Разработка стратегического плана развития деятельности фитнес - клуба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 01:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в разработке теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятия и сущность конкурентных преимуществ;
рассмотреть теорию конкурентного преимуществ Майкла Портера;
рассмотреть стратегии достижения конкурентных преимуществ по М. Портеру и Ф. Котлеру;
изучить характеристику деятельности фитнес-клуба «Golds Gym»
проанализировать маркетинговую стратегию и цели фитнес-клуба «Golds Gym»
оценить анализ рынка и конкурентной среды фитнес-клуба «Golds Gym»
разработать мероприятия по совершенствованию конкурентных преимуществ фитнес-клуба «Golds Gym»
дать экономическую оценку предложенных мероприятий

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2-3
Теоретическая часть
1. Теоретические аспекты стратегического управления……………..
1.1 Стратегическое управление. Основные понятия и определения...3-8
1.2 Функция и этапы стратегического планирования………………...8-14
1.3 Теория конкурентного преимущества Майкла Портера………....14-
1.4 Стратегии достижения преимущества по М. Портеру…………...15-18
1.5 Цели и основные этапы портфельного анализа……………..18-24
Практическая часть……………………………………………………..
2. Анализ целевого рынка и положения организации на рынке на примере деятельности фитнес-клуба «Golds Gym»
2.1 Общая характеристика организации………………………………..24-28
2.2 Анализ ситуации в отрасли………………………………………….28-30
2.3 Маркетинговая стратегия и цели фитнес-клуба «Golds Gym»…………...30-31
2.4 Анализ рынка и конкурентной среды фитнес-клуба «Golds Gym»……...31
2.5 Конкурентные преимущества Фитнес-клуба «Golds Gym»………………32-36
SWOT – анализ
2.6 Анализ 5 сил Портера………………………………………………..36-39
Заключение……………………………………………………………….39-42
Список использованной литературы и источников…………………....43

Файлы: 1 файл

Курсовик стратегический менеджмент.docx

— 156.61 Кб (Скачать файл)

 При осуществлении  стратегии минимизации общих  издержек предприятию важно провести  тщательный анализ своих затрат  и соответствующие мероприятия,  направленные на снижение всех  расходов и достижение эффективности  производства. Следует иметь в  виду, что достижение преимуществ  за счет сравнительно низкой  себестоимости услуг и выполнения  их в необходимые агротехнические  сроки по сравнению с конкурентами  выступает весьма актуальной  задачей именно в аграрном  секторе экономики, где большинство  потребителей услуг чувствительны прежде всего к их цене и срочности исполнения.

 Стратегия дифференциации  товаров (услуг) связана с разработкой  ряда существенных их особенностей, которые отличают их от товаров  (услуг) конкурентов. Для успешной  реализации этой стратегии предприятие  должно определить возможные  потребности клиентов, чтобы уточнить, что их не устраивает в существующих  товарах (услугах) и какие изменения  необходимо провести для удовлетворения  ожидаемого роста потребностей  в них со стороны клиентов. Причем такая дифференциация  позволяет предприятию увеличить  прибыль, поскольку в этом случае  определяющим фактором для потребителей  является не цена, а их специфические  особенности и отличия от услуг  конкурентов. 

 При реализации стратегии  раннего выхода на рынок товаров  (услуг) с оригинальными предложениями  сервисное предприятие может  обеспечить себя конкурентным  преимуществом, позволяющим достичь  увеличения прибыли и быстрого  экономического роста. Отметим,  что на рынке услуг, ввиду  отличий их от товаров, гораздо  труднее защитить оригинальные  разработки с помощью авторских свидетельств на изобретения и патентов, чем на рынке новых товаров. Поэтому такое конкурентное преимущество действует непродолжительно и его относительно легче завоевать, чем удержать, поскольку конкуренты быстро копируют используемые новинки предприятия-лидера.

Третья составляющая портфельного анализа — синергизм, которому в литературе дается следующее определение: «явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности, часто называют эффектом «2+2=5». Мы будем называть этот эффект синергизмом». Другими словами, это получение дополнительного экономического эффекта в результате взаимодействия факторов производства. Синергизм может быть не только положительным, но и отрицательным. Последний возможен, когда предприятие диверсифицируется в высококонкурентную отрасль, не имея достаточного опыта работы и навыков управления в ней.

Четвертая составляющая — это стратегическая гибкость портфеля различных видов деятельности. Она предусматривает наличие у предприятия таких возможностей, которые позволяют ему при необходимости эффективно диверсифицироваться в другие отрасли. Как подчеркивает И. Ансофф, развитие какой-либо составляющей портфельного анализа может привести к ослаблению остальных, например, усиление стратегической гибкости управления приводит к уменьшению общего потенциального синергизма.

 В зависимости от  планов предприятия по реализации  той или иной стратегии, целей  его дальнейшего развития, а также  настоящего стратегического положения  в той или иной отрасли экономики,  выбираются подходы к оценке  конкурентных позиций стратегических  единиц бизнеса и привлекательности  рынка. В литературе наиболее  известны следующие подходы: Портфельная  матрица Бостонской консультационной  группы (матрица БКГ);

«Дженерал Электрик – МакКинзи» или "экран бизнеса";

Матрица консалтинговой компании Артур Д. Литтл;

«Матрица направленной политики»  компании Шелл;

Матрица Ансоффа;

Матрица Абеля. 
(Цели и основные этапы портфельного анализа. Сайт http://www.stplan.ru/articles/theory/stanaliz.htm) 
2. Анализ целевого рынка и положения организации на рынке на    примере деятельности фитнес-клуба «Golds Gym». 
 
2.1 Общая характеристика рынка. 
 
Вид деятельности: сфера услуг - фитнес-клуб «Golds Gym». 
Вид услуг: персональные тренировки, массажный кабинет, а так же дополнительные программы: йога, кундалини-йога, тайбо, стрейч-аэробика, танцевальная аэробика, шейпинг, йога, китайская гимнастика тай-чи, стретчинг, пилатес.

       Расположение: фитнес-клуб распложен в центре города. Рядом с салоном есть трамвайная и автобусная остановки, удобный подъезд.

Фитнес-центр – это  пространство красоты, и чем больше времени проходит, тем больше услуг, залов, специалистов каждое заведение  приобретает. Сегодня есть лучшие фитнес-центры с самым передовым оборудованием и профессионалами, которые помогут восстановить тонус, придти в форму, оздоровить тело - было бы наше желание, время и средства. Последние два пункта особенно важны. Во-первых, регулярное посещение хорошего фитнес-клуба - удовольствие не из дешевых. И отсюда же вытекает и потребность этой регулярности и частоты посещения - сумма, отданная за годовой абонемент, заставляет наведываться с центр не набегами, а еженедельно, а то и несколько раз. Если все необходимое имеется, то дело за малым – выбрать фитнес-клуб, который станет верным помощником в поддержании здоровья и физической формы. 
       Фитнес клуб «Golds Gym» создает новый стиль жизни делового человека. Клиенты - это люди, которые понимают, что именно здоровье духа и тела позволяет им достигать все больших успехов в жизни. Это люди, которым нравится выглядеть привлекательно и стильно. Отдыхая, тренируясь и развиваясь – настраиваешься на победу. Танцевальная аэробика – проворно двигаясь под музыку, вы оздоровляете свое тело и сбрасываете лишний вес. Фитнес йога – практикуя традиционные позы йоги и дыхательные упражнения, вы быстро достигаете общего оздоровительного эффекта и причащаетесь к интереснейшему древнему знанию. Китайская гимнастика тай-чи – совершая движения, которые напоминают плавный медленный танец, вы страхуете себя от остеопороза, проблем с сердцем и тренируете мышцы. Стретчинг - медленно и плавно потягиваясь, вы увеличиваете подвижность суставов, повышаете гибкость тела и мышечный тонус. Пилатес - тренируясь на подвижных тренажерах или на полу с кольцами, гантелями и мячами, вы прорабатываете не только крупные мышцы, но и мелкие, и это делает ваше тело великолепным примером гармоничного развития. 
Клуб работает по системе «клубная карта», в которую входит посещение зала групповых занятий, тренажерного зала. (кардиотренажеры «PRECOR», силовое оборудование «GYM 80»). Клуб располагает очень качественными и современными залами, которые отвечают самым высоким техническим требованиям и полностью оборудованы для проведения занятий. Работает ежедневно (последний четверг месяца – сандень). Все залы оснащены новейшими системами климат-контроля и кондиционирования. Фитнес-клуб «Gym» предлагает две формы занятий в тренажерном зале: самостоятельная работа и индивидуальные (персональные) тренировки. Зал оборудован тренажерами, которые являются последними разработками в мире фитнес-индустрии. Эта линия тренажеров специально подобрана для женщин, поскольку упор сделан на зоны бедер, ягодиц, пресс и ноги. С их помощью фигура станет совершенной. Представляются как классические, так и новые аэробные направления, танцевальные занятия, а так же дополнительные программы: йога, кундалини-йога, тайбо, стрейч-аэробика. Для эффективных тренировок в распоряжение предоставляется все дополнительное оборудование залов: степ-платформы, гантели различного веса, наборные штанги, эспандеры, утяжелители, бодибары, коврики для занятий йогой, и полусферы босу. Занятия проводят сертифицированные инструкторы, имеющие большой опыт работы и высокий уровень преподавания. Они помогут добиться желаемого. результата, проконсультируют по видам аэробики, подберут оптимальный режим нагрузки. Существуют как групповые, так и индивидуальные программы занятий.

Основные  фитнес-программы: снижение жировой массы тела, укрепление поясницы и позвоночника, управление стрессом, реабилитация после травм, развитие гибкости, оздоровление сердца и сосудов, упражнения до и после беременности, развитие силовой выносливости, общее снижение веса, программа тонуса и форм, развитие выносливости, питание для снижения веса, общий тонус мышц, мотивация к упражнениям, снижение веса, увеличение тонуса, целевой тонус – тонус проблем зон, тренировка сердца, оздоровительная программа, планирование питания, упражнения в парах.

Дополнительные  услуги:

- Зал  ожиданий для детей, где они  могут весело провести время,  дожидаясь родителей.

- Комната  отдыха, где вы можете попить  чай, кофе, посмотреть телевизор.

- Душевые кабины.

- Бонус – услуга: посещение солярия при покупке  абонемента. 
        Рис.2 Организационная структура фитнес - клуба «Golds Gym»

 
 
 
 
Организационная структура салона полностью соответствует  поставленным целям и способствует их успешной реализации (рис.2). Отдел  маркетинга необходим для успешной реализации маркетинговой стратегии, бухгалтер отвечает за финансовое состояние  салона, менеджер по персоналу подбирает  высококвалифицированный персонал, решает появившиеся проблемы, складское  помещение необходимо для хранения инвентаря и оборудования. В салоне относительно небольшой штат управления. Что позволяет экономить и  сократить лишние издержки. Все работники  напрямую починяются директору салона.

Миссия  фитнес – клуба «Golds Gym»: пропагандировать здоровый образ жизни как единственно приемлемый для современного человека. Развивать в России фитнес-индустрию мирового уровня.

Цели  фитнес – клуба «Golds Gym»:

  1. Занять лидирующие позиции на магнитогорском рынке фитнес – услуг по числу клиентов (посещений в месяц) к концу 2013 года.
  2. Расширение производственных мощностей: приобретение новых гимнастических залов (площадью 250-400м2) – до окончания 2011 г., оборудования под эти залы (столы и орг.техника для секретаря, директора, велотренажеры 3-5 шт., беговые дорожки 3-5 шт., гантели 0,4-1 кг – 20 комплектов, гимнастические коврики/обручи/мячи резиновые надувные/скакалки – по 20 шт., музыкальный центр – 1 шт., шкафчики гардеробные на 25 мест, скамейки – 10 шт.) – в течение полугода после приобретения недвижимости к окончанию ремонта помещения.
  3. Расширения списка оказываемых услуг (косметолог, тренер-диетолог, психолог) – заключить договора на обслуживание специалистами до середины 2011 года с испытательным сроком в 3 месяца. По окончании испытательного срока рассмотреть вопрос о заключении срочных контрактов сроком на 1-3 года. 
    4.       Заключение договора с танцевальными студиями (совместное проведение тренировок с танцевальными коллективами, льготное 
    обслуживание танцоров при подготовке к соревнованиям, приглашение танцевальных руководителей для проведения мастер-классов для инструкторов). Запланировать и провести встречи с руководителями танцевальных студий в 1-2 квартале 2011 года. Заключить договора до осени 2011 г. 
    (Официальный сайт фитнес- клуба «Golds Gym». 
    Сайт http://www.goldsgym.ru/)

 
        2.2 Анализ ситуации в отрасли. 
Рынок фитнес-услуг еще далек от насыщения. Спрос удовлетворен всего на 60-70%. Отсутствие жесткой конкуренции позволяет формировать цены без оглядки на стоимость услуг клубов-соперников. Но острый дефицит квалифицированных тренеров сдерживает развитие рынка.( Обзор фитнес-центров. Сайт http://fitnesburg.ru/articles/sportzalek/fitobzor)

Рентабельность маленьких  клубов падает: появилась альтернатива тренажерным залам, которые работают с посетителями, имеющими невысокий  уровень дохода, - развиваются боулинг, пейнтбол, другие виды активного и недорогого отдыха. Они забирают клиентов у таких клубов. Спрос, смещается в сторону среднего и высокого ценовых сегментов. Около 60% потребителей предпочитают заниматься в больших фитнес-клубах, оснащенных качественным оборудованием и предоставляющих разнообразные услуги. Самый динамично развивающийся сегмент - клубы класса premium.( http://fitnesburg.ru/articles/sportzalek/fitobzor)

Несмотря на то что рынок не насыщен, фитнес-клубы стараются занять уникальные ниши, четко выделить свою целевую аудиторию.

Пока простор для сегментации  большой. Клиенты разных клубов отличаются друг от друга даже по морально-психологическому облику. Ряд фитнес-центров к примеру, ориентируются на целенаправленных азартных людей: активно пропагандируют соперничество между клиентами, делят их на группы в соответствии с уровнем подготовки и спортивными успехами.

На незаполненный рынок  один за другим приходят сетевые фитнес-клубы федерального и международного масштаба. 
 
Выход на рынок новых фитнес-клубов только стимулирует спрос на фитнес-услуги в целом и в итоге повышает рентабельность всех фитнес-клубов: появляясь в регионе, федеральные сети начинают активно рекламировать свои услуги. И, таким образом, привлекают клиентов не только на собственные площади, но и в залы других фитнес-центров.

Так же существует проблема с дефицитом кадров. В городе Магнитогорске, например, мало действительно профессиональных тренеров. И когда хороший тренер переходит из одного клуба в другой, его клиенты уходят вместе с ним, даже если новое место работы тренера территориально расположено очень далеко от старого. Тренеров, готовых немедленно приступить к работе, на рынке труда просто нет.

Вузы города предоставляют  работников близких специальностей. Но, выпускники профильных факультетов - это либо профессиональные спортсмены, либо преподаватели физкультуры, ориентированные  на работу в образовательных учреждениях, где подход к подопечным принципиально  отличается от того, который принят в фитнес-центрах.

Фитнес-центры решают кадровые проблемы самостоятельно. Местные клубы начинают готовить специалистов для себя внутри компании. Подходы к обучению персонала различаются. К примеру, в одних клубах есть сотрудники-методисты по разным направлениям тренинга. Они выезжают в регионы, учат тренеров на местах. Последние по окончании курсов проходят тесты. И только после этого приступают к работе. Другие клубы отправляют своих тренеров на долгосрочные курсы. При этом клуб оплачивает лишь 50% стоимости обучения. Оставшуюся часть вносит сам сотрудник. Чтобы будущий тренер получил базовые знания и навыки, необходимые для работы, потребуется примерно один год. Затраты на подготовку тренеров себя оправдывают - лучше оплатить обучение работника, чем потерять потенциальных клиентов.( http://fitnesburg.ru/articles/sportzalek/fitobzor) 
 
Неудовлетворённый спрос и отсутствие жесткой конкуренции позволяют держать цены на услуги фитнес-клубов на достаточно высоком уровне, что делает этот вид бизнеса привлекательным для развития.

Большинство клиентов фитнес-клубов предпочитают заниматься в достаточно больших фитнес-центрах, оснащенных качественным оборудованием и предоставляющих широкий спектр услуг, что создаёт знаковые предпосылки для расширения бизнеса. С учётом того, что самый динамично развивающийся сегмент - клубы класса premium, высока вероятность быстрого возврата инвестиций в проект и получение высокой прибыли в краткосрочном периоде (3 года).

Среди узких мест следует  особо отметить острый дефицит квалифицированных тренеров, который отчасти сдерживает развитие рынка. Действующие фитнес-центры решают кадровые проблемы самостоятельно. 
 
2.3 Маркетинговая стратегия и цели фитнес-клуба «Golds Gym» 

В условиях развития рыночных отношений особое внимание фнтнес-клуб «Gym» уделяет оперативному и практически повседневному анализу различных сторон маркетинговой деятельности предприятия. 

Высшей, основной целью деятельности предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Однако на определённых этапах развития и функционирования организации  существуют и промежуточные цели, например: обеспечить безубыточную работу; завоевать большую долю на рынке  товаров и услуг; регулировать товарное предложение в соответствии со спросом; обеспечить максимальный рост показателей; 

Каждая из этих промежуточных  целей всегда выступает средством  для достижения основной (главной) цели. Основной стратегической целью фитнес-клуба «Golds Gym» является сохранение долговременной конкурентоспособности на фитнес рынке. Для достижения поставленной цели фитнес-клуб «Golds Gym» реализует следующие стратегии: 

1. Ориентация на российский рынок и, рост за счет развития  на расширении внутреннего рынка.  
2. Увеличение объема и доли продаж членских карт.

3. Клиенто-ориентированная стратегия   развития - реализация корпоративных заказов на приобретение карт, создание систем скидок, разработка и внедрение скидок для постоянных членов клуба. 

Стратегия маркетинга фитнес-клуб «Golds Gym» :

- увеличение числа продаж при одновременном снижении затрат на производство;

- концентрация  на перспективном сегменте рынка;

- дифференциация членских карт;

- разработка систем скидок и карт для членов клуба; 
- создание клуба клиентов-единомышленников;  
- создание клиент-ориентированной стратегии.

(Анализ оптовой торговли. 
Сайт http://www.managment.aaanet.ru/economics/analiz-opta.php) 
 
2.4 Анализ рынка и конкурентной среды фитнес-клуба «Golds Gym». 
 
Непрерывный мониторинг конкурентной среды - необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее эффективным способом. 

Информация о работе Разработка стратегического плана развития деятельности фитнес - клуба