Развитие франчайзинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение формирования системы франчайзинга предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические положения формирования франчайзинговой системы на предприятиях,
- провести нализ деятельности ЗАО «Москва-Макдоналдс» и оценку возможности франчайзинга

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические положения формирования франчайзинговой системы на предприятиях 5
1.1. Сущность, виды и функции франчайзинга 5
1.2. Общие принципы и методы развития франчайзинговой организации 8
1.3. Особенности развития франчайзинга в России в современных условиях 11
Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «Москва-Макдоналдс» и оценка возможности франчайзинга 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.3. Оценка возможных путей и способов внедрения системы франчайзинга 19
2.3. Разработка мероприятий по внедрению франчайзинга 23
2.4. Оценка экономической эффективности внедрения системы франчайзинга 29
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Развитие франчайзинга в России (курсовая).docx

— 498.30 Кб (Скачать файл)

         Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

 

Факультет менеджмента

                   Кафедра венчурного менеджмента

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

 

Курсовая работа по направлению 080200.62 – «Менеджмент»

 

 

 

 

 

Выполнила

Студент группы № 11м3

С. В. Колендо

Научный руководитель

доцент

С. В. Кривда


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2014

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что Сотрудничество крупного и малого бизнеса находится в постоянном развитии, появляются все новые формы взаимодействия. Одной из наиболее взаимовыгодных форм сотрудничества является франчайзинг, в рамках которого крупная фирма предоставляет небольшой компании право участвовать на рынке под торговой маркой и с использованием технологий и лицензий крупной фирмы. Данная форма, успешно функционирующая в США, не имеет правовой регламентации в России, что существенно замедляет развитие малого бизнеса.

Многие люди хотят создать свой бизнес и получать достойный доход. Но далеко не каждый может проанализировать все риски и возможные схемы работы, составить удачный бизнес-план и начать дело с нуля. В таких случаях отлично работает «франчайзинг». 

Франчайзинг зародился в США во второй половине ХХ века и получил широкое распространение более чем в 100 странах мира. По схеме франчайзинга начинали работать и работают до сих пор такие компании, как «Макдоналдс», «Баскин Робинс», «Кока-кола», «Дженерал Моторс» и другие американские гиганты. Успех данной формы подтверждает статистика Ассоциации малых предпринимателей США, согласно которой:

- 85% открытых  малых предприятий ликвидируются  в течение года после открытия;

- из малых  предприятий, работающих по системе  франчайзинга, прекращает свое существование  только 16%.1

Казалось бы, успех подобной формы бизнес-процессов очевиден: крупная фирма (франчайзер) получает возможности стратегического развития за счет финансовых средств, полученных от фирмы, которая использует ее имя, бренд и технологию (франчайзи). Франчайзи, в свою очередь, получает репутацию франчайзера и не нуждается в рекламе и PR-продвижении, у него нет потребности в поиске новых форм взаимодействия с клиентом. Предметом договора коммерческой концессии или, проще говоря, договора франчайзинга выступает передача определенных прав от франчайзера (правообладателя) франчайзи (пользователю). Такие права называются франшизой. 

Франшиза может представлять имя франчайзера, товарный знак, технологию производства, какую-либо информацию или собственность правообладателя. Покупая известный бренд, пользователь приобретает еще и обширный круг потребителей этого бренда, то есть потенциальных покупателей. 

Неоспоримым плюсом обладания франшизы является осведомленность франчайзи в отношении всех расходов на создание бизнеса.

На сегодняшний день франчайзинг является перспективным направлением развития бизнеса, как в России, так и за рубежом.

Целью данной работы является изучение формирования системы франчайзинга предприятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить теоретические положения формирования франчайзинговой системы на предприятиях,

- провести нализ деятельности ЗАО «Москва-Макдоналдс» и оценку возможности франчайзинга

Объектом исследования является ЗАО «Москва-Макдоналдс»

Предметом исследования является система франчайзинга ЗАО «Москва-Макдоналдс».

Теоретической и методологической базой для написания работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области изучения формирования системы франчайзинга.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические положения формирования франчайзинговой системы на предприятиях

1.1. Сущность, виды  и функции франчайзинга

Открытие собственного бизнеса - это всегда риск и финансовые вложения. Но риск можно снизить, стартовый взнос - минимизировать, если взяться за разработку франчайзингового направления.

Сегодня франчайзинг относится к числу наиболее быстро распространяющихся форм коммерческого сотрудничества и охватывает более 70 отраслей (по данным Международной Ассоциации Франчайзинга). Статистика свидетельствует, что связанные таким способом экономические субъекты проявляют более высокую жизнеспособность и кризисоустойчивость, чем автономный бизнес.

Итак, обратимся к определениям.

Франчайзинг представляет собой организацию бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает независимому лицу или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг франчайзера.2

Франчайзи обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным правилам ведения бизнеса, установленным франчайзером. В обмен на осуществление всех правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.3

Франчайзер - это компания-владелец бренда, которая передает право использования своего товарного знака, ноу-хау и операционных систем другой компании (франчайзи).4

Франчайзи - это физическое лицо или компания, которая покупает товарный знак, ноу-хау и операционные системы у франчайзера на основе договора концессии.

Франчайзер организовывает поддержку франчайзи в виде предоставления всех необходимых для начала работы материалов (дизайн-макет магазина, рекламные материалы, консультации по ведению работы, максимальные скидки по закупке товара, оборудования и всех расходных материалов). Подготовительные работы и финансовые затраты по открытию торговой точки ведет сам франчайзи.

Франшиза - готовая бизнес-система, которую франчайзер передает франчайзи.

Наиболее распространены сегодня следующие виды франчайзинга5:

1. Франчайзинг  продукта (или товарный франчайзинг)

Чаще всего используется в сфере торговли. При этом виде отношений франчайзи приобретает право продавать на льготных условиях товар, произведенный франчайзером под своим фирменным знаком, а также осуществлять его (товара) послепродажное сервисное обслуживание. Технология продаж, правила использования бренда, ассортимент товаров и услуг жестко оговариваются франчайзинговым договором.

Со своей стороны, производитель и держатель марки осуществляет финансовую поддержку продавца (при покупке последним недвижимости и оборудования), передает ему маркетинговые и рекламные технологии, оказывает помощь в обучении персонала. Примером такого вида франчайзинга служит продажа автомобилей, бензина, бытовой техники.

2. Производственный  франчайзинг

В этом случае франчайзи получает право самостоятельно производить и продавать товар под фирменным именем франчайзера. Ему передается запатентованная технология производства, основное сырье и некие секретные ингредиенты, производимые франчайзером самостоятельно. Договор регламентирует требования к качеству, соблюдению технологии, квалификации персонала, объемам производства и продаж, отчетности. Франчайзер предоставляет на льготных условиях оборудование, содействует в организации производства и продаж, обучении персонала, проведении рекламной компании.

Чаще всего от вид используется фирмами - производителями безалкогольных напитков.

3. Сервисный  франчайзинг

Предполагает передачу права на осуществление определенного вида деятельности под фирменным знаком франчайзера. Обычно это предоставление каких–либо услуг. Передается оборудование, специфика работы с клиентами, система продаж, рекламные и маркетинговые технологии.

Как и в предыдущих случаях, франчайзер осуществляет всестороннюю поддержку и постоянный контроль за деятельностью «младшей» фирмы. Примером может служить сеть химчисток.

4. Франчайзинг  бизнес-формата, или деловой франчайзинг

В этом случае предметом переуступки становится право осуществлять бизнес в соответствии с отработанной франчайзером моделью и под его брендом. По сути «младшая» фирма становится точной копией «старшей» и потребителем идентифицируется как часть единой корпоративной системы.

Договор сопровождается пакетом документов, где детальнейшим образом описывается технология ведения бизнеса. Даются подробные рекомендации по выбору недвижимости (местоположение, стоимость аренды), оформлению интерьера (цветовая гамма, стиль мебели, освещение), подготовки персонала (обучение, должностное соответствие, стиль поведения, униформа). Выдерживаются единые параметры в производстве, рекламной политике, отношениях с поставщиками, ведении отчетности.

Франчайзер оказывает финансовую, техническую, информационную поддержку и осуществляет постоянный контроль за соблюдением всех условий договора франчайзинга. Пример - сети ресторанов быстрого питания.

Деловой франчайзинг в последнее время получил наибольшее распространение и признается самым перспективным и «кризисоустойчивым» видом ведения бизнеса.

Формы франчайзинга задаются условиями франшизы и определяются распределением обязанностей между франчайзером и франчайзи. В международной практике выделяются пять основных форм6:

    • Прямой франчайзинг

    • Последовательный франчайзинг

    • Разработка территории

    • Субфранчайзинг

    • Мастер-франчайзинг

Две последние формы франчайзинга считаются наиболее агрессивными способами освоения рынков и очень распространены в практике развития бизнеса.

1.2. Общие принципы  и методы развития франчайзинговой организации

Итак, мы выяснили, что франчайзинг – это специфическая система договорных партнерских отношений между участниками рынка, а само слово имеет несколько значений. Это не только аренда торговой марки или вида бизнеса, но и такая форма лицензирования, при которой один субъект передает другому право действовать от его имени, используя его модель ведения бизнеса. Представители сторон делового взаимодействия называются соответственно франчайзер и франчайзи, а предмет партнерского соглашения между ними – франшизой.

Рассмотрим более подробно особенности организации франчайзинговых отношений. Причины растущей популярности и успеха франчайзинговых отношений заключаются в специфике партнерства их участников.7

Франчайзи в составе коммерческого сообщества под торговой маркой или знаком могут сделать для бизнеса гораздо больше, чем предприниматель-одиночка. Проведение мощной рекламной кампании, формирование новых идей для продвижения марки и стимулирование покупательной способности – лишь малая толика их вклада в общее дело. Однако несмотря на эффективность организации франчайзинговых взаимодействий приобретение франшизы не может дать стопроцентную гарантию успеха.

Важнейшим аспектом партнерских отношений является специфика взаимоотношений между их представителями. Основу многих предприятий по такой схеме нередко составляет общение с клиентами. Поэтому участники франшизы должны обладать умением так ладить друг с другом, клиентами и служащими, чтобы их планы, связанные с сотрудничеством, имели реальную перспективу.

От качества общения франчайзера и франчайзи напрямую зависит успех отдельного предприятия, в том числе репутация всей системы франчайзинга в целом.8

На пути к безупречному партнерству на первый план выходят человеческие и деловые качества обоих участников. Но если при получении статуса франчайзи проводится тщательный отбор, то проверка деловых качеств франчайзера проводится нечасто. Итак, какие основные критерии должны учитываться при выборе идеальных партнеров сотрудничества?

Рассмотрим особенности франчайзера. Репутация «хозяина» тесно связана с его личными и партнерскими качествами, о которых можно и нужно наводить справки. Информация о них может собираться из прессы и интернета либо из отзывов франчайзи.

Франчайзер всегда имеет четкое представление о стратегических целях и способах их осуществления. Он обладает проницательностью, снисходительностью и способностью правильно разъяснять главные цели системы франчайзинга.

Это заслуживающий уважения профессионал, способный обучать и мотивировать соратников. Пунктуальный, верный своему слову, он не боится принятия моральных обязательств за успех всех участников сотрудничества.

Франчайзер является сторонником полноправных партнерских обязанностей и всегда использует верную тактику в отношении участников, исключая психологическое давление.

По натуре новатор, целенаправленно идущий к задуманной цели, он по-хозяйски распоряжается своим опытом, мудростью и терпимостью. Ему присуща мобильность, дипломатические качества и способность доверять партнерам.

Информация о работе Развитие франчайзинга в России