Разработка управленческих решений с учетом организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Исходя из выше сказанного мы поставили перед собой следующую цель - рассмотреть влияние организационных структур на разработку управленческих решений.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать понятие организационных структур управления.
2. Рассмотреть основные виды организационных структур.
3. Охарактеризовать влияние организационных структур на разработку. управленческих решений на практике.
Объектом исследования являются организационные структуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и принципы построения организационных структур управления………………………………………………………………………..4
Понятие организационных структур…………………….……………….4
Основные параметры структуры организации…………………………..7
Принципы построения организационных структур управления………10
Глава 2. Основные виды организационных структур……………………...…13
Иерархические типы структур управления……………………….…….13
Органические типы структур управления…………………………...….18
Глава 3. Разработка управленческих решений с учетом организационных структур ………………………………………………..…………………….…26
3.1. Разработка управленческих решений на примере ОАО «Черметремонт»…………………………………………………………….….26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!.docx

— 68.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Понятие и принципы построения организационных структур управления………………………………………………………………………..4

    1. Понятие организационных структур…………………….……………….4
    2. Основные параметры структуры организации…………………………..7
    3. Принципы построения организационных структур управления………10

Глава 2. Основные виды организационных структур……………………...…13

    1. Иерархические типы структур управления……………………….…….13
    2. Органические типы структур управления…………………………...….18

Глава 3. Разработка управленческих решений с учетом организационных структур ………………………………………………..…………………….…26

3.1. Разработка управленческих решений на примере ОАО «Черметремонт»…………………………………………………………….….26

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Структура управления организацией, или организационная структура  управления - одно из ключевых понятий  менеджмента, тесно связанное с  целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют  менеджеры всех уровней, категорий  и профессиональной специализации.

Научно-обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача адаптации хозяйствующих  субъектов к современному этапу  рыночной экономики. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации  управления на основе системного подхода. В процессе управления происходит делегирование  прав и обязанностей для организации  взаимодействия различных органов  управления и распределение задач, решаемых различными работниками.

Время, в которое мы живем, время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно  трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую  перестройку. В социально-политической жизни это - свершившийся переход  от тоталитаризма к демократии, в  экономике - от административно-командной  системы к рынку. Главной целью  и одновременно главным содержанием  этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.

Эти изменения в обществе настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать  времени, его нормам и веяниям, мы должны начать перестройку с самих  себя Наиболее подходящий эквивалент в русском языке - «вызов»”. А вызов - это, как известно, весьма серьезный риск потерпеть неудачу, но в то же время и шанс на успех. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид  деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент- это также область  человеческого знания, помогающего  осуществить эту функцию.

Подавляющее большинство российских компаний для продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в грамотном, профессиональном менеджменте. В кризисных условиях руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных целей.

Исходя из выше сказанного мы поставили перед собой следующую цель - рассмотреть влияние организационных структур на разработку управленческих решений.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой  следующие задачи:

1. Дать  понятие организационных структур управления.

2. Рассмотреть основные виды организационных структур.

3. Охарактеризовать влияние  организационных структур на  разработку. управленческих решений на практике.

Объектом исследования являются организационные структуры.

Предметом исследования является влияние организационной структуры на процесс разработки управленческих решений.

Глава 1. Понятие и принципы построения организационных структур управления

    1. Понятие организационных структур

 

Структура управления организацией или  организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает  весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют  менеджеры всех уровней, категорий  и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда-то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценке соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации  как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и  кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций  структура управления представляется в виде системы оптимального распределения  функциональных обязанностей, прав и  ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими  в ее состав органами управления и  работающими в них людьми.

Организационная структура конкретного  предприятия - это комбинация различных  типов департаментализации. Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в  организационной структуре управления формируется так называемый средний  слой, который в свою очередь может  состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между  так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими  за деятельность организации или  ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.

Полномочия линейных руководителей  дают право решать все вопросы  развития вверенных им организаций  и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать  другим членам организации выполнять  их распоряжения. Если тому или иному  работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать  решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

На действенность и эффективность организационной структуры влияют:

- действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой, это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

- действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

- полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем);

- уровень развития на предприятии информационной технологии.

Проектируя новую организационную  структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к  структурам управления, и принципам  их построения. При умелом сочетании  указанных факторов в организации  может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

 

 

    1. Основные параметры структуры организации

 

При анализе организации ее структура  может быть охарактеризована тремя основными параметрами - сложностью, степенью формализации и централизации.

Сложность структуры организации считается одним из самых основных параметров структуры и в свою очередь определяется двумя параметрами -дифференциацией и интеграцией.

Дифференциация - наиболее важный показатель сложности организации. Характеризует разнородность организации, ее многофункциональность, различия в достигаемых целях. Существуют три основных типа дифференциации.

Горизонтальная дифференциация показывает степень разделения труда в организации, наличие специализации в деятельности подразделений.

Вертикальная дифференциация говорит о глубине организационной иерархии в организации и обычно характеризуется количеством уровней управления в организационной структуре, следовательно, является показателем степени и характера контроля за действиями подчиненных со стороны руководителей.

Пространственная дифференциация показывает степень пространственного разделения структурных единиц организации. Низкая пространственная дифференциация говорит о большой концентрации ресурсов, как правило, в одном месте. Высокая степень пространственной дифференциации свидетельствует о распределении ресурсов по многим регионам и в то же время о распространении влияния данной организации, охвате этим влиянием ряда географических областей.

Интеграция - второй показатель сложности структуры организации. Характеризует степень взаимосвязанности между отдельными структурными единицами в организации. Оценка этого показателя происходит по трем основным параметрам:

- количество взаимосвязей между отдельными структурными единицами, чем больше взаимосвязей между подразделениями, тем выше сложность организации.

- нормативная основа интеграционных связей является, прежде всего, показателем прочности связей. Нормы взаимоотношений, принятые в организации, могут быть жесткими, когда информация, передаваемая по каналам связи, обязательна для исполнения.

- характер интеграционных связей представляет собой показатель основного вида властного, информационного, культурного или какого-либо другого ресурса, который может быть передан через данную связь.

Степень формализации структуры организации.

Различают формальные и неформальные структуры. Между этими основными  полюсами можно выделить промежуточные  состояния, которые отражают степень  формализации организационной структуры: полуформальные и неформальные с  наличием элементов формальных связей и др.

Формальная структура организации. Любая организация стремится к формализации своей структуры. Формальная структура организации представляет собой организационное построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами. Подобная структура представляет собой идеальную модель управления, т.е. показывает, как организация должна работать, как следует выполнять работу. Такая структура применяется в основном для решения проблем управления.

Неформальная структура организации. Для того чтобы понять предназначение неформальной структуры в современной  организации, можно представить  себе такую организацию, в которой все производственные и личные проблемы и вопросы решаются с помощью формальной структуры, основанной только на вертикальных иерархических связях, т.е. они решаются бюрократическим путем через посредничество вышестоящих руководителей разных уровней. Все эти проблемы позволяет решить неформальная структура организации. Ценностные ориентации членов организации в системе неформальных связей принципиально иные, нежели в рамках формальной структуры.

Информация о работе Разработка управленческих решений с учетом организационных структур