Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:43, курсовая работа
Цельюданногокурсовогопроектаявляетсяразработкапроектаплана
по прибыли и рентабельности. В проекте онареализуетсячерез следующие
задачи:
1. Краткая производственная и экономическая характеристикаОАО
«Сургутнефтегаз»;
2. Анализ основных технико-экономических показателей
операционнойдеятельностипредприятияза2010-2012 годы;
3. Рассмотрениеметодикипланированияприбылиирентабельности;
Введение. ................................................................................................................. 3
Глава1. КраткаяпроизводственнаяиэкономическаяхарактеристикаОАО
«Сургутнефтегаз». .................................................................................................. 5
Глава2. Анализ основныхтехнико-экономическихпоказателей
операционнойдеятельностиОАО «Сургутнефтегаз» за2010-2012 гг. .......... 12
Глава3. Методикапланированияприбылиирентабельности........................ 15
3.1 Планированиеприбыли.............................................................................. 15
3.2 Планированиерентабельности.................................................................. 23
Глава4. ФормированиеииспользованиеприбылиОАО «Сургутнефтегаз» за
2010-2012 гг........................................................................................................... 31
Глава5. ПроектпланапоприбылиирентабельностипроизводстваОАО
«Сургутнефтегаз» на2013 год............................................................................. 37
Заключение............................................................................................................ 39
Списокиспользуемойлитературы......
F - постоянные издержки;
C - Уровень переменных издержек в цене;
Н - размер НДС.
Экономико-статистический метод планирования прибыли использует фактическую динамику показателя. ация
Каждая фирма в условиях рыночной экономики придает большое значение использованию своего капитала: основного и оборотного. Поэтому возрастает значение обоснования прибыли посредством учета прибыли на вложенный капитал:
а) нормы прибыли на капитал;
б) лучшего достигнутого в фирме уровня прибыли на капитал. Следует заметить, что расчет рентабельности капитала ведется на основе балансовой прибыли, а рентабельности производства (продукции, торговли) - на основе прибыли основной деятельности. Поэтому использование прибыли на вложенный капитал в планировании будет определять балансовую прибыль фирмы, которую затем посредством любого из указанных выше методов необходимо определить по видам деятельности, т.е. направлениям ее образования.
Метод планирования прибыли, названный как определение оптимальной целевой прибыли, предусматривает специальные расчеты потребности фирмы в прибыли: во-первых, для уплаты налогов от прибыли; во-вторых, для прочих внефирменных отчислений из прибыли и, в-третьих, для внутрифирменных потребностей в прибыли, в том числе для развития.
Полученная таким образом величина прибыли является исходной для определения необходимого объема деятельности, который позволил бы ее получить. Обоснование объема деятельности от прибыли, возможно, посредством использования формул безубыточности.
Метод маржинального дохода в планировании прибыли, использует расчетные данные о переменных издержках по видам продукции. Разница между предполагаемым маржинальным доходом продукции фирмы и постоянными издержками определяет плановую прибыль:
М = Q - С - НДС, где
М - маржинальный доход;- товарная продукция;
С - переменные издержки;
Н - налог на добавленную стоимость.
В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.
Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:
П = (В х Ц) - (В х С), где П - плановая прибыль;
В-выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С - полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого периода.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост, и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.
Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:
· определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравни мой товарной продукции за тот же период;
· исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли, от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;
· учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.
При этом методе прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).
В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.
Планирование прибыли осуществляется на основе изучения факторов роста прибыли. Она зависит как от внешних, так и внутренних факторов, учет их воздействия способствует обоснованному планированию ее величины.
В общем виде величина прибыли зависит от динамики:
· роста (или снижения) объемов производства;
· снижения (или увеличения) себестоимости продукции;
· уровня цен и других показателей рынка.
В реальной практике факторы, влияющие на прибыль, действуют одновременно, хотя и не всегда в одинаковом направлении. В связи с этим нельзя однозначно ответить на вопрос, за счет какого фактора следует увеличивать прибыль. Каждый имеет свои возможности и ограничения. Например, рост объемов производства ограничивается емкостью рынка и производственными возможностями предприятия по увеличению мощности выпуска. Снижение издержек производства ограничивается возможностями поставщиков материалов и комплектующих, а также требованиями к качеству продукции.
Каждый из совокупности факторов оказывает двоякое воздействие на прирост прибыли: количественное и качественное. Количественными характеристиками, например, определяется общий объем основных и оборотных средств, необходимых предприятию для выполнения производственной программы и плана по прибыли.
Качественные характеристики отражают эффективность использования активного капитала фирмы (например, рентабельность предприятия, фондоотдача и т.п.).
Так, улучшение использования основных фондов (прежде всего, технологического оборудования) способствует увеличению объемов производства (а, следовательно, и росту объема продаж), что повышает фондоотдачу оборудования и позволяет уменьшить величину амортизационных отчислений на один рубль продукции и получить дополнительную прибыль за счет уменьшения себестоимости.
Таким образом, между прибылью и эффективностью использования производственных фондов существует прямая связь.
Аналогичная взаимосвязь наблюдается и между материалоемкостью продукции и прибылью. Фактор материалоемкости является наиболее значимым, так как удельный вес статьи затрат на материалы (включая комплектующие) в себестоимости продукции, как правило, превышает остальные статьи расхода. В связи с этим снижение материалоемкости на 1% оказывает большее воздействие нарост прибыли, чем уменьшение на 1% других статей расхода.
Важным фактором, влияющим на величину прибыли, является зарплатоемкость продукции, которая, в свою очередь, зависит от трудоемкости изделий, масштабов производства и других характеристик.
Таким образом, при планировании прибыли необходимо учитывать влияние совокупности внутренних и внешних факторов и моделировать варианты планов для различных производственных ситуаций. Для этих целей успешно используется в деловой практике ситуационное моделирование.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.
При планировании прибыли указываются балансовая (или общая) и чистая (расчетная) прибыль.
Величина балансовой прибыли определяется в плане как алгебраическая сумма прибыли и убытков.
Необходимо отметить, что в плане не предусматриваются убытки, связанные с возможными нарушениями плановых заданий (в том числе штрафы, пени, неустойки, списание долгов, убытки по аннулированным заказам и от стихийных бедствий). Они учитываются при определении фактической прибыли.
Балансовая прибыль (Пб) - это результат финансово-хозяйственной деятельности, рассчитывается по балансу доходов и расходов с вычетом убытков.
Чистая прибыль (Пч) представляет собой разность между балансовой прибылью и налогами на прибыль.
При планировании прибыли необходимо рассчитывать ожидаемую выручку от реализации продукции.
По действующему законодательству выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (безналичным или наличным расчетом), либо по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов.
В процессе планирования (или составления бизнес-плана) ожидаемая прибыль определяется из расчета плановой выручки и плановой себестоимости продукции, которые, в свою очередь, определяются с учетом прогнозируемого воздействия внешних и внутренних факторов на эти величины в планируемый период.
Плановая величина прибыли не дает полного представления о финансовой устойчивости предприятия, так как отражает лишь количественный аспект доходности. Более полное отражение финансового положения фирмы в процессе планирования можно представить в виде финансовых пропорций и соотношений, отражающих качественный аспект деятельности предприятия.
К таким характеристикам относится, прежде всего, рентабельность предприятия.
3.2 Планирование рентабельности
Рентабельность производства служит одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. Сравнение эффективности финансовой деятельности предприятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности проводится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях. Как известно, абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики производственной, экономической и финансовой деятельности тех или иных предприятий и фирм, компаний и корпораций. Для экономической оценки конечных результатов деятельности отечественных и зарубежных производственных предприятий широко используются различные показатели рентабельности. Они характеризуют степень прибыльности предприятия, уровень его доходности, или соотношение доходов на единицу расходов.
Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях, например, рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле:
Ри = (Ци - Си)/ Си * 100%, где
Ри - рентабельность изделия;
Ци - рыночная цена изделия;
Си - полная себестоимость изделия.
Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. Общая рентабельность производства определяется по следующей формуле:
Ро = П / (Фо + Ос) *100%, где
Ро - общая рентабельность производства;
П - совокупная прибыль предприятия;
Фо - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия;
Ос - среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.
Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к этим затратам.
В рыночных отношениях значительно расширяется применение показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий и фирм. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию используемых исходных показателей прибыли и затрат.
Определение чистой прибыли акционерных компаний путем вычета налогов из балансовой прибыли до ее распределения между акционерами по установленным дивидендам. Данный показатель характеризует главным образом эффективность распределительной политики высших менеджеров и степень доходности или рентабельности акционерного капитала.
Расчет потока наличности путем прибавления к чистой прибыли суммы амортизационных отчислений и других накоплений. Фактическая сумма потока наличности соответствует той части прибыли, которую организация оставляет в своем распоряжении. Она имеет большое значение при оценке ликвидности и доходности предприятия.