Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:01, дипломная работа
Мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием
Введение
3
1
Общие сведения о предприятии ЗАО «Челны-Хлеб»
4
1.1
Краткая характеристика предприятия
4
1.2
Организационная структура
6
1.3
Технологическая характеристика производства
9
1.4
Экономическая характеристика предприятия
10
2
Совершенствование системы мотивации персонала в целях повышения качества труда на предприятии
14
2.1
Состояние материально - денежного стимулирования
14
2.2
Состояние материально - неденежного стимулирования
15
2.3
Состояние нематериального стимулирования
18
2.4
Отношение персонала к существующей мотивационной политике предприятия согласно проведенному анализу
19
3
Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии ЗАО «Челны-Хлеб»
25
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
- экономическое обучение.
В ЗАО «Челны-хлеб» ежегодно заключается коллективный договор, в котором отражаются повышение эффективности производства и направление использования прибыли, принципы трудового коллектива и обеспечение занятости, организации труда и заработной платы, жилищно-бытовое обслуживание, социально-экономические гарантии, условия работы, охрана и безопасность труда, организация социально-медицинского, санитарно-курортного лечения и отдыха работников. В частности, в 2010 году работодатель предоставлял трудовые и социальные льготы.
Единовременное пособие выплачивается:
- в связи с уходом на пенсию;
- работникам, достигшим юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, награжденным грамотой, согласно приказу;
Кроме того, производятся следующие выплаты:
Планируются денежные средства на медицинское обслуживание работников при фельдшерском здравпункте:
К сожалению, такие виды стимулирования, как:
2.3 Состояние нематериального стимулирования
Нематериальное стимулирование базируется на знании психологических основ поведения человека в труде и понимании значимости трудовой деятельности в удовлетворении высших потребностей человека – как отдельного работника, так и персонала в целом и имеет следующие направления:
Моральное стимулирование – регулирование поведения работников на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание:
Организационное стимулирование
– регулирование поведения
Стимулированием свободным временем – регулирование поведения работников на основе изменения времени его занятости:
Среди вышеперечисленных нематериальных стимулов на предприятии ЗАО «Челны – Хлеб» используются моральное стимулирование и стимулирование свободным временем.
2.4 Отношение
персонала к существующей
Для определения удовлетворенности персонала мотивационной политикой предприятия было проведено анкетирование.
Для поведения исследования было осуществлено анкетирование менеджеров высшего и среднего звена в количестве 11 человек.
Параллельно с устным опросом менеджеров о качестве обслуживания был проведен анкетный опрос, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих. При письменном анкетном опросе вопросник заполняли сами опрашиваемые. В данный анкетный опрос были включены 11 вопросов. (См. приложение Д)
Определение степени удовлетворенности персонала той или иной стороной трудовой деятельности.
В анкете различные стороны удовлетворенности (как общую удовлетворенность, так и трудовым процессом) затрагивают вопросы №№ 5 – 11. На данные вопросы дано 5 вариантов ответов от -2 до +2. Средний вариант ответа является нейтральным и оценивается в «0» баллов, максимально положительный (+2) балла, максимально отрицательный (-2) балла. (См. приложение Д)
При обработке анкеты суммируется количество работников, ответивших по одному из пяти вариантов ответа, и определяется индекс удовлетворенности по следующей формуле:
I = (+ 2)* N1+ (+ 1)*N2 + (0)* N3 + (- l)* N4+ (- 2)* N5
N
(+ 2), (+ l), (о), (- l), (- 2) |
шкала удовлетворенности |
Ni |
число респондентов, ответивших на данный вариант |
N |
общее число опрошенных |
Индекс удовлетворенности может меняться в пределах от (-2) до (+2).
Результаты обработки анкеты представлены в Приложении Г.
Вывод:
Работники считают, что заработная плата в достаточно большой степени побуждает эффективно работать (0,73).
Также высоко оценивается режим работы на предприятии (1,27) и моральное стимулирование, такие как награды (1,36), грамоты (1,64) и размещение фотографий на досках почета (1,64), а по материальным не денежным стимулированиям, право работы по совместительству (1,63) и перевод в другую организацию (1,44).
При этом, материальное стимулирование, такие как доплаты и надбавки (1,09), разнообразие работы (1,09), а также материально не денежные стимулирования, как экскурсии и командировки по обмену опытом (0,63) оцениваются как средний уровень.
Самый низкий индекс удовлетворенности соответствует повышению в должности (0,45), выплата бонусов – годовых вознаграждений по результатам работы всего отдела (0,45), материальные стимулирования, такие как переменная часть зарплаты, зависящая от выполнения конкретных показателей результата труда деятельности (0,54) и материальные не денежные стимулирования, как путевки в места лечения и отдыха, туристические (0,36). (См. приложение В)
Определение ценностной ориентации работников
Для этого блок вопросов разбивается на 2 подгруппы, каждая из которых дает представление об идеальной работе, как о работе, направленной на:
- Содержание работы;
- Оплату труда. (См. приложение Д )
Ценностные ориентации - это отражение
в сознании человека ценностей, признаваемых
им в качестве стратегических жизненных
целей и общих
Рассчитываем среднее
Таблица 2.1 – Классификация респондентов по типу мотивации
№ респон-дента |
Ценностная |
Прагматическая |
Тип мотивации |
Средний балл |
Средний балл | ||
1 |
1,33 |
2,66 |
III |
2 |
1,66 |
2,33 |
III |
3 |
2 |
2,66 |
III |
4 |
2 |
2,66 |
III |
5 |
1,33 |
3 |
III |
6 |
2,33 |
2,33 |
II |
7 |
1,66 |
2,66 |
III |
8 |
1,33 |
2,66 |
III |
9 |
1,33 |
2,33 |
III |
10 |
2,33 |
2,66 |
III |
11 |
1,66 |
2,66 |
III |
В качестве промежуточного вывода можно отметить, что преобладает прагматическая ориентация.
Определение силы мотивации для каждого респондента
Для определения силы мотивации полученное количество баллов по каждому респонденту корректируется на оценку в баллах ответа, а затем делится на общее количество вопросов в блоке (11). Результаты представлены в таблице 2.2. Сила мотивации определяется по следующей шкале:
Таблица 2.2 – Классификация респондентов по силе и направленности
№ респондента |
Средний балл |
Сила мотивации |
Направленность мотивации |
Тип мотивации |
1 |
2 |
средняя |
сохранения |
III |
2 |
2 |
средняя |
сохранения |
III |
3 |
2,33 |
средняя |
сохранения |
III |
4 |
2,33 |
средняя |
сохранения |
III |
5 |
2,16 |
средняя |
сохранения |
III |
6 |
2,33 |
средняя |
сохранения |
I |
7 |
2,16 |
сильная |
сохранения |
III |
8 |
2 |
средняя |
сохранения |
III |
9 |
1,83 |
средняя |
сохранения |
III |
10 |
2,5 |
средняя |
сохранения |
III |
11 |
2,16 |
средняя |
сохранения |
III |
На основе средних баллов производится классификация мотивов по направленности мотивации на мотивы:
Отсюда можно сделать вывод, что в организации преобладает направленность сохранения, а сила мотивации за единственным исключением, средняя, что говорит об удовлетворительном уровне мотивации на уровне ценностной ориентации. Итак, стратегия управления персоналом на ЗАО «Челны-Хлеб» отражает разумное сочетание экономических целей предприятия, потребностей и интересов работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, и т.п.). Так же мотивацией для персонала является материальные и нематериальные стимулы, такие как, социально-экономические гарантии, условия работы, охрана и безопасность труда, организация социально-медицинского, и т. д
И в результате проделанного анализа пришли к выводу, что в ЗАО «Челны-хлеб» система мотивации сотрудников налажена хорошо, хотя было выявлено несколько проблем:
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее приоритетными являются требования материального обеспечения, интересной работы, дающей возможность повышения квалификации и использования знаний. Вопросы общественной полезности работы, наличие приятного окружения и возможности самореализации стоят не на первом месте.
3 Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирование персонала на предприятии ЗАО «Челны-Хлеб»
Несомненно, при разработке рекомендаций необходимо учитывать то, что сотрудники отдела непосредственно не связаны с производством продукции, а роль в увеличении объеме реализации продукции дифференцируется в зависимости от должностных полномочий конкретного человека.
Итак, рекомендации по дальнейшему
совершенствованию системы
Для повышения мотивации труда могут использоваться параллельно как материальное, так и моральное стимулирование.
Системы материального стимулирования:
Информация о работе Разработка системы мотивации персонала на предприятии