Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель данной работы - разработка стратегии развития предприятия. Объектом исследования является консалтинговая фирма ООО «Первый БИТ», а предметом – процесс разработки стратегии. Перед автором стоят следующие задачи:
• Раскрыть сущность стратегического управления и его ключевые понятия; • Рассмотреть порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия; • Провести анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию; • Провести анализ внутренней среды организации; • Разработать и оценить варианты решения по определению предпочтительного направления развития; • Составить план работ и организацию его выполнения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления
1.1. Сущность стратегического управления
и его ключевые понятия…………………………………………………..5
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии
развития предприятия…………………………………………………….12
Глава 2. Анализ технико-экономических данных
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения
на организацию…………………………………………………….20
2.2. Анализ внутренней среды организации………………………….25
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия
3.1. Разработка и оценка вариантов решения
по определению предпочтительного направления развития………………....30
3.2. Составление плана работ и организация его выполнения………...42
Заключение………………………………………………………………………44
Библиография………………………………………..…………………………..46
В корпорации уровень
предприятия состоит из руковод
На уровне предприятия стратегические задачи чаще всего нацелены на успех в конкурентной борьбе. Это могут быть, например, задачи внедрения новой продукции или услуг, а также создание отдела по исследованиям и разработкам. Именно поэтому деловую стратегию предприятия называют стратегией конкуренции. В этом ее принципиальное отличие от корпоративной стратегии. В то время, если предприятие занимается одним видом деятельности, корпоративная стратегия совпадает с деловой.
Все конкурентные стратегии разрабатываются на основе трех базовых стратегий:
Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкретных преимуществ за счет низких затрат на отдельные элементы товара или услуг.
Стратегия дифференциации ставит целью создать для предприятия возможность предлагать на рынке товары или услуги с лучшими характеристиками, чем у конкурентов.
Стратегия фокусирования, или узкой специализации, предполагает выбор ограниченной по масштабам хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей. Она основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли (рыночной ниши).[3,71]
Третий уровень управления – функциональная стратегия. Функциональные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегий. Их задачами являются распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.
К функциональным стратегиям относятся: производственная, инвестиционная, инновационная, маркетинговая, стратегии внешнеэкономической деятельности и др.[1,31]
Таким образом, три уровня стратегий образуют иерархическую структуру – корпоративная стратегия, деловые стратегии и функциональные стратегии. Для достижения успеха все они должны быть согласованы между собой и тесно взаимодействовать друг с другом.
1.2. Порядок
разработки и реализации
Стратегическое управление
основывается на положениях о том, что
организации создаются для
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование. Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов – условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?), величина (насколько существенными будут перемены?). С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.[4, 16]
Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.
Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.
Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.[1,10]
Система реализации функций включает комплекс взаимосвязанных процессов:
Анализ среды является отправным моментом в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей фирмы, а также для выработки стратегии развития. Стратегический анализ является способом реализации системного и ситуационного подходов при изучении факторов, влияющих на деятельность фирмы и определяющих весь процесс стратегического управления. Задачей анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденции его развития.
Анализ среды предполагает анализ внешней и внутренней среды фирмы.
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важных для фирмы факторов окружающей среды прямого и косвенного воздействия. Он служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют состояние внешних факторов с целью предвидения потенциальных угроз и открывающихся возможностей. Анализ внешней среды позволяет фирме не только спрогнозировать возникновение угроз и новых возможностей, но и разработать ситуационные решения для непредвиденных обстоятельств, стратегию развития фирмы. Угрозы и возможности проявляются в различных областях внешнего окружения, соответственно которым строится анализ: макроэкономические, правовые, факторы научно-технического и технологического развития, состояние и развитие инфраструктуры; факторы конкуренции; социально-культурные факторы; состояние политических процессов и международные факторы.
Анализ внешней среды позволяет фирме:
Анализ внутренней среды фирмы скрывает те возможности, тот потенциал, на который рассчитывает фирма в конкурентной борьбе для достижения своих целей. Он позволяет фирме понять реальное соответствие ее миссии и целей ранее заявленным, а также изучить, как фирма реализует социальную ответственность перед своими сотрудниками и обществом. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: функция управления, производство, маркетинг, персонал, финансы, организационная культура.
Анализ состояния фирмы позволяет:
Основными источниками информации при анализе являются: уставные, отчетные документы и другая внутренняя информация; данные о развитии отрасли, специальные издания, периодическая печать; наблюдения за деятельностью фирмы, беседы с руководством и сотрудниками фирмы.
Определение миссии и целей фирмы. Процесс определения миссии и целей фирмы включает три основных подпроцесса. Первый состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированном виде выражает предназначение фирмы, смысл ее существования. Она отражает не только продуктовое назначение фирмы, но и выражает общественную, социальную необходимость ее деятельности. Миссия – это емкое, краткое и четкое определение основных направлений деятельности организации, которое характеризует положение фирмы в обществе и мотивирует ее сотрудников.[2,110]
Далее осуществляется формирование долгосрочных целей. Цели обычно связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и с созданием соответствующих конкурентных преимуществ.
Завершающим этапом является формирование краткосрочных целей организации, которые должны вытекать, корреспондироваться с долгосрочными целями фирмы.
Существует восемь ключевых направлений, в рамках которых предприятие определяет свои цели: положение на рынке; инновации; производительность; ресурсы; прибыльность; управленческие аспекты; персонал; социальная ответственность.
Критерии качества целей:
- долгосрочные – больше 5 лет;
- среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
- краткосрочные – до 1 года;
Выбор стратегии. Определение стратегических альтернатив является следующим этапом процесса стратегического управления, который занимает ключевое место. Здесь на основе оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды определяется позиция предприятия на рынке, выявляются стратегические задачи, альтернативные способы (стратегии) их развития. Чтобы стать стратегией, этот набор проблем и задач должен превратиться в систему: все мероприятия должны работать на долговременные цели, быть увязаны по ресурсам и времени, эффективно сочетаться и дополнять друг друга с точки зрения задач структурных подразделений фирмы.
Определение миссии, постановка целей развития, формулировка стратегии на основе анализа стратегических позиций, исследование внешних и внутренних факторов и действий, которые могут привести к достижению и развитию конкурентных преимуществ, составляют содержание стратегического планирования.
Реализация стратегии. На данном этапе осуществляется реализация ранее принятых решений, всей стратегии. Здесь стратегическое управление смещается в сторону практических мероприятий – распределения работ, ответственности за составление планов, графиков, способов выполнения работ. Организация меняет свой облик: вносятся изменения в сложившуюся систему ценностей, организационную структуру и др.
Существует несколько составляющих успешного выполнения стратегии:
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия