Развитие франчайзинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение формирования системы франчайзинга предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические положения формирования франчайзинговой системы на предприятиях,
- провести нализ деятельности ЗАО «Москва-Макдоналдс» и оценку возможности франчайзинга

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические положения формирования франчайзинговой системы на предприятиях 5
1.1. Сущность, виды и функции франчайзинга 5
1.2. Общие принципы и методы развития франчайзинговой организации 8
1.3. Особенности развития франчайзинга в России в современных условиях 11
Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «Москва-Макдоналдс» и оценка возможности франчайзинга 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.3. Оценка возможных путей и способов внедрения системы франчайзинга 19
2.3. Разработка мероприятий по внедрению франчайзинга 23
2.4. Оценка экономической эффективности внедрения системы франчайзинга 29
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Развитие франчайзинга в России (курсовая).docx

— 498.30 Кб (Скачать файл)

Что касается франчайзи, то он как партнер способен работать в команде, уверенный, что суть делового взаимодействия состоит в том, чтобы работать самостоятельно, но не в одиночку. Он всегда знает, чего хочет, отличается целеустремленностью, но одновременно умением соблюдать установленные правила и тезисы организации сотрудничества. Франчайзи обладает коммуникабельностью, осознавая, что налаживание контактов с партнерами, клиентами, поставщиками и персоналом обеспечивает 50% успеха в системе, а значит прилагает все усилия для ее постоянного совершенствования.9

Он честен, с удовольствием занимаясь своим делом. Убеждение, что для достижения успеха желания заработать побольше денег недостаточно, подтверждается его активными действиями и удовлетворением от проделанной работы. Его мнение разделяется и поощряется его партнером, для которого участник «без огонька» в глазах способен принести лишь вред общему делу.

Партнер по франчайзингу легко усваивает свежую информацию и воплощает новые идеи. Для идеального участника франчайзинговых отношений большое значение имеет позитивный настрой, готовность к изменениям и способность соблюдать внутреннюю дисциплину организации. Он обладает хорошей самодисциплиной в сочетании с готовностью вкладывать максимум усилий и времени в продуктивную деятельность. В таком случае взаимодействующие стороны находят общий язык.

Для потенциального представителя одной из взаимодействующих сторон франшизы чрезвычайно важна поддержка друзей и членов семьи, поэтому он старается не отказываться от помощи, предлагаемой ему близкими людьми.

1.3. Особенности  развития франчайзинга в России  в современных условиях

Российский франчайзинг – явление очень молодое, но, несмотря на это, развивается быстрыми темпами и уже занимает довольно прочное положение на отечественном рынке. По оценкам аналитиков, объем рынка франчайзинга в России насчитывает от двух до пяти миллиардов долларов, хотя эти данные можно считать весьма приблизительными, ведь понятия франчайзинга в отечественном законодательстве пока не существует.

Сегодня покупка франшиз завоевывает все большую популярность среди российских предпринимателей, однако чтобы сотрудничество было продуктивным, необходимо иметь четкое представление обо всех его сильных и слабых сторонах. В одном из своих интервью Валерий Перков, главный менеджер РАФ (Российской ассоциации франчайзинга), дал оценку преимуществ и недостатков франчайзинговых отношений в нашей стране.

Рассмотрим преимущества франчайзинга. Первой в списке бесспорных достоинств стоит возможность открыть франшизу вместе с аналитическим прогнозом ее возможной прибыльности в определенном сегменте рынка.

Франчайзи нет необходимости трудиться над созданием товарного знака или марки, ведь репутация фирмы уже создана, и бренд пользуется спросом у клиентов, а потому есть возможность начать эффективную деятельность практически с нуля.

Еще одним плюсом является обучение деловых партнеров и управление франчайзинговой деятельностью предприятия. Франчайзи обеспечивается мощной маркетинговой поддержкой, оплата которой обойдется ему гораздо дешевле, чем создание собственной маркетинговой службы.

Однако, несмотря на все очевидные плюсы, в системе франчайзинга имеются и подводные камни. Следует сказать, что для получения прав от франчайзера необходим первоначальный капитал, а расторжение договора о франчайзинге ведет к серьезной неустойке. При этом франчайзи обязан соблюдать огромное количество условий, начиная от требований к персоналу и заканчивая требованиями к партнерам и поставщикам.

В данном вопросе возникает очень много проблем правового характера. Так, в российском законодательстве отсутствует термин «франчайзинг». Наиболее близкий к нему по смыслу термин - «коммерческая концессия», регламентация которой дана в главе 54 ГК РФ. Пункт 1 ст. 1027 ГК РФ гласит, что под коммерческой концессией понимается договор, при котором одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий10:

- право  на товарный знак, знак обслуживания;

- права  на другие предусмотренные договором  объекты исключительных прав, в  частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Согласно ст. 432 ГК РФ одним из условий договора является достигнутое между сторонами соглашение по всем существенным условиям.11 По договору же коммерческой концессии такими условиями являются:

1) вознаграждение;

2) передача прав на товарный знак и знак обслуживания;

3) передача иных исключительных прав.

Таким образом, если не соблюдать одно из данных условий, то данный договор не будет считаться договором коммерческой концессии.

Характерной чертой коммерческой концессии является возможность субконцессии, то есть передача франчайзи исключительных прав или части этих прав, по согласованию с франчайзером. Данная норма выгодна как франчайзеру, который приобретает новых франчайзи, так и франчайзеру, получающему вознаграждение от субконцессии. Однако ГК РФ предусматривает недействительность договора коммерческой субконцессии в случае недействительности договора концессии, однако никак не защищает права добросовестных субфранчайзи.12

К правовым проблемам франчайзинга, безусловно, можно причислить сложность механизма контроля франчайзера за франчайзи. Государственный контроль и надзор за деятельностью франчайзи не осуществляется по той причине, что отношения по поводу франчайзинга по своей правовой природе являются партнерскими и предполагают доверительные взаимоотношения между компаниями. Однако культура ведения бизнеса в форме франчайзинга в России еще не сложилась, и время от времени франчайзи пытаются внести определенные инновации, которые могут существенно навредить франчайзеру. Рост региональной сети франчайзера существенно ослабляет контроль. Так, например, российская компания «Крошка-Картошка» к 2004 году имела 13 партнеров-франчайзи, из них 6 партнеров были в регионах (в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Тюмени, Екатеринбурге и Сургуте). В результате контроль за всеми франчайзи ослаб и многие компании стали отходить от технологий, предусмотренных договором.

В современной практике также встречается проблема, заключающаяся в наличии пробела в патентном праве. На примере той же «Крошки-Картошки», которая не имела патента на свою технологию из-за широкого распространения блюд из картофеля в разных странах, видно, как компании-франчайзи стали копировать технологию франчайзера. Так на свет появились компании «Чудо-картошка» и «Картофельный папа». Пример компании «Крошка-Картошка» говорит о необходимости усиления контроля и внимательного отношения к условиям договора.13

Франчайзинг, как уже отмечалось, применяется в практике иностранных государств более 60 лет, однако в российской практике активное применение коммерческой концессии началось примерно 10 лет назад. Бесспорно, подобная форма бизнес-процессов положительно повлияет на развитие малого бизнеса, снизит издержки производства и улучшит качество предоставляемых услуг. Ведь несоблюдение франчайзи требований к качеству может привести к потере франшизы.

Подводя итого вышеизложенному, можно отметить, что, несмотря на очевидные преимущества, франчайзинг в России обладает слабыми сторонами. Одна из них заключается в жестком ограничении пределов свободы в части внутренней деятельности предприятия.

Также существуют определенные трудности при покупке выгодных франшиз на выгодных рыночных сегментах, цены на которые весьма высоки.

Следующим минусом франчайзинговых взаимоотношений является обязательная оплата франчайзи коммерческих расходов, многочисленных налогов и роялти.

Определенные правила, связанные с приобретением и владением франшизы, требуют неукоснительного выполнения, поскольку их нарушение практически с неизбежностью влечет за собой не только применение штрафных санкций, но и лишение прав владения.

Жизнеспособность и дальнейшее формирование франчайзинга в России зависит от усовершенствования законодательной базы в отношении делового сотрудничества. Лишь в этом случае у него появится перспективное будущее, а у российских предпринимателей – прекрасный повод для оптимистичных прогнозов.

На сегодняшний день в России отсутствует закон о франчайзинге. Эта деятельность регулируется только Гражданским кодексом, в главе 54 которого даются общие рекомендации по тому, что могут и чего не могут делать франчайзер и франчайзи.

Во многих зарубежных странах в законодательном порядке требуется раскрытие информации, когда франчайзер обязан сообщить полную информацию о франшизе, с тем, чтобы франчайзи принял решение о покупке обоснованно. Именно такой закон о франчайзинге необходимо принять и в нашей стране.

Поэтому большинство участников рынка полагают, что нужно полностью менять законодательство в сфере франчайзинговых отношений, и принятие закона о франчайзинге должно стать первым шагом.

Для дальнейшего развития франчайзинга в России необходима поддержка на государственном уровне. К примеру, в США на федеральном уровне действуют множество законов, которые так или иначе регулируют вопросы франчайзинга, тогда как РФ не имеет даже закона о франчайзинге. И развитие франчайзинга усиливает необходимость в принятии этого закона.

 

 

 

Глава 2.  Анализ деятельности ЗАО «Москва-Макдоналдс» и оценка возможности франчайзинга

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

Сеть ресторанов «Макдоналдс» представляет собой рестораны быстрого питания со следующими принципами: ограниченное меню, качественная еда, система производства типа сборочной линии и быстрое и дружелюбное обслуживание. История ресторанов Макдоналдс начиналась в Америке, но на сегодняшний день рестораны сети присутствуют по всему миру, и название «Макдоналдс» уже стало нарицательным.

На сегодняшний день «Макдоналдс» насчитывает более 32 000 ресторанов, они расположены в 118 странах мира, в которых работает более 1,5 миллионов сотрудников.

Координирующим офисом работы сети ресторанов «Макдоналдс» в России является ЗАО «Москва-Макдоналдс», который решает в частности вопросы франчайзинга.

Рассмотрим показатели деятельности данной организации.

В соответствии с действующим законодательством предприятия  сами определяют общую численность работников, их  профессиональный и квалифицированный состав, утверждают штаты. В таблице 1. приведем анализ наличия трудовых ресурсов.

Таблица 1

Оценка наличия трудовых ресурсов ЗАО «Москва-Макдоналдс» за 2011-2013 гг.

 

Показатели

Годы

Отклонение,  (+,-)

2011

2012

2013

2012 г. от 2011 г.

2013 г. от 2012 г.

Персонал

29

30

27

1

-3

ППП – из него:

26

27

24

1

-3

рабочие

20

21

19

1

-2

руководители, специалисты

6

6

5

0

-1

Непромышленный персонал

3

3

3

0

0


 

 

В таблице видим, что происходит сокращение персонала предприятия. В 2013 году по сравнению с 2012 годом количество работников сократилось на 3 человека. В 2013 г. на предприятии работает 27 чел., из них 3 чел. руководящий персонал.

За 2011-2013 гг. происходит снижение численности работников организации на 2 чел, при этом в 2013 г. сокращается численность рабочих на 2 чел, а руководителей и специалистов на 1 чел.

В таблице 2 представлены основные показатели деятельности предприятия за 2011-2013 гг.

За 2011-2013 гг. выручка от продаж увеличивается на 2,4 % и составляет в 2013 г. 18249, при этом себестоимость продаж за этот период снижается на 7,2 % и в 2013 г. составляет 15732 тыс. руб.

Прибыль до налогообложения предприятия увеличивается на 1534 тыс. руб. в 2013 г. по сравнению с 2012 г. или в 3,6 р. И в 2013 г. составляет 2125 тыс. руб.

За рассматриваемый период среднесписочная численность работников сократилась на 3 чел. и в 2013 г. составила 27 чел.

Рисунок 1.1. Организационная структура управления ЗАО «Москва-Макдоналдс»

В результате снижения среднесписочной численности работников предприятия снижаются и расходы на оплату труда, сумма которых в 2013 г. составила 4334 тыс. руб., что ниже соответствующего показателя в 2012 г. на 150 тыс. руб. или 3,3 %

За 2012-2013 гг. также снижается себестоимость на 6,8 %, при этом расходы на оплату труда снижаются меньшими темпами (на 3,3 %) нежели себестоимость продаж, что привело к увеличению доли расходов на оплату труда  в затратах на 1,0 п.п., которая в 2013 г. составила 27,5 %.

Информация о работе Развитие франчайзинга в России