Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:38, курсовая работа
Цель- теоретическая обоснованность развития лидерских качеств, возможность применения их на практике.
Задачи:
Выявленные подходы ученых к лидерству.
Определение общих и различных черт в понятии лидерства и руководства.
Исследования способов формирования лидерских качеств.
Поэтому, в рамках открытых курсов (обычно предназначенных для руководителей со значительным опытом работы) должны проводиться очень «легкие» мероприятия по развитию навыков и умений, при этом большинство из них должно быть направлено вовсе не на развитие навыков и умений как таковое, а на наблюдение за поведением человека в момент взаимодействия с другими лицами, когда проявляется «естественное поведение», информация о котором может использоваться для эффективных упражнений по обратной связи, включающих в себя упражнения и тесты. Еще одна область, в которой рекомендуется провести развитие соответствующих навыков и умений, - это наставничество, или обучение других людей. Наставничество основывается на обратной связи. Изучение основных принципов обратной связи во взаимоотношениях между людьми, а также изучение – и практическое применение –наставничества / обучения людей поможет использовать (и получать) обратную связь.
3) Знакомство с концептуальными вопросами: лидерство – это очень и очень сложное понятие. Как качество, лидерство – это общая концепция, которая требует «персонализации» для каждой отрасли промышленности, для окружающей среды, для каждой компании, группы, а также для каждого отдельного индивидуума. Не существует какого-либо одного «безразмерного» типа поведения, удовлетворяющего всех, однако имеются четкие международные представления о том, какие типы поведения пользуются «большим спросом» сегодня как позволяющие нам действовать эффективно (гибкость, групповая работа, изменение направления, коммуникация, деятельность, направленная на получение результатов и т.д.).
4) Обучение и поддержка: всегда очень трудно добиться изменения поведения, а добиться изменения поведения руководителей высшего звена с многолетним опытом работы и «усвоенным поведением» еще труднее – поэтому для такой работы должны привлекаться только самые опытные специалисты.
Как и в случае с медосмотрами, руководителям высшего звена рекомендуется обеспечить свое периодическое участие в программах обучения лидерству с использованием надежных инструментов обратной связи и с поддержкой инструктора, чтобы понять, как им удалось изменить свое поведение, как это отражается на эффективности их действий, а также для разработки плана постоянного улучшения своего поведения.
Выводами для руководителя в плане нахождения и разработки хороших программ по развитию лидерства является следующее:
• Необходимо объединить все четыре подхода;
• Поддержка должна оказываться с самого верха;
• Надо выйти за рамки «одноразовой» программы;
• Необходимо привлекать персональных инструкторов;
• Всегда нужно быть терпеливым.
2. Практическая реализация лидерства
2.1 Опыт применения лидерства на практике
В данной главе рассматриваются пять крупных компаний. Эти компании являются наглядным примером практической реализация лидерства. То есть руководители этих компаний (одновременно являющиеся и лидерами) сделали их общеизвестными и помогли им занять определенную нишу на международном рынке. Итак, рассмотрим эти компании.
Корпорация «Макдональда»
В 1930 году два молодых
брата по имени Дик и Морис
Макдональда в поисках
Однако желание братьев добиться успеха не ослабело. И в 1937 году им, наконец, удалось натолкнуться на то, что давало реальную отдачу. Они открыли в Пасадене маленький ресторан для автомобилистов. Крошечный придорожный ресторанчик Дика и Мориса пользовался большим успехом. Их бизнес начал бурно расти. Объем ежегодных продаж достиг 200 долларов, и братья каждый год делили между собой прибыль в размере 50 тыс. долларов - сумму, которая обеспечивала им принадлежность к финансовой элите города.
Однако на вершине своего успеха Дик и Морис обнаружили, что не в состоянии прыгнуть выше своей головы. Они были замечательными управляющими, но, к сожалению, плохими лидерами.
В 1954 году братья познакомились с человеком по имени Рей Крок, который был настоящим лидером. Как только он посетил заведение братьев, то сразу оценил заложенный потенциал труда. В воображении ему увиделся подобный ресторан, функционирующий в общенациональном масштабе.
Братья заключили договор с Кроком. В 1961 году Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил к его превращению в обще американский институт, а затем в глобальное учреждение. С 1955 по 1959 годы Кроку удалось успешно открыть 100 ресторанов, четырьмя годами позже их было уже 500. В 1998 году действовало свыше 21 тыс. ресторанов, по меньшей мере, в 100 странах.
Именно лидерские способности
Рея Крока помогли ему
HONDA
Компания «Honda», основанная Соихиро Хонда его коллегой Такео Фуисава, хорошо известна своими достижениями. Из малоизвестного производителя скутеров и мотоциклов она после второй мировой войны превратилась в много миллиардное предприятие международного масштаба. Традиции лидерства в «Honda» выдержали испытание временем уникальным образом. В основе этой традиции лежат пять золотых правил компании:
1. Следуй своей мечте и сохраняй моложавый вид;
2. Цени теорию, новые идеи и время;
3. Люби свою работу и сделай свое рабочее место наглядным и привлекательным;
4. Обеспечь бесперебойное течение работы;
5. Пусть поиск и упорный
труд станут повседневной
Должностные лица «Honda» призваны культивировать качество динамичного гуманизма, включающего внимание к другим людям и в то же время смелость и. фантазию в действиях. «Honda» также высоко ценит индивидуализм. Компания предоставляет время и. ресурсы сотрудникам, которые хотят проверить новые идеи.
Критики утверждают, что в традиции лидерства в «Honda» нет ничего уникального, а компания пользуется благосклонностью правительства и нечестными преимуществами в торговле.
Возможно, в традициях лидерства в «Honda» и не заключены принципы, применимы ко всем компаниям во всех отраслях. Однако устойчивый успех «Honda» в качестве важного конкурента международного масштаба вполне оправдывает более глубокий анализ того, какие полезные уроки можно извлечь из ее опыта.
Корпорация «Дженерал Электрик»
Одним из наиболее эффективных лидеров является на сегодняшний день Джек Уэлч, председатель правления и генеральный директор корпорации «Дженерал Электрик». Когда в 1981 году Уэлч принимал на себя руководство компанией, это была хорошая компания. Ее история насчитывала 90 лет успешной деятельности, акции компании продавались на бирже век по высокой цене, и фирма в общей сложности стоила примерно 12 миллиардов долларов, занимая 11-ое место среди тех, которые лучше всего котировались на биржевом рынке акций.
Но Уэлч полагал, что эта новая для него компания могла бы стать еще лучше. лидерство руководство коллектив модель. Вскоре, после того как Уэлч возглавил корпорацию, он начал то, что позднее сам назвал «технической революцией». Этот процесс полностью изменил профиль компании и сферу концентрации ее усилий.
Твердое и мудрое лидерство
Уэлча и его способность
Таким образом, благодаря лидерским способностям Джека Уэлча, корпорация «Дженерал Электрик» стала еще сильнее на мировом рынке.
Корпорация «Крайслер»
В ноябре 1978 года Ли Якокка пригласили в качестве руководителя в корпорацию «Крайслер». В то время «Крайслер» испытывала большие трудности, ее доля на американском рынке упала с 25% до 11%. Причем ситуация становилась все хуже и хуже. Ли Якокка пошел на большие жертвы, чтобы спасти корпорацию. Якокка убедился, что управление компанией было в тяжелейшем положении, (никто не нес ответственности ни за что, отделы не имели связи друг с другом). Кроме того, моральный дух работников был очень низким. Компания практически становилась банкротом.
Лидерские способности Якокки помогли доказать не только работникам компании, но и правительству, что компания «Крайслер» нужна данной стране. Он практически полностью изменил управление компанией, сделал его более четким, структурированным. Он как бы стал волевым импульсом компании. Благодаря действиям отличного лидера компания добилась восстановления утраченных позиций, т.е. усилия Якокки вернули название «Крайслер» на карту автомобильной индустрии".
Компания «Gloria Jeans»
Компания «Gloria Jeans» является одной из крупнейших компаний в России по производству джинсовой одежды. И этому она обязана своему президенту и генеральному директору Владимиру Мельнику.
Владимир Мельник обладает отличными лидерскими способностями. Один из главных принципов, которым он руководствуется, это поддержание низкой себестоимости. Он обладает не только хорошей интуицией, но и огромным опытом ведения бизнеса. Он постоянно меняет управленческие подходы, в связи с расширением своего производства. Президент может в любой день сказать баланс своей компании. То есть он как бы влился в свое «детище» и представляет с ним одно целое.
И в результате всех его усилий он добился того, что оборот компании составил 75 млн. долларов, в 2006 году на трех фабриках выпускалось ежемесячно 1300000 единиц продукции. И на сегодняшний день компания «Gloria Jeans» стала хорошо известной не только в России, но и во многих других странах. Все примеры наглядно демонстрируют важность лидерства в руководстве.
Среди ученых ходят споры. Некоторые говорят, что лидеры не оказывают никакого влияния на результаты деятельности. Другие же напротив утверждают, что лидеры оказывают большое влияние на конечный результат, а иногда лидеры оказывают колоссальное воздействие. И если брать приведенные примеры, то здесь прослеживается именно вторая точка зрения.
Лидерство необходимо в процессе руководства. Оно дает импульс для развития всей организации. «Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству» неопровержимый закон лидерства. Данное высказывание истинно на 100%. Чем больше пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее приходит вывод, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от лидерства.
2.2 Важность лидерства в современном мире
В последнее время появляется
все больше количество сторонников
предположения, что организации
могут обойтись без лидера. Некоторые
научные работники и
Однако, не смотря на все вышеперечисленное, в каждой группе, к какой бы ни принадлежал человек - семье, спортивной команде, социальной группе, группе студентов, рабочей бригаде, - одно лицо обязательно имеет большее влияние, чем остальные члены этого маленького коллектива. Возможно, его даже называют лидером. Лидеры играют очень важную роль в каждой группе. В самом деле, организации будут менее эффективны, деятельность их окажется менее производительной, в экстремальных ситуациях такие группы окажутся не в состоянии выполнять поставленную задачу, если лидеры будут отсутствовать.
Примером такой деятельности (в которой не учитывалась роль лидера) может служить компания «Форд» в период правления Генри Форда II.
Генри Форд II не понимал важности лидерства для организации. Он был настоящим диктатором. Деспотическое злоупотребление властью было не просто чертой ого характера - это было его кредо. Как писал о нем, Ли Якокка: «Мне кажется, что внук основателя «Форд мотор компани» Генри Форд II никогда до конца не был уверен, сумеет ли он справиться со своей ролью руководителя доставшейся ему автомобильной империи».