Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:53, курсовая работа
Задачи работы:
1.Обобщить теоретические и практические аспекты применения стратегии инновационной деятельности на промышленных предприятиях.
2. Дать организационно – экономическую характеристику ЗАО «Теплоприбор – комплект».
3. Проанализировать стратегию, применяемую в ЗАО «Теплоприбор – комплект».
4. Разработать инновационную стратегию для предприятия ЗАО «Теплоприбор – комплект».
5. Обосновать эффективность инновационной стратегии для предприятия ЗАО «Теплоприбор – комплект».
Введение
На сегодняшний день управление предприятием не возможно без применения инноваций. Наиболее конкурентоспособно, то предприятие, которое использует инновации.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что развитие предприятия не возможно без постоянного технологического переоснащения. Если предприятие не будет внедрять инновации, то в скором времени оно потерпит крах так, как ее продукция станет не конкурентно способной. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления. Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.
Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития инновационной деятельности – это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Объект исследования – ЗАО «Теплоприбор – комплект».
Предметом исследования является стратегия инновационной деятельности и методы ее продвижения.
Цель исследования – разработка стратегии инновационной деятельности ЗАО «Теплоприбор – комплект».
Цель работы определила решение следующих задач:
1.Обобщить теоретические
и практические аспекты
2. Дать организационно – экономическую характеристику ЗАО «Теплоприбор – комплект».
3. Проанализировать стратегию, применяемую в ЗАО «Теплоприбор – комплект».
4. Разработать инновационную стратегию для предприятия ЗАО «Теплоприбор – комплект».
5. Обосновать эффективность инновационной стратегии для предприятия ЗАО «Теплоприбор – комплект».
1. Теоретические основы инновационной деятельности
1.1.Особенности управления инновационной деятельностью
Не отрицая важности и актуальности планирования инноваций по этим направлениям следует отметить, что это лишь отдельные аспекты инноваций. Основные параметры по ним заданы в основном свыше, носят директивный характер. Отраслевыми рекомендациями не предусмотрен также механизм согласования результатов осуществления инноваций с планированием других параметров работы предприятия. Это обусловлено рядом причин. На уровне предприятия к их числу относится отсутствие системного подхода к организации планирования разработки и внедрения инноваций.
Рассмотрим возможные пути решения этого вопроса. Для этого, прежде всего, необходимо определить, что должно являться предметом планирования инновационной деятельности. Планирование в широком смысле этого слова – это задание целей любой системе или подсистеме. Целью функционирования предприятия в условиях рыночных отношений является, как известно, получение прибыли. Планирование любого из аспектов деятельности предприятия должно быть направлено на достижение этой цели. Поэтому планирование инновационной деятельности предприятия не может и не должно сводиться к выполнению директивных установок по этому вопросу, а должно быть направлено, прежде всего, на решение конкретных задач общей и функциональных стратегий предприятия в плановом периоде для обеспечения других параметров его развития. Поскольку деятельность любого предприятия многоплановая, то предметом планирования инноваций должны быть различные аспекты его деятельности с единой целевой ориентацией. Конкретное же содержание плана инноваций на предприятиях будет различным в зависимости от принятых стратегий развития, имеющихся резервов и финансовых возможностей. Вместе с тем можно выделить типовую структуру плана инновационной деятельности предприятий. К ее основным разделам можно отнести:
1. Научно-исследовательские и опытно – конструкторские работы;
2. Создание и освоение
производства новых видов
3. Внедрение нового оборудования, прогрессивных технологий; механизация и автоматизация производства;
4. Мероприятия по экономии материалов, топлива, энергии;
5.Совершенствование организации производства;
6.Совершенствование организации труда;
7.Совершенствование управления предприятием;
8. Мероприятия по экологической безопасности;
9.Технико – экономические результаты внедрения планируемых мероприятий[1].
Эффективное инновационное развитие предприятий предполагает также участие в этом процессе государства. Его органы могут и должны, используя различные (прежде всего экономические) методы, управлять инновационной деятельностью предприятий. Возможно, особенно на стадии становления и развития рыночных отношений, доведение до предприятий директивных заданий по инновационной деятельности. Для осуществления контроля за их выполнением они могут быть выделены в виде дополнительных разделов или подразделов в приведенной выше структуре плана инновационной деятельности. Например, к числу таких направлений инновационного развития в настоящее время можно отнести импортозамещение, повышение качества выпускаемой продукции, энергосбережение, реструктуризацию и др. То есть представленную выше структуру плана инновационной деятельности следует рассматривать как рекомендации. Каждое предприятие может самостоятельно осуществлять группировку направлений инновационной деятельности исходя из принятой стратегии развития и конкретных задач по ее реализации в плановом периоде, но при этом должны быть учтены требования статистической отчетности и возможности контроля по параметрам, носящим директивный характер.
Не менее важным вопросом планирования
инновационной деятельности предприятий
является организация разработки планов.
Одним из важнейших условий
успешного выполнения плана инновационной
деятельности является учет, контроль
и анализ результатов внедрения включенных
в него мероприятий. Контроль за внедрением
мероприятий осуществляется в структурных
подразделениях и на уровне предприятия.
Внедрение каждого мероприятия оформляется
актом за подписями ответственных исполнителей
и соответствующих должностных лиц. В
акте указывается содержание выполненных
работ, полученная экономия от снижения
себестоимости, экономия по видам ресурсов,
затраты на внедрение и др. Это позволяет
производить анализ выполнения плана
по количеству мероприятий, по направлениям,
по экономическим показателям (снижению
себестоимости, экономии тех или иных
ресурсов и т.д.). Данные анализа затем
используются для оперативного управления
инновационной деятельностью предприятия[2].
Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс – более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:
- во–первых, его можно рассматривать как параллельно – последовательное осуществление научно – исследовательской, научно – технической, производственной деятельности и инноваций;
- во–вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла инновации от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.
В общем виде, инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения нововведений, который начинается с фундаментальных исследований, целенаправленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее общих закономерностей, необходимых для создания инноваций. Инновационный процесс может содержать ту или иную совокупность стадий научного процесса, вплоть до научных исследований фундаментального характера.
Инновационный процесс не заканчивается разработкой и внедрением инновации – первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые могут воспринимать данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации заказчику или на коммерческой основе на рынке, ибо инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность[10].
На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. Например, в группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально – технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. В этой же группе факторов препятствуют инновационной деятельности отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства. В табл. 1.1. приведены факторы, влияющие на развитие инновационных процессов.
Таблица 1.1. – Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические |
-недостаток средств для финансирования инновационных проектов; -слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей; -доминирование интересов текущего производства. |
-наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий; -наличие необходимой хозяйственной
и научно-технической инфраструктуры; |
Политические, правовые |
-ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства |
-законодательные меры (особенно
льготы), поощряющие инновационную
деятельность; |
Организационно-управленческие |
-устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления; -ведомственная замкнутость,
трудность межотраслевых и -жесткость в планировании; -ориентация на краткосрочную
окупаемость; |
-гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок; -децентрализация, автономия,
формирование целевых |
«Продолжение табл.1.1.»
Социально-психологические, культурные |
-сопротивление переменам,
которые могут вызвать такие
последствия, как изменение статуса,
необходимость поиска новой -боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу; -сопротивление всему новому, что поступает извне. |
-моральное поощрение, общественное признание -обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда; -нормальный психологический климат в трудовом коллективе. |
Информация о работе Разработка стратегии инновационной деятельности ЗАО «Теплоприбор – комплект»