Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Введение 4
1. Место и роль организации а так же её стратегии развития в развитии города и области в целом 5
2. Краткая характеристика и возможности развития организации 6
2.1. Общие сведения. 9
2.2. SWOT анализ 19
2.3. Проблемы развития организации на современном этапе 21
2.4. Перечень и результаты осуществления действующих программ социально-экономического развития 21
2.5. Инерционный сценарий развития и его результаты 22
3. Определение стратегической цели и постановка задач социально-экономического развития организации 24
3.1. Желаемый образ организации (видение) в 2020 г. 24
3.2. Определение стратегической цели и постановка задач социально-экономического развития организации на 2020 г. 24
3.1.3. Целевые индикаторы и целевые установки на 2020 г. 25
3.2.1. Развитие социальной сферы 26
3.2.2. Развитие производственно-экономической сферы 26
3.2.3. Развитие природного комплекса 26
3.2.4. Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей 27
3.2.5. Развитие финансовой сферы 27
3.2.6. Развитие качества административного управления организацией 27
4. Потенциал достижения целей социально-экономического развития организации 28
4.1. Оценка природного и человеческого потенциала 28
4.2. Оценка потенциала социально-экономического развития, включая инновации. 28
5. Приоритетные направления и проекты развития, дающие основной вклад в достижение целей организации в целом и по направлениям 31
5.1. Приоритеты развития организации в целом 31
5.2. Перспективы развития социальной сферы 31
5.3 Развитие производственно-экономической сферы 31
5.5. Развитие хозяйственной сферы организации 32
5.6. Развитие природного комплекса 32
5.7. Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей 32
5.8. Развитие финансовой сферы 32
6. Система управления реализацией стратегии (механизмы и оргструктура) 33
7. Поэтапный план конкретных (первоочередных) проектов и действий по реализации стратегии 35
Заключение 37
Компания является одним из крупнейших налогоплательщиков России, формируя около 5% фискальных доходов консолидированного бюджета страны. Во многих городах Компания выполняет градообразующие функции, обеспечивая основной объем налоговых платежей и занятость населения.
Фактические налоговые платежи Компании в 2000 году превысили 100 млрд рублей.
ЛУКОЙЛ обладает преимущественно капиталоемкими производствами и финансирует крупномасштабные инвестиционные проекты. В стадиях подготовки или реализации находятся крупные программы - разработка нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции, Северного Каспия и Ямала, развитие нефтехимических комплексов, модернизация перерабатывающих заводов, создание мощного танкерного флота.
Инвестиции Компании на 2001-2010 годы оцениваются на сумму до 900 млрд. рублей (эквивалент 30 млрд. долларов США). В 2000 году - 64 млрд. рублей.
Один из приоритетов - научно-техническое
развитие. Компания в числе первых
стала применять современные
технологии в добыче и переработке
нефти. НК "ЛУКОЙЛ" принадлежат
более 500 зарегистрированных патентов
на изобретения, промышленные образцы
и модели. Ежегодно на рынок поставляется
до 10 видов новых или
ЛУКОЙЛ интенсивно развивает
сеть сбыта нефтепродуктов не только
в России, но и за рубежом. Компания
располагает сетью АЗС в
Организационный срез.
Наделение предприятий Компании необходимыми средствами. Управляющая компания вкладывает средства в дочерние предприятия - наделяет дочерние предприятия необходимыми основными и оборотными средствами для эффективного их функционирования.
Назначение руководителей Предприятий. Для управления предприятиями Компания назначает директоров этих предприятий, на которых возлагается ответственность за эффективность работы этих предприятий.
Принцип полной самостоятельности Предприятий. Все Предприятия являются самостоятельными структурами и находятся на полном хозрасчете, самофинансировании и самоокупаемости. Каждое в отдельности Предприятие не несет ответственности по обязательствам любых других Предприятий, в том числе по обязательствам Управляющей компании.
Принцип узкой специализации. Создание и функционирование Компании осуществляется по принципу узкой специализации. Любое нерентабельное предприятие, исходя из неблагоприятной рыночной ситуации, подлежит ликвидации или смене специализации.
Принцип взаимовыгодного сотрудничества. Горизонтальные взаимоотношения между Предприятиями Компании должны строиться на принципах взаимовыгодного сотрудничества. В случае нарушения условий сотрудничества одним из Предприятий Компании, что повлекло за собой ущерб для другого Предприятия, последнее должно подать претензию первому. Разрешение споров между Предприятиями Компании производится третейским судом в лице Управляющей компании. Решение третейского суда подлежит обязательному исполнению.
Принцип соблюдения интересов каждого Предприятия Компании. Не допускается навязывание любых решений, ущемляющих интересы одного Предприятия в пользу другого.
Принципы вертикальных отношений в Компании. Стратегическое и оперативное планирование. Вопросы стратегического планирования находятся в ведении Управляющей компании. Вопросы оперативного планирования деятельности предприятий находятся в ведении руководства предприятий.
Ограничение полномочий директоров Предприятий. Директора предприятий не имеют права самостоятельно без согласования с Управляющей компанией заключать сделки и брать ссуды сверх установленных сумм, а также самостоятельно продавать и закладывать имущество Предприятия.
Принцип единоначалия. Персонал Предприятия подчиняется только директору Предприятия. Руководство Компании не должно давать распоряжения персоналу Предприятия через голову Директора.
Ответственность за нарушение сроков по отчетам. Каждое Предприятие должно своевременно подавать в Управляющую компанию необходимые планы и отчеты. В случае нарушения данных сроков Предприятия должны платить неустойку Управляющей компании, размер которой устанавливается единым для всех.
Кадровый срез
Основные составляющие Политики управления персоналом представляют собой пять взаимосвязанных областей, посредствомкоторых осуществляется содействие достижению бизнес-целей Компании и воплощается видение в области управления персоналом (рис. 1):
Для обеспечения стабильно высоких уровней результативности
Компания также будет продолжать развивать свою корпоративную
культуру таким образом, чтобы качество и эффективность работы на
каждом рабочем месте стали основной ценностью и предметом
гордости каждого работника Компании.
Для Компании важно не только достижение результатов, но и то,
как они были достигнуты. При оценке работников наряду с
отслеживанием достигнутых результатов в рамках управления по
целям будет учитываться демонстрация работниками своей
приверженности корпоративным ценностям.
Компания уделяет особое внимание следованию принятым
принципам, а также вопросам восприятия работниками достижения
результатов как корпоративной ценности. Такой подход обеспечит
Компании более эффективное управление в нестандартных
ситуациях, в условиях отсутствия четких правил и процедур.
Производственный срез
В 2011 году в результате реализации
программы опытно-промышленных работ
был осуществлен
Одной из ключевых технологий, внедренных
в 2011 году, стало бурение горизонтальных
скважин с многозонным
Россия
Добыча нефти группой
«ЛУКОЙЛ» на территории России в 2012 году
составила 84 966 тыс. т, в том числе
дочерними обществами – 84 609 тыс. т.
В 2012 году добыча углеводородов дочерними
и зависимыми обществами ОАО «ЛУКОЙЛ»
на территории России осуществлялась
на 358 месторождениях. Объемы эксплуатационного
бурения в России выросли на 9,1% и составили
2 493 тыс. м. Эксплуатационный фонд скважин
на конец 2012 года составлял 28,93 тыс. скважин,
в том числе 25,24 тыс. дающих продукцию.
Маркетинговый срез
Компания ведет агрессивную политику
на рынке сбыта нефтепродуктов, которые
НК распространяет на внутреннем рынке
через региональную сеть главным образом
в Поволжье, на юге России и на Урале. Компания
проводит активную политику в регионах,
подписывая соглашения о сотрудничестве
с администрациями российских областей
и республик в области реализации нефти
и нефтепродуктов, строительства нефтебаз,
АЗС и производственных объектов и проведения
других видов деятельности.
На внутреннем рынке в 2012 году было реализовано 4,5 млн т нефти, что на 22,8% больше, чем в 2010 году. Это обеспечивает гарантированный сбыт нефти на внутреннем рынке по формулам с премией к экспортной альтернативе
Экспорт нефти из России дочерними обществами ОАО «ЛУКОЙЛ» (с учетом нефти, приобретенной у сторонних производителей) в 2012 году составил 34,7 млн т (696,8 тыс. барр./сут), что на 14,5% ниже уровня 2011 года. Уменьшение объема экспорта обусловлено снижением объема добычи нефти.
Основная часть экспорта нефти Компании осуществлялась через транспортную систему ОАО «АК «Транснефть» (доля таких поставок в общем экспорте составила 84,7%). Однако объем таких поставок по сравнению с 2011 годом снизился на 6,9%, до 29,4 млн т. Доля объема экспортных поставок, минуя систему ОАО «АК «Транснефть», в 2012 году снизилась с 22,2% до 15,2%, в основном из-за снижения добычи на Южно-Хыльчуюском месторождении. Цена при таких поставках определялась в соответствии с фактическим качеством поставляемой нефти, с премией к цене Юралс.
В отчетном году Компания экспортировала 5,1 млн т нефти через собственные терминалы. Через Варандейский терминал в 2012 году было экспортировано 4,0 млн т нефти , через порт Светлый – 1,1.
На международном рынке (с учетом экспорта) было реализовано 43,8 млн т нефти, из них 6,2 – в странах ближнего зарубежья и 37,6 – в странах дальнего зарубежья. Общий объем реализации нефти на российском и международном рынках в 2011 году составил 48,3 млн т, что на 6,1% ниже уровня 2010 года.
Производство и продажа масел – важное направление деятельности компании «ЛУКОЙЛ». Группа непрерывно совершенствует качество выпускаемой продукции и расширяет ее ассортимент, а также повышает эффективность системы продаж и проводит географическую диверсификацию деятельности.
Группа «ЛУКОЙЛ» – лидер российского
рынка смазочных материалов. Доля
Группы в производстве масел в
стране составляет около 44%. Производство
масел осуществляется на НПЗ Группы
в Перми, Волгограде, Нижнем Новгороде.
Компания занимается также смешением
масел из готовых компонентов (собственных
и закупаемых у третьих лиц) на
предприятиях в России, Финляндии, Румынии,
Турции.
Моторные масла «ЛУКОЙЛ»
соответствуют международным
Высокий уровень эксплуатационных
свойств масел «ЛУКОЙЛ» отмечен
крупными автопроизводителями в
России и за рубежом. Моторные масла
Компании прошли испытания в западных
сертификационных центрах на двигателях
DaimlerChrysler, BMW, Volkswagen, MAN, Porsche,
Сегодня НК «ЛУКОЙЛ» поддерживает партнёрские отношения с такими компаниями как
Финансовый срез:
Финансовые показатели:
Финансовые
показатели и коэффициенты за 2008 - 2012
годы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Метод SWOT представляет собой процедуру экспертной диагностики среды, позволяющей описать основные тенденции ее развития, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности организации и определить поле альтернативных направлений ее дальнейшего развития. Рассмотрим проведение SWOT-анализа и построения матрицы решений для организации ОАО "Лукойл".
На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды получили следующий список возможностей и угроз, а так же сильных и слабых сторон.
S.W.O.T. |
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Внутренняя среда |
Strengths (Сильные стороны) — -высокий уровень запасов; качественная ресурсная база; сбалансированность; партнёрские отношения с государством; зарубежные активы; большая доля акций в свободном обращении; стабильно растущие дивиденды. |
Weaknesses (Слабые стороны) — сбои в снабжении; недостатки в рекламной политике. |
Внешняя среда |
Opportunities (Возможности) — сокращение затрат; рост эффективности операций; улучшение качества производимой продукции; улучшение качества представляемых услуг применение новых |
Threats (Угрозы) — - снижение экспортных поставок; рост ставок акцизов на нефть; транспортно-энергетические тарифы. |
Сильные стороны: высокий уровень запасов. ОАО "ЛУКОЙЛ" занимает лидирующее место среди российских компаний по объему запасов углеводородов. качественная ресурсная база. Геологические показатели месторождений "ЛУКОЙЛа" лучше среднеотраслевых. Уровень истощения и обводнённость запасов значительно ниже средних по России сбалансированность. Объём добычи сырья соответствует мощности нефтеперерабатывающих заводов, а размер розничной сети позволяет самостоятельно реализовывать производимые нефтепродукты партнёрские отношения с государством. "ЛУКОЙЛ" с лёгкостью решает инфраструктурные вопросы, успешно взаимодействуя с "Транснефтью", "Транснефтепродуктом" и РЖД. "ЛУКОЙЛ" выступает представителем России в международном проекте разработки месторождения Хвалынском, что показывает благоприятное отношение к компании со стороны государства. зарубежные активы. Дочерние предприятия "ЛУКОЙЛа" присутствуют во всех важных регионах, связанных с добычей и переработкой нефти, а также сбытом нефтепродуктов. большая доля акций в свободном обращении. На фондовом рынке обращается значительная доля акций ЛУКОЙЛа, по некоторым оценкам - близкая к контрольному пакету стабильно растущие дивиденды. Компания ежегодно повышает размер выплачиваемых дивидендов. Слабые стороны: Неясные перспективы зарубежных проектов. Нет полной уверенности, что крупные проекты, реализуемые компанией за пределами России, принесут ожидаемую прибыль. Хорошая стратегия требует опоры на сильные стороны: уникальные возможности дают компании шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, создают конкурентные преимущества на рынке. С другой стороны, необходимо вмешательство в слабые стороны организации. Способствовать
в регионах деятельности Компании долгосрочному
экономическому росту, социальной стабильности,
содействовать процветанию и
прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной
окружающей среды и рациональное
использование природных
2.3. Проблемы развития организации на современном этапе
Стоит
сказать о том, что на сегодняшний
день достаточно мощным и серьезным
ограничителем осуществления 2.4. Перечень и результаты
|