Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:53, курсовая работа
Задачи работы:
1.Обобщить теоретические и практические аспекты применения стратегии инновационной деятельности на промышленных предприятиях.
2. Дать организационно – экономическую характеристику ЗАО «Теплоприбор – комплект».
3. Проанализировать стратегию, применяемую в ЗАО «Теплоприбор – комплект».
4. Разработать инновационную стратегию для предприятия ЗАО «Теплоприбор – комплект».
5. Обосновать эффективность инновационной стратегии для предприятия ЗАО «Теплоприбор – комплект».
Следует отметить, что в крупных предприятиях управлению инновационным процессом уделяют постоянное внимание. Данный процесс представлен на рис. 1.1.
Рис. 1.1. - Управление инновационным процессом на предприятии
Стратегическое планирование и управление деятельностью компании становятся центральным направлением современного менеджмента. Деловые стратегии крупной корпорации, основанные на функциональных и операционных составляющих, оказываются недостаточными. Для многопрофильной диверсифицированной компании важной функцией менеджмента представляется теперь выстраивание стратегической пирамиды и разработка стратегий на четырех различных организационных уровнях:
1.Корпоративная стратегия (для компаний и всех сфер ее деятельности в целом).
2.Деловая стратегия (для каждого вида деятельности компании).
3.Функциональная стратегия
(для каждого функционального
направления, определенной сферы деятельности).
4.Операционная стратегия (более
узкая стратегия для основных
структурных единиц). Она разрабатывается
внутри функциональных направлений[3].
Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей.
1.2. Стратегическое управление инновационной деятельностью
Главными компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно – технические, социально – организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу – хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно – содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы.
Это означает, что инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, я целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий[4].
Будучи многовариантным, альтернативным типом деятельности, инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений – от рождения научной идеи до ее коммерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью; инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являются вероятностными (стохастическими). В свою очередь это определяет особенности методологии и организации инновационного менеджмента.
В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента.
Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.
Принципиальные научные и технологические новшества, формирующие становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента, тогда как социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономической развития и созданием новой модели экономического роста[11].
Центральное место в системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии. Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности.
2. Оценка стратегии развития на предприятии ЗАО «Теплоприбор – комплект»
2.1. Характеристика
и основные показатели
Завод «Теплоприбор» образовался из небольшого предприятия местного значения «Металлоширпотреб», возникшего в предвоенном 1940 году в Сибире и на Дальнем Востоке для производства предметов широкого потребления – жестяной посуды, печных заслонок и дверок, строительных и сапожных гвоздей. Шаг за шагом «Металлоширпотреб» менял свой производственный профиль и переключался на изготовление запасных частей к автомашинам, тракторам и комбайнам.
В 1961 году «Металлоширпотреб» был переименован в завод «Теплоавтоматика». С 1января 1962 года он полностью переходит от выпуска изделий ширпотреба на приборы теплового контроля. 14 июля 1964 года на базе «Теплоавтоматики» и «Буряткабель» создали новый завод «Теплоприбор-комплект».
Основным показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия является прибыль, которая остается в распоряжение завода после проведения платежей в бюджеты и используется для формирования фондов потребления (15%), накопления (10%), резервного и иных фондов.
Основной целью завода «Теплоприбор – комплект» является обеспечение населения своей продукцией, удовлетворение социальных потребностей и получение прибыли на основе организации эффективной хозяйственной деятельности.
Продукция, выпускаемая заводом, позволяет экономно расходовать теплоэнергетические ресурсы, создать комфортные условия в помещении, автоматизировать технологические процессы, обеспечить безопасность котельных, сократить численность обслуживающего персонала за счет перевода технологических процессов на автоматический режим, учесть потребление теплоэнергии и измерить расход теплоносителя, сэкономить деньги, улучшить экономическую обстановку.
Обобщающие показатели, комплексно характеризующие конечные результаты производственно – хозяйственной деятельности завода «Теплоприбор – комплект» в целом за период с 2010 – 2012 г.г. сведены в таблице 2.1.(Приложение А)
Так из приведенных данных в табл. 2.1. мы видим, что объем товарной продукции в действующих ценах за 2009 год по сравнению к 2010 году выполнен на101%, в сопоставимых ценах на 69,3%. Основными причинами недовыполнения являются: недостаточный объем оборотных средств предприятия, малый процент «живых денег», поступающих на основной расчетный счет завода, несвоевременность выплаты заработной платы (хотя задолженность составляет всего 5,3 месяца) и отсутствие квалифицированных кадров. В2010 году по сравнению к 2011 г. объем товарной продукции в действующих ценах выполнен на 216%, в сопоставимых - на 139,4%. Это связано, прежде всего, с освоением новых видов продукции, проведением технологической подготовки на некоторые приборы, а также резким увеличением спроса на выпускаемую заводом продукцию.
Конкретно по группам продукции в 2011 году рост составил: приборной продукции на 38%, прочих видов выпускаемых изделий на 32,2%, спад производства произошел по товарам народного потребления, который сократился на 51,3% по сравнению с2012, в результате снижения спроса на данную продукцию. В2010г. рост производства приборной продукции составил 7,8%, товаров народного потребления 33,6%, спад произошел по прочим видам изделий на 39,2% вследствие отсутствия обновления номенклатуры данной группы изделий.
Наибольший удельный вес в объеме выпуска продукции завода занимает приборная продукция: 97% в 2010г., 97,5% в 2011г., 96,4% в 2012г. несмотря на то, что в динамике удельного веса приборной продукции произошло незначительное снижение на 1,1% в 2011г. по сравнению с 2010г. (см. табл.2.2)
Таблица 2.2. – Доля групп продукции завода в общем объеме выпуска, %.
Анализ данных табл.2.2. показывает, что удельный вес производства товаров народного потребления в 2010 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 0,3% за счет уменьшения доли выпуска прочих видов продукции, а в 2012г. показатель снизился на 0,9% по сравнению с 2011г. вследствие увеличения удельной доли прочих видов продукции. Удельная доля прочих видов изделий в 2010г. уменьшилась на 0,8%, а в 2011г. увеличилась на 2%. По данным таблицы 2.2. объем реализации в2010г. по сравнению с 2011г. выполнен на 168,2%, а в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом на 136,1%. Завоевав в 2012 г. Золотой и Платиновый знак за разработку и качественное изготовление приборов, у завода появилась возможность вновь заявить о себе на рынке приборов средств теплового контроля, вернуть некогда потерянных и обрести новых потребителей своей продукции. Поэтому рост объема отгруженной продукции в 2012 г. очевиден, склады готовой продукции находились в полу пустующем виде, что говорит о быстрой ее реализации. Номенклатура реализованных изделий за 2011 и 2012 гг. представлена в табл. 2.3. Таблица 2.3. – Номенклатура реализованных изделий «Теплоприбор – комплект» в 2011г. и 2012г. (штук)
|
Из данных, представленных в таблице 2.3. видно, что конкретно по изделиям рост составил датчики на 8879 шт., РГП – 325 – на 901 шт ., краны шаровые на 479 шт., КЭК – Т на 136 шт., элеваторы на 152 шт., спад произошел по теплосчетчикам на 52 шт., ПТ – 1 на 282 шт., регулятором температуры горячего водоснабжения на 91 шт., тепловым пунктам на 1 шт. Увеличение объема реализации за 2011 год по сравнению с 2012 г. составляло 10828 штук производимой продукции.
С увеличением объемов производства в 2010 г. по сравнению с 2011 г. на 7,3%, а в 2011 г. с 2012г. на 39,4%, увеличение переменных затрат составило в 2010г. 16,7%, а в 2011г. – 10,3%, что показывает тенденцию к их уменьшению и снижению себестоимости. При этом, следует отметить, что постоянная часть затрат также имела рост в 2010 г. на 31,3%, а в 2011г. - на 54,2%. Затраты на 1 руб. реализованной продукции в 2010г. составляли 127 копеек, в 2011г. – 115 копеек, в 2012г. – 111 копеек, т.е. уменьшились на 12 копеек в 2011г. по сравнению с 2010г. и на 4 копейки в 2012г. по сравнению с 2011г. При дальнейшем росте объемов производства показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции может достичь порогового значения 1 руб., при котором предприятие будет иметь возможность снижать себестоимость и увеличивать долю прибыли.
Из табл. 2.1. видно, что несмотря на рост объема производства в 2011г. по сравнению с 2010г. на 7,3%, численность работающих уменьшилась на 45 человек, в том числе по промышленно – производственному персоналу на 37 человек, по непромышленной группе на 8 человек.
При росте объемов производства на 39,4% в 2011 году ЗАО Завод «Теплоприбор-комплект» отработал с численностью на 17 человек меньше, чем в 2010г., в том числе по промышленно – производственному персоналу на 23 чел. ( - 5,5%), из них: рабочих на 28 чел.(-10,6%). Рост численности на 6 человек (+7,3%) наблюдался в непромышленной группе из-за увеличения объема ремонтно-строительных работ, связанных с переездом всех в один корпус, ремонтом кабинетов обслуживающего персонала, подключением тепла (сантехнические работы), ремонтом теплотрассы и столовой (армирование полов) и перекрытием крыши корпуса АБК. В тоже время численность инженерно – технических работников увеличилась на 5 человек (+4,1%) из – за создания (раздробления) цехов (20,21,22,33) и увеличения штата обслуживающего персонала.
В связи с вводом новых тарифных ставок должностных окладов с 1.06.99г. фонд оплаты труда в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличился на 16,1%. Фонд оплаты труда в 2012г. по сравнению с 2011г. увеличился на 72,7% в связи с принятием решения Совета Директоров об увеличении размера минимальной заработной платы первого разряда:
- с 01.06.2011 г. до 420 руб.;
- с 01.10.2012 г. до 560 руб., что повлекло пересмотр должностных окладов и тарифных ставок всем работающим по 18 – ти разрядной системе оплаты труда.
Информация о работе Разработка стратегии инновационной деятельности ЗАО «Теплоприбор – комплект»