Разработка управленческих решений в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 17:52, лекция

Описание работы

1. Понятие и место решения в системе управления
2 Типология управленческих решений
3. Условия и факторы качества управленческих решений
4. Методы принятия управленческих решений
5. Моделирование процесса принятия управленческих решений

Файлы: 1 файл

Тема 5 Управленческие решения.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Многие менеджеры все еще считают, что все их проблемы разрешимы с помощью здравого смысла. Однако то, что представляется простым, вполне может оказаться предельно сложным. Проблема может лишь казаться очевидной.Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая в самом деле нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор. Сюда следует отнести любую ситуацию, новую для организации, например, изменение ассортимента производимых изделий, разработку новой технологии или опробование системы вознаграждений, отличающейся от действующей.

В сложной ситуации суждение может оказаться плохим, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума, и он не в состоянии их все охватить и сопоставить. Например, вскоре после Второй мировой войны руководители американских автомобильных заводов посетили фирму «Фольксваген» в Германии. Зрнест Брич, тогдашний президент «Форда», пришел к выводу, что этот «автомобиль гроша ломаного не стоит» и никогда не должен продаваться в США. Однако через десять лет «Форд» развернул производство похожей на «Фольксваген» модели «Эдсел», что, правда, оказалось одной из самых громких неудач в истории автомобилестроения.

Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать* преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.

Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.

Еще важнее, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно или бессознательно избегать использования возможностей вторжения в новые области. Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер деятельности может кончиться катастрофой. Как заметил специалист по семантике Стюарт Чейз, многие из нас - рабы прямолинейного мышления. Очень часто мы слышим слова: «Мы всегда Делали это именно так».

 Решения, основанные на анализе («Рациональное решение»)

Адаптация к новому и сложному, очевидно, никогда не будет простым делом. Нельзя исключить опасность неудачи из-за принятия плохого решения. Однако во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально, с помощью аналитических и логических инструментов.

Главное различие между решениями, основанными на анализе, и решениями, основанными на суждении, заключается в том, что первые не зависят от прошлого опыта. Основанное на анализе решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Стадия принятия решения включает в себя следующие последовательные этапы, которые ставят проблему и определяют методы ее решения:

  • диагностика проблемы (выявление причины проблемы и действующих 
    на нее факторов);
  • постановка цели и формулировка задачи;
  • сбор и анализ информации;
  • формулировка ограничений и критериев принятия решений;
  • определение альтернатив;
  • оптимизация решений;
  • выбор альтернативы;
  • утверждение и оформление решения.

 

10.  Виды управленческих решений  по уровню структурированности

По степени структурированности можно выделить следующие виды решений:

- программируемые решения;

- непрограммируемые решения;

- промежуточные решения.

 

По форме выделяют:

  • устные;
  • письменные.

По объектам управления можно выделить:

  • решения, относящиеся к кадровым вопросам;
  • решения по вещественным факторам производства.

По субъекту управления решения разделяют в зависимости от того, каким органом управления оно принимаются -решение выборных органов, администрации, общественных организаций

 

 

 3. Условия и факторы качества управленческих решений

Качество решения – это степень эффективности достижения цели объекта управления. Под качеством управленческих решений понимается совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. Также под качеством управленческого  решения следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач, функционирования и развития систем.

В целом требования к качеству решений можно разделить на две группы.

  • 1) требования,   без   выполнения   которых   невозможно обеспечить качественное конечное решение;
  • 2) требования, характеризующие обоснованность состава показателей качества конечного решения.

К первой группе требований относятся:

1.    Применение  к процессу выработки решения  совокупности:

а) научных подходов (системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, 
воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный);

б) дополнительных принципов менеджмента:

  • принцип государственной законности системы менеджмента фирмы (организационно-правовая форма должна соответствовать законам; принцип применяется при подготовке и уточнении учредительных документов);
  • принцип  внутренней  правовой  регламентации создания, функционирования и развития организации (в Уставе, положении   о   внутреннем   распорядке  определяются   органы управления, их права и обязанности);
  • принцип единства теории и практики управления (любое управленческое решение должно отвечать логике, принципам и методам системы менеджмента и решать одну из ее практических задач);
  • принцип    найма    руководителя    (собственник фирмы решает - назначать или избирать ее руководителя);
  • принцип   унификации   системы   менеджмента. При принятии решения необходимо помнить о законе эффекта масштаба, который утверждает, что одним из факторов экономии ресурсов и повышения качества работ является увеличение программы (объема) выполняемых работ. Например, стоимость производства одного и того же   изделия может быть в три раза выше в индивидуальном производстве, чем в массовом. Для реализации этого принципа необходима унификация деталей, элементов, чтобы обеспечить внутривидовой ассортимент продукции, унификация документации, системы менеджмента.
  • принцип специализации и универсализации процессов   управления   (из-за   низкой   повторяемости   процессов управления следует поручить одному элементу структуры выполнение нескольких однородных работ - принцип специализации; использование принципа универсализации требует высокой квалификации работников и соответственно, высокой зарплаты);
  • принцип органической целостности субъекта и объекта управления (управление как процесс воздействия субъекта на объект представляет собой единую комплексную систему);
  • принцип   многовариантности   управленческого решения (эффективность решения можно обеспечить только на основе выбора из множества альтернативных вариантов при использовании научных методов и подходов к определению альтернатив и выбору рационального решения);
  • принцип устойчивости по отношению к внешней среде (система менеджмента фирмы должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели при изменении отдельных элементов внешней среды с помощью стратегических планов и оперативного управления, приспосабливаемости к изменениям);

, • принцип  мобильности процесса управления (одновременно с устойчивостью процесс управления должен быть мобильным, то есть легко приспосабливаться к изменениям требований потребителей, НТП; это возможно за счет блочных, легко переналаживаемых структур, временных трудовых коллективов, которые быстро могут освоить новые функции);

• принцип автоматизации управления (чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты);

• принцип развития системы менеджмента (при проектировании структуры системы менеджмента, методов управления, определении источников обеспечения ее функционирования должны учитываться перспективы развития рынка, производства и социального развития коллектива).

2. Применение для стратегических и тактических решений методов оптимизации (анализ, прогнозирование, моделирование).

  1. Использование качественной информации на основе исследования рынка, нормирования и прогнозирования показателей, характеризующих в динамике товар и организационно-технический уровень производства.
  2. Автоматизация процесса принятия решения.
  3. Применение качественной системы учета и контроля, связи с внешней средой.
  4. Наличие должностных инструкций и других нормативно-методических документов по системе менеджмента.

7. Мотивация качественного решения, то есть побуждение работника качественно и в срок выполнять задание через удовлетворение его потребностей.

Вторая группа требований к качеству решений характеризует обоснованность состава показателей качества конечного решения. К этим показателям относятся:

  • показатель энтропии, то есть количественной определенности связей между элементами системы менеджмента и самого решения;
  • вероятность риска достижения цели или поле допуска прогноза цели;
  • количество уровней проработки дерева целей фирмы;
  • количество задействованных при формировании решений уровней иерархии;
  • количество применяемых при принятии решений методов;
  • эффективность решения.

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

•   стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, организация и технология производственных процессов и др.);

  • подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная, обеспечивающая, внешняя среда, управляющая);
  • сфера действия (технические, экономические и другие решения);
  • цель (коммерческие и некоммерческие решения);
  • ранг управления (верхний, средний, низкий);
  • масштабность (комплексные и частные);
  • организация выработки (коллективные и личные решения);
  • продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
  • объект воздействий (внешние и внутренние);
  • методы формализации (тестовые, графические, математические);
  • форма отражения (план, программа, приказ, распоряжение, просьба, указание);
  • сложность (стандартные и нестандартные);
  • способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Правильное решение создает благоприятные условия для развития производства и повышения его эффективности. Недостаточно обоснованное решение может привести к большим потерям, создать нежелательную обстановку в коллективе, затруднить ход производства. Поэтому принимаемые управленческие решения должны отвечать ряду требований. К основным из них относятся: научная обоснованность, целенаправленность, количественная и качественная определенность, правомерность, активное использование правовых средств управления, оптимальность, своевременность, комплексность, гибкость, полнота оформления решения.

Научная обоснованность - это требование предполагает выработку решения с учетом объективных закономерностей, обусловленных действием объективных законов, которые нашли свое выражение в технических, экономических, организационных и других аспектах объекта управления.

Целенаправленность. Данное требование обусловливается самим содержанием управления и неразрывно связано с планомерностью всего производства. Каждое управленческое решение должно иметь цель, строго соответствующую стратегическим планам управляемого объекта.

Количественная и качественная определенность. Управленческое решение призвано воздействовать на объект

управления и непременно предусматривает достижение определенных результатов, выраженных в количественных и качественных показателях.

Требование количественной определенности управленческого решения удовлетворяется установлением конкретных, выраженных в количественных показателях, результатов вырабатываемого решения. Результаты, не имеющие количественного выражения, должны быть охарактеризованы качественно.

Правомерность. Деятельность системы управления связана с соблюдением различных правовых норм. Оно обязательно и в процессе принятия управленческих решений. Каждое управленческое действие должно опосредоваться определенными нормативными актами при соблюдении условия правомерности принятия решения конкретным субъектом. Правомерность управленческих решений обусловливается нормами, устанавливающими компетентность органов управления и отдельных руководителей.

Оптимальность. Требование оптимальности обусловливает необходимость в каждом конкретном случае выбора такого варианта решения, который соответствовал бы единому экономическому критерию эффективности производства - получению максимальных результатов с каждой единицы трудовых затрат — и при этом удовлетворял бы требования других сторон деятельности управляемого объекта и жизни его коллектива.

Информация о работе Разработка управленческих решений в менеджменте