Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - разработка стратегии развития предприятия. Объектом исследования является консалтинговая фирма ООО «Первый БИТ», а предметом – процесс разработки стратегии. Перед автором стоят следующие задачи:
• Раскрыть сущность стратегического управления и его ключевые понятия; • Рассмотреть порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия; • Провести анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию; • Провести анализ внутренней среды организации; • Разработать и оценить варианты решения по определению предпочтительного направления развития; • Составить план работ и организацию его выполнения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления
1.1. Сущность стратегического управления
и его ключевые понятия…………………………………………………..5
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии
развития предприятия…………………………………………………….12
Глава 2. Анализ технико-экономических данных
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения
на организацию…………………………………………………….20
2.2. Анализ внутренней среды организации………………………….25
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия
3.1. Разработка и оценка вариантов решения
по определению предпочтительного направления развития………………....30
3.2. Составление плана работ и организация его выполнения………...42
Заключение………………………………………………………………………44
Библиография………………………………………..…………………………..46

Файлы: 1 файл

menedzhment_Konovalova.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

Контроль и  оценка выполнения стратегии. Процедура контроля обеспечивает обратную связь с процессом реализации стратегии. Основными задачами контроля являются:

      • обеспечение стратегического контроля необходимой информацией;
      • установление системы показателей, по которым осуществляется контроль;
      • формирование механизма сравнения и оценки результатов, анализ причин отклонений;
      • проведение соответствующей корректировки при отклонениях в процессе реализации стратегии.

Стратегическое управление осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. К их числу следует отнести  все решения, затрагивающие основные стороны деятельности предприятия, ориентированные на перспективу  и принимаемые в условиях неопределенности.[1,13]

Стратегические решения  имеют ряд отличительных особенностей. Главные из них:

      • инновационный характер;
      • направленность на перспективные цели и возможности;
      • сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
      • субъективность оценки;
      • необратимость и высокая степень риска.

Стратегические решения  – это решения о реконструкции  предприятия, внедрении новой продукции  и технологии, выходе на новые рынки  сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).

Решения, касающиеся использования  имеющегося потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим.

Главная цель стратегического  управления – развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и данной цели определяет сущность стратегического управления.

Таким образом, сущность стратегического  управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДАННЫХ

 

2.1. Анализ факторного  воздействия внешнего окружения  на организацию

 

Анализ внешней среды – это оценка состояния и перспектив развития, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказать непосредственное влияние. Проанализируем составляющие внешней среды.

Для начала рассмотрим факторы  прямого воздействия.

Среда поставщиков включает в себя: организации и физические лица, обеспечивающие организацию материальными ресурсами (рынок материальных ресурсов); организации и физические лица, обеспечивающие организацию рабочей силой (рынок рабочей силы); кредитно-финансовые учреждения и физические лица, осуществляющие финансирование организации (финансовый рынок).

Среда потребителей состоит из: физических лиц, приобретающих товары и услуги для личного потребления (потребительский рынок); организаций, приобретающих товары и услуги для использования их в процессе производства (рынок производителей); организаций, приобретающих товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с прибылью для себя (рынок промежуточных продавцов), государственных и муниципальных организаций, приобретающих товары и услуги для последующего их использования в своих сферах деятельности (рынок государственных и муниципальных организаций); организаций различного типа и физических лиц за пределами страны (международный рынок).

Правовая среда характеризуется: уровнем законодательного регулирования предпринимательской деятельности; степенью требовательности государственных учреждений, следящих за соблюдением законов; численностью и степенью влияния групп, отстаивающих интересы общества и т.д.

Среда отношений с союзами  и обществами включает в себя: союзы и общества по интересам; широкую публику; местные общественные организации и т.д.

Среда конкурентов состоит из: желаний конкурентов; товарно-родовых конкурентов; товарно-видовых конкурентов; марок-конкурентов. Критерии оценки влияния конкурентов: скорость проникновения на рынки, конкурентные преимущества, инновации.

Среда торговых посредников включает в себя организации и физические лица, помогающие организации продавать ее товары и услуги (рынок торговых посредников).

Среда партнерских  отношений включает в себя организации  физических лиц, с которыми организация заключила договоры о совместной деятельности, а также акционеров организации.

Среда рекламной  деятельности состоит из: организаций и физических лиц, занимающихся рекламной деятельностью; средств массовой информации; организаций и физических лиц, занимающихся распространением печатной продукции, и т.д. (рынок рекламы).

Среда научных, конструкторских и образовательных  организаций включает: научные и конструкторские организации, которые осуществляют научно-исследовательские и конструкторские работы по задаче организации (рынок научно-исследовательских и конструкторских работ), а также образовательные организации, которые осуществляют обучение сотрудников организации (рынок образования).

Влияние наиболее значимых факторов прямого воздействия на фирму ООО «Первый БИТ» приведем в таблице 2.1.

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Факторы прямого воздействия, влияющие на деятельность

ООО «Первый БИТ»[3]

п/п

Наименование фактора

Характер влияние фактора на деятельность организации (вероятная угроза или дополнительные возможности)

1

2

3

1

Поставщики

 

1.1

Поставщики рабочей  силы

Стабильное обеспечение  рабочей силой нужных специальностей с высоким уровнем квалификации по умеренным ценам необходимо для решения задач, связанных с достижением поставленных целей. Например, удешевление рабочей силы позволит снизить издержки, но таит в себе угрозу ухудшения качества труда

1.2

Поставщики энергии

Повышение тарифов на энергию (свет, отопление, электричество) повлечет не только удорожание услуг, но и может изменить платежеспособность фирмы

1.3

Поставщики помещений

Повышение арендной платы  может негативно сказаться на тарифах на услуги

2

Потребители

Изучение интересов  и предпочтений потребителей необходимо фирме для обеспечения востребованности ее услуг и расширения базы клиентов.

3

Законы и государственные  органы

Ужесточение контроля, увеличение уровня требовательности государственных  учреждений, следящих за исполнением  закона, может повлечь увеличение расходов предприятия на отчетность и документацию, что отразится на себестоимости услуг и тарифах на них

1

2

3

4

Конкуренты

Расширение спектра  оказываемых услуг, улучшение программного обеспечения, снижение цен на услуги конкурентами может привести к потере клиентов


 

Оценив влияние каждого  фактора, мы пришли к выводу, что  из факторов прямого воздействия  наибольшую угрозу для деятельности ООО «Первый БИТ» представляют конкуренты. Проанализируем влияние этого фактора более подробно, рассмотрев конкретных конкурентов ООО «Первый БИТ». Для более полного сравнительного анализа с конкурентами проведем его после рассмотрения внутренней среды организации. [3]

Теперь рассмотрим влияние  факторов косвенного воздействия.

Экономическая среда характеризуется: экономическим спадом или подъемом; уровнем безработицы; уровнем покупательской способности; характером распределения доходов; экономической политикой государства и т.д.

Политическая  среда определяется: государственным устройством; разделением полномочий между ветвями власти; лоббированием интересов групп населения; уровнем стабильности общества и т.д.

Социальная  среда характеризуется: уровнем образования; привычками; традициями; трудовой этикой и т.д.

Научно-техническая  среда определяется: ускорением НТП; появлением новых технологий и материалов; степенью развития вычислительной и робототехники; объемами ассигнований на научно-исследовательские и конструкторские разработки и т.д.

Культурная  среда характеризуется: отношением к культурным ценностям; уровнем общей образованности; культурным уровнем; общественным мировоззрением и т.д.

Также влияние могут  оказывать следующие факторы: природные, идеологические, демографические, географические.

Влияние факторов косвенного воздействия на деятельность ООО «Первый БИТ» отразим в таблице 2.2. [3]

 

Влияние факторов косвенного воздействия на деятельность ООО «Первый БИТ»

Таблица 2.2

п/п

Наименование фактора

Характер влияние фактора  на деятельность организации (вероятная  угроза или дополнительные возможности)

1

2

3

1

Состояние экономики

 

1.1

Рост безработицы

Удешевление рабочей  силы, высвобождение квалифицированных работников, следовательно, удешевление услуг;

обратный же процесс  может привести к неритмичный  работе предприятия и повышению  тарифов на услуги

1.2

Изменение структуры государственных расходов

Отмена государственного заказа на консалтинговые услуги

1.3

Финансовый кризис

Сокращение заказов; возможно сокращение базы клиентов

2

Научно-технический прогресс

Обновление и совершенствование  компьютерных продуктов, на базе которых работает фирма, даст ей конкурентные преимущества, которые могут выразиться в удешевлении услуг, скорости их оказания.

Но при этом существует угроза опережения конкурентами, что  может повлечь потерю доли рынка

3

Политико-правовые факторы

Изменение законодательства может повлиять на разнообразие оказываемых услуг и величину налоговых отчислений в государственные и социальные фонды


 

 

 

2.2. Анализ внутренней  среды организации

 

Компания «Первый БИТ» оказывает услуги в области автоматизации финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений. Приоритетным направлением в деятельности фирмы является постановка бухгалтерского учета и автоматизация бюджетных организаций на платформе программных продуктов «Парус» и «1С». Все сотрудники организации специализированы по двум направлениям: 1) бухгалтерский учет; 2) расчет заработной платы и кадровый учет.  Клиентная база организации насчитывает более 150 государственных учреждений. Среди них централизованные бухгалтерии многих районов Санкт-Петербурга, учреждения подведомственные комитету здравоохранения, учреждения здравоохранения местного и федерального подчинения (городские больницы и поликлиники, родильные дома, НИИ здравоохранения  и др.), районные административные органы СПб, муниципальные образования, органы судебной власти, учреждения культуры, науки и образования и другие государственные учреждения. [3]

Рассмотрим организационную  структуру предприятия, что позволит  понять принцип работы предприятия  и выделить этапы оказания консалтинговых услуг.

Организационную структуру  ООО «Первый БИТ» можно охарактеризовать как линейную. Это такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Он отвергает необходимость в детальном разделении труда по всем видам работы и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Для нее характерны следующие черты:

- отказ от формализации  и бюрократизации процессов и отношений;

- сокращение числа  иерархических уровней; [3]

- высокий уровень горизонтальной  интеграции между персоналом;

- ориентация культуры  взаимоотношений на кооперацию, взаимную информируемость и самодисциплину.

Можно выделить следующие  уровни организации: финансовый директор, генеральный директор, отделы (руководители отделов) «1С:Бухгалтерия», «Парус:Бухгалтерия», «Парус:Заработная плата» и консультанты. Технический отдел (программисты) и офис-менеджера нельзя выделить в отдельный уровень, но они являются связующим звеном отделов. Консультанты занимаются непосредственно предоставлением консалтинговых услуг бюджетным организациям. За каждым консультантом закреплено порядка 5 организаций, что позволяет уделять внимание всем клиентам в полном объеме. Консультанты выезжает на закрепленное за ним предприятие и оказывает необходимую помощь (настройка программных продуктов под особенности учета организации, помощь в ведении учета и сдачи бухгалтерской отчетности, проведение операций по восстановлению баз данных, закрытие периодов, архивирование и др.). Время реакции на срочный вызов - 24 часа. Консультанты предоставляют отчеты по проделанной работе в соответствующие отделы, где их обрабатывают в программах «Парус» и «1С» руководители отделов. [3]

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия