Развитие моделей организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

цель работы изучить развитие моделей организации, их этапы принципы, исходя из этого, можно определить следующие задачи:
1) определить Сущность организации, место и роль организации в системе научных знаний,
2) рассмотреть основные элементы организации,
3) изучить вертикальное и горизонтальное разделение труда, структуру и жизненный цикл организации,
4) охарактеризовать типы организаций и их особенности,
5) рассмотреть модель, как упрощенное представление организации,
6) изучить эволюцию моделей орга
низаций.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность организации, место и роль организации
в системе научных знаний, элементы организации.
Развитие моделей организаций 5
1.1 Сущность организации 5
1.2 Теория организации в системе наук 9
1.3 Элементы организации 14
2. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.
Структура и жизненный цикл организации.
Модели организации. 19
2.1 Модели жизненных циклов и развития организации 19
2.2 Разделение труда 24
2.3 модели организации. 27
2.3.1 Бюрократическая модель. 27
2.3.2 Неоклассическая модель. 28
2.3.3 Профессиональная модель. 29
2.3.4 Модель принятия решений. 30
3. Аналитическая часть. Описание организации 33
3.1 История организации. 33
3.2 Структура организации. 34
3.3 Социально-экономические условия и особенности
функционирования организации. 35
3.3.1 Влияние внешней среды на функционирование
организации. 35
3.3.2 Влияние внутренней среды на функционирование
организации. 40
4 Выводы и предложения 43
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В  А Я    Р А Б О Т  А

 

По дисциплине: Теория менеджмента

Тема: Развитие моделей  организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение           4

1. Сущность организации,  место и роль организации

в системе научных знаний, элементы организации.

Развитие моделей организаций       5

1.1   Сущность организации         5

1.2 Теория организации в системе наук      9

1.3 Элементы организации        14

2. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Структура и жизненный цикл организации.

Модели организации.         19

2.1 Модели жизненных циклов и  развития организации    19

2.2 Разделение труда         24

2.3 модели организации.        27

2.3.1 Бюрократическая модель.       27

2.3.2 Неоклассическая модель.       28

2.3.3 Профессиональная  модель.      29

2.3.4 Модель принятия  решений.      30

3. Аналитическая часть.  Описание организации     33

3.1 История организации.         33

3.2 Структура организации.        34

3.3 Социально-экономические условия и особенности

функционирования организации.       35

3.3.1 Влияние внешней среды на функционирование   

организации.         35

3.3.2 Влияние внутренней среды на функционирование

организации.          40

4 Выводы и предложения        43

Заключение           44

Список использованной литературы       46

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый человек в  течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация — сложный  организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

Тема работы – Развитие моделей организаций, цель работы изучить развитие моделей организации, их этапы принципы, исходя из этого, можно определить следующие задачи:

1) определить Сущность  организации, место и роль организации  в системе научных знаний,

2) рассмотреть основные  элементы организации, 

3) изучить вертикальное  и горизонтальное разделение  труда, структуру и жизненный цикл организации,

4) охарактеризовать типы  организаций и их особенности, 

5) рассмотреть модель, как упрощенное представление  организации, 

6) изучить эволюцию  моделей организаций.

 

1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

1.1   Сущность организации

 

Некая группа должна соответствовать  нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К  ним относятся:

  1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.
  2. Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для  всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Для большей точности отмечу, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.

Можно проследить три  фазы фундаментальных изменений  в организациях в XX веке. Первая фаза — отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию. Вторая фаза — появление, начиная с 1920-х годов, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений. Третья фаза — переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений. Каждая фаза организационных изменений была ответом на вызовы времени, повышение сложности и наукоёмкости производства, радикальные изменения экономических отношений.

Сущность организаций  не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

Теоретические основы построения организаций как часть общей  науки об управлении разрабатывались  на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования — формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.

Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций. Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными. [№ 16, 37-39]

Существующие теории различаются также по способу  их разработки. Например, некоторые из них являются результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследовательских разработок. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пытаются описывать «лучшую» организацию. В экономической литературе различают также теории, в которых сделан акцент на задачах подразделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют разработку общей теории формирования организаций. Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века, сгруппированы в табл. 1.

Последние десятилетия, ознаменовавшиеся стремительными переменами в технологии, возрастающей сложностью и наукоемкостью производства, его глобализацией и распространением современных информационных технологий, дали новый мощный толчок теоретическим обобщениям и прикладным научным исследованиям в управлении.

 

Таблица 1

Доминирующие  факторы I половины XX века

Ориентация научных школ

Отделение управления от собственности

Рост крупных организаций

Развитие наук о человеке

Развитие точных наук

Утверждение рыночных отношений

Закономерности и принципы построения организаций

Разделение труда, функций  и ответственности

Человеческие отношения, мотивы и стимулы

Социальные системы

Доминирующие  факторы II половины XX века

Ориентация научных школ

Революционные перемены в технологии

Сложность и наукоемкость производства

Глобализация производства и рынков

Информационные технологии

Многообразие потребительского спроса

Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций

Системный подход к управлению

Организационный потенциал  и культура

Бихевиоризм

Маркетинг

Реинжиниринг

Концепция внутренних рынков

Теория институтов и  институциональных изменений

Теория альянсов

Приоритет социальных целей  и развития


 

 

1.2 Теория организации в системе наук

 

В последние десятилетия  изучение организаций и их поведения  стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями  нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.

Существуют различные  трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Изучение организации не может укладываться в рамки только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена на рис. 1. [№ 8, 8-12]

Определяющая роль в  обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В ряде работ по теории управления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории — к организации или управлению - относится тот или иной постулат.

 

Научные дисциплины    Изучаемые аспекты


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Система наук об организации


 

Имеется также большое  число работ, выделяющих проблемы организации в относительно самостоятельную область знаний. Такая позиция позволяет глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности их отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования.

Основополагающая задача теории организации — изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами.

На вопросы, возникающие  в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология. При изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу изменения позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Информация о работе Развитие моделей организаций