыли от реализации товаров и услуг, а в знаменателе производственные издержки или себестоимость реализованной продукции:
Рт = Пр / Срп *100, где
Рт - рентабельность товарооборота;
Пр - общая прибыль от реализованной продукции;
Срп - производственная себестоимость реализованной продукции.
Применение показателя рентабельности продаж в процессе внутрифирменного планирования служит своего рода индикатором ценообразования на новые товары и услуги. В зарубежной практике считается, что для установления продажной цены изделия необходимо к общим производственным издержкам прибавить фиксированную надбавку, или маржу, исчисляемую как доля товарооборота. Эта надбавка должна обеспечивать каждой организации не только покрытие всех издержек, но и получение нормальной прибыли или дохода. При этом, однако, следует иметь в виду, что величина этой плановой теоретически нормальной прибыли и фактически получаемая величина дохода очень редко совпадают в практической деятельности предприятий. Кроме того, устанавливаемая организацией норма прибыли очень часто определяется рыночными требованиями, а не выбирается произвольно. Тем не менее норматив рентабельности товарооборота может служить важным ориентиром как для установления нижнего предела рыночных цен, так и для планирования прибыли от реализации продукции.
Рентабельность собственных средств или капитала, определяющая соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства одним из главных критериев эффективности компании. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения деятельности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно представить формулой
Рк = Пч / К * 100%, где
Рк - рентабельность собственного капитала;
Пч - чистая прибыль от продажи продукции;
К - стоимость собственного капитала.
Рентабельность основных производственных фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основного капитала. Этот показатель служит для сопоставления эффективности использования основного капитала или производственных фондов в отдельных корпорациях и отраслях промышленности. При определении рентабельности основного капитала предприятия можно использовать соотношение общей или чистой прибыли к стоимости производственных фондов с учетом затрат по долгосрочной задолженности, поскольку данный показатель находится по отношению ко всем основным фондам. В общем случае рентабельность основных фондов предприятия можно выразить формулой:
Рф = Пб / Фо * 100%, где
Рф - рентабельность основных производственных фондов;
Пб - балансовая прибыль предприятия;
Фо - среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельность всех активов, показывающая отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность фирмы или предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в их распоряжении совокупных активов. При расчете этого показателя в числитель можно подставлять общую прибыль, а в знаменатель - среднегодовую стоимость основного и оборотного капитала с учетом имеющихся материальных запасов и других наличных ценностей.
При планировании рентабельности отечественные предприятия, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применять показатели активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвидности, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии. Планирование основных финансовых показателей деятельности фирм и предприятий предполагает в свою очередь активное и творческое решение экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:
Среди множества известных финансовых показателей, помимо рассмотренных значений прибыли и рентабельности, важное место при планировании финансов имеют коэффициенты ликвидности, активности и доходности.
Показатели ликвидности характеризуют финансовую способность предприятия обеспечивать за счет имеющихся денежных средств выполнение своих краткосрочных обязательств со всеми предприятиями и банками. Низкая платежеспособность организации свидетельствует о ее слабой финансовой устойчивости и невозможности проведения своевременной закупки производственных ресурсов и, как следствие, о приближающейся остановке производства. Иначе говоря, ликвидность определяет уровень качества текущих или оборотных активов предприятия и его финансовую способность покрывать свои повседневные долги. Поэтому проблема планирования ликвидности должна быть решена в процессе составления как текущих, так и долгосрочных планов развития. При определении коэффициентов ликвидности применяются два основных вида показателей: общий коэффициент покрытия и коэффициент абсолютной ликвидности.
Общий коэффициент покрытия определяет соотношение текущих (оборотных) активов предприятия и его текущих (краткосрочных) обязательств. Минимально допустимая величина этого коэффициента должна быть больше 1,0, поскольку при меньшем значении фирма может быть признана неплатежеспособной. Оптимальным считается величина коэффициента в диапазоне от 2,0 до 2,5.
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует соотношение между наиболее быстро ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Самая ликвидная часть активов определяется как разность между их общей величиной (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами. Допустимым нижним значением данного коэффициента признается обычно величина больше 0,2.
Показатели активности или оборачиваемости определяют степень эффективности использования предприятием экономических ресурсов. Обычно коэффициенты активности отражают соотношение между величиной продаж продукции и элементами активов. Одним из наиболее распространенных на наших предприятиях показателей активности является оборот товарно-материальных запасов. Этот коэффициент измеряет скорость прохождения материальных ценностей от закупки ресурсов до продажи готовой продукции. Рассчитывается данный показатель как отношение стоимости проданных товаров к величине товарно-материальных запасов по формуле
Коз= РП / МЗ, где
Коз - коэффициент оборота запасов;
РП - стоимость реализованной продукции;
МЗ - стоимость материальных запасов.
Показатели доходности или прибыльности выражают соотношение доходов и расходов фирмы в процессе производства и реализации продукции. В конечном счете они определяют фактическую результативность совокупной производственно-финансовой деятельности каждого предприятия на единицу затрат всех экономических ресурсов или достигнутую норму прибыли на весь капитал (основной, оборотный и человеческий).
Все приведенные финансовые показатели, как видно, тесно связаны между собой коэффициентами соотношений «прибыль - затраты». Это означает, что улучшение финансового состояния каждого предприятия в современных рыночных условиях возможно лишь на основе совершенствования как стратегического, так и текущего планирования прибыли и рентабельности, непрерывного повышения результатов и сокращения затрат, постоянного роста доходов и снижения расходов, а также рационального использования других производственно-хозяйственных, организационно-управленческих и инвестиционно-финансовых факторов и ресурсов.
Глава 4. Формирование и использование прибыли ОАО «Сургутнефтегаз» за 2010-2012 гг.
Проведем анализ изменения уровня прибыли по факторам. В таблице 3 отражены данные о формировании прибыли за 2010-2012 гг.
Таблица 3
Формирование прибыли в 2010-2012 гг.
млн.руб.
Показатели |
2009 г |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
428 741,4 |
500 510,2 |
595 881,6 |
546 695,2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
(264 557,0) |
(342 315,9) |
(420 315,1) |
(397 298,9) |
Валовая прибыль |
164 184,4 |
158194,3 |
175 566,5 |
149 396,3 |
Коммерческие расходы |
(22 823,6) |
(26 982,5) |
(30 658,4) |
(36 281,4) |
Прибыль (убыток) от продаж |
141 360,8 |
131 211,8 |
144908,1 |
113 114,9 |
Проценты к получению |
4 577,1 |
9 875,3 |
14 953,3 |
31 685,4 |
Проценты к уплате |
(30,2) |
(334,1) |
(1,3) |
(0,1) |
Доходы от участия в других организациях |
115,4 |
419,9 |
274,4 |
720,9 |
Прочие доходы |
255 621,0 |
413 417,7 |
519 270,9 |
961 010,2 |
Прочие расходы |
(251 417,4) |
(448 364,6) |
(556 127,8) |
(914 935,3) |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
150 226,7 |
106 226,0 |
123 277,6 |
191 596,0 |
Отложенные налоговые активы |
747,5 |
271,2 |
(111,1) |
(711,1) |
Отложенные налоговые обязательства |
(2 290,0) |
(5 889,8) |
(3 324,2) |
(652,0) |
Текущий налог на прибыль и обязательные платежи за счет прибыли |
(34 204,9) |
(23 502,8) |
(31 215,6) |
(46 315,7) |
Чистая прибыль |
114 479,3 |
77 104,6 |
88 626,7 |
143 917,2 |
В таблице 4 представлены данные о распределении прибыли в 2010-2012 гг.
Таблица 4
Распределение прибыли в 2010-2012 гг.
млн.руб.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Прибыль отчетного года до налогообложения |
106 226,0 |
123 277,6 |
191 596,0 |
Отложенные налоговые активы |
271,2 |
(111,1) |
(711,1) |
Отложенные налоговые обязательства |
(5 889,8) |
(3 324,2) |
(652,0) |
Текущий налог на прибыль и обязательные платежи за счет прибыли |
(23 502,8) |
(31 215,6) |
(46 315,7) |
Нераспределенная прибыль (чистая прибыль) |
77 104,6 |
88 626,7 |
143 917,2 |
в том числе прибыль, направляемая: на выплату дивидендов |
24 403,2 |
27 751,2 |
31 648,5 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году составила 500 510,2 млн.руб., что на 16,7 % выше результата 2009 года. Увеличение выручки произошло в связи с ростом объемов реализации продукции и благоприятной ценовой конъюнктурой мировых цен на нефть и нефтепродукты.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году выросла по сравнению с 2009 годом на 29,4 % и составила 342 315,9 млн.руб. Основными факторами роста себестоимости являлись увеличение объемов производства и реализации продукции, отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых, затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды, амортизационных отчислений за счет реализации инвестиционной программы Компании, а также рост тарифов естественных монополий и цен на материальные ресурсы.
В 2011 году выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг составила 595 881,6 млн.руб., что на 19,1 % выше результата 2010 года. Рост показателя обусловлен благоприятной ценовой конъюнктурой рынков нефти и нефтепродуктов.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2011 году увеличилась в сравнении с предыдущим годом на 22,8 % и составила 420 315,1 млн.руб. Рост себестоимости связан с увеличением затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды, амортизационных отчислений за счет реализации инвестиционных проектов Компании, затрат по налогу на добычу полезных ископаемых вследствие увеличения мировой цены на нефть и материальных затрат по причине роста тарифов и цен на электроэнергию и материальные ресурсы.