Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:51, курсовая работа
цель работы изучить развитие моделей организации, их этапы принципы, исходя из этого, можно определить следующие задачи:
1) определить Сущность организации, место и роль организации в системе научных знаний,
2) рассмотреть основные элементы организации,
3) изучить вертикальное и горизонтальное разделение труда, структуру и жизненный цикл организации,
4) охарактеризовать типы организаций и их особенности,
5) рассмотреть модель, как упрощенное представление организации,
6) изучить эволюцию моделей орга
низаций.
Введение 4
1. Сущность организации, место и роль организации
в системе научных знаний, элементы организации.
Развитие моделей организаций 5
1.1 Сущность организации 5
1.2 Теория организации в системе наук 9
1.3 Элементы организации 14
2. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.
Структура и жизненный цикл организации.
Модели организации. 19
2.1 Модели жизненных циклов и развития организации 19
2.2 Разделение труда 24
2.3 модели организации. 27
2.3.1 Бюрократическая модель. 27
2.3.2 Неоклассическая модель. 28
2.3.3 Профессиональная модель. 29
2.3.4 Модель принятия решений. 30
3. Аналитическая часть. Описание организации 33
3.1 История организации. 33
3.2 Структура организации. 34
3.3 Социально-экономические условия и особенности
функционирования организации. 35
3.3.1 Влияние внешней среды на функционирование
организации. 35
3.3.2 Влияние внутренней среды на функционирование
организации. 40
4 Выводы и предложения 43
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Саймон использует термин “принятие решения” как синоним термина “руководство”. В этом смысле выработка решения включает три основных этапа: информацию - оценку обстановки для определения условий, которые надо знать для принятия решения; проектирование - поиск, разработка и анализ возможных вариантов действий; и выбор - отбор одного какого-то направления действий из возможных альтернатив.
В книге, написанной совместно с Марчем, Саймон рассматривает процесс принятия решений как основу для создания еще более общей теории организации. Главная идея этой книги выражена следующим образом: “Основные особенности структуры и деятельности организации определяются характерными особенностями процесса решения проблем человеком и процесса разумного выбора. Мыслительные способности человека ограничены по сравнению со сложностью проблем, стоящих перед отдельной личностью и организацией. Поэтому для рационального поведения необходимо создавать упрощенные модели, которые воплотят в себе главные черты проблемы без всей ее сложности”.
Такое представление
позволяет существенно
Сайерт и Марч развили стройную теорию поведения предпринимательских организаций, обратив особое внимание на процесс принятия решений в организации. Они исходили из того, что “для понимания современных процессов принятия решений по экономическим вопросам необходимо кроме изучения проблем рынка исследовать внутреннюю деятельность фирмы - изучать воздействие организационной структуры и традиционной практики на разработку целей фирмы, на оценку перспектив ее развития и на осуществление выбора вариантов действий”.
Свою теорию они делят на четыре основные части:
- теория организационных целей должна рассматривать процессы возникновения целей в организации, как они изменяются со временем и как организация следит за ними;
- теория перспектив организации анализирует, каким образом и когда организация осуществляет поиск требуемой ей информации или новых альтернатив действия и как протекает процесс обработки информации внутри самой организации;
- теория организационного выбора альтернатив действий должна характеризовать процесс, с помощью которого определяются возможные для организации альтернативы и среди них осуществляется выбор;
- теория организационного контроля точно определяет расхождения между вариантом, принятым к исполнению, и теми решениями, которые реально выполняются.
Все четыре раздела теории, объединяясь в единое целое, образуют общую картину процесса принятия решений в организации. В целом эта теория рассматривает организацию как адаптивную систему, которая состоит из ряда групп с различными интересами, объединенных в широкую коалицию. Эта система создает соответствующие организационные механизмы, чтобы избежать неопределенности, осуществляет исследование проблем, обучается на основе своего же опыта и ищет скорее удовлетворительные (рациональные), а не оптимальные решения. Такой подход в значительной мере совпадает с представлением об организации как адаптивной социальной системы.
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Закрытое акционерное общество «Тандер» было образовано в январе 1994 года в г. Краснодаре. Бизнес начинался с оптовых продаж небольшого ассортимента продуктов питания, парфюмерии, косметики и бытовой химии.
Развитие кампании проходило стремительно, уже к 1996 г. собственная розничная сеть, насчитывала более 30 торговых точек в Краснодаре и других населенных пунктах края, объединенных под торговой маркой «Магнит».
Сегодня «Тандер» это – крупная федеральная торговая сеть: 2900 магазинов «Магнит» на всей европейской части России и 7 гипермаркетов «Магнит», 73794 сотрудника в 790 населённых пунктах России.
Вот уже более пятнадцати лет ЗАО «Тандер» ведет свою коммерческую деятельность на рынке РФ и уже более года ведется активное освоение Тюменского региона. Основное направление организации является торгово-закупочная деятельность. Она направлена на удовлетворение потребностей частных лиц и различных фирм в приобретении необходимых товаров повседневного спроса. В перечень ассортимента входят: более 20 тысяч наименований продуктов питания и напитков, бытовая химия и текстиль, электрооборудование и инструменты, и другие сопутствующие товары. [№ 17]
Организация образовалась во времена, когда рынок товаров повседневного спроса был еще слабо развит, таким образом руководство кампании выбрало правильное направление в своей деятельности. Удачное сочетание цены и качества товара, привело к быстрому развитию организации. В настоящее время необходимый квалифицированный штат менеджеров направлен на эффективную работу с различными предприятиями и организациями. Профессиональное отношение к своим обязанностям позволило руководству фирмы в короткий срок расширить сферу своих влияний на рынке Тюмени, что привело к увеличению еще большего количества клиентов и партнеров по бизнесу.
С увеличением товарооборота и территориальным расширением произошли изменения в структуре организации, таблица 2.
Таблица 2.
Совет директоров |
Генеральный директор |
Директор по стандартам и технологиям работы гипермаркетов Финансовый директор Директор Департамента по группе товаров собственной торговой марки Директор Департамента по ценообразованию и статистике Директор Департамента маркетинга Директор Департамента по работе с инвесторами Директор Департамента по ревизионной работе Директор Департамента складской логистики Директор Департамента управления персоналом Директор Департамента местных закупок Директор Департамента корпоративных закупок Директор Департамента
закупки непродовольственных Директор Департамента закупки алкогольной продукции Директор Департамента информационных технологий Директор Департамента развития Директор Департамента экономической безопасности Директор Департамента транспорта Директор Департамента строительства Директор Департамента продаж Директор Департамента производства Директор Департамента региональных закупок Директор правового Департамента |
Руководители отделов департаментов, сотрудники |
Особенностью структуры кампании, симбиоз горизонтального и вертикального разделение управления, а большинство структурных подразделений и территориальных отделов в миниатюре повторяет структуру управления головной кампании, таблица 3:
таблица 3
Региональный директор |
Директор филиала |
начальники отделов |
исполнители на местах. |
исполнители на местах. | |||
начальники отделов |
исполнители на местах. | ||
исполнители на местах. | |||
Директор филиала |
начальники отделов |
исполнители на местах. | |
исполнители на местах. | |||
начальники отделов |
исполнители на местах. | ||
исполнители на местах. | |||
Директор филиала |
начальники отделов |
исполнители на местах. | |
исполнители на местах. | |||
начальники отделов |
исполнители на местах. | ||
исполнители на местах. |
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низового, среднего и высшего. На уровне головной компании высший уровень представлен советом директоров и генеральным директором, средний – директорами департаментов, низший – руководителями отделов департаментов и структурных подразделений. На уровне структурного подразделения (регионального филиала) разделение аналогичное, с той поправкой, что руководитель регионального подразделения, будет являться уже руководителем высшего уровня. [№17]
Горизонтальное разделение управления представлено распределением отделов по функциональности и по осуществляемой деятельности.
3.3.1 Влияние внешней среды на функционирование организации.
Факторы среды косвенного воздействия.
На деятельность объекта исследования оказывают влияние различные факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам косвенного воздействия относят: экономический, правовой, политический, социальный и научно-технический. К факторам прямого воздействия – потребители, поставщики, конкуренты, партнеры, органы местного самоуправления.
Экономический фактор.
Тюменский филиал ЗАО «Тандер» включает в себя 12 магазинов самообслуживания расположенных на территории областного центра, в городе Тюмени и в других населенных пунктах Тюменской области. Тюменская область является нефтяным краем с быстро развивающейся экономикой. Экономический бум затронул и столицу области. С каждым годом на ее территории открывается большое количество новых предприятий. Это приводит к увеличению конкуренции и в области коммерческой деятельности, в том числе и в области реализации продуктов питания. Параллельно развиваются крупные торговые сети, а также, выходят на рынок мелкие и крупные производители продукции. Крупные производители, за счет своих больших объемов предлагают потребителям более низкие цены, а средние и мелкие - пытаются занять еще не охваченные ниши в изготовлении новых видов продуктов – национальные, диетические, для людей поддерживающих здоровый образ жизни и т.д. Гибко реагируя на все возникающие изменения, фирма выбирает в основе своей стратегии, по привлечению покупателей, такие направления как: максимальное увеличение ассортимента, предложение товара с минимальной наценкой (за счет закупок у производителя крупных партий с максимальными скидками), тем самым, предлагая изделия клиентам с разным уровнем дохода. Также к ним можно отнести: установление долгосрочных отношений с крупными и мелкими предприятиями и организациями – местными производителями продуктов питания.
Правовой фактор.
Слабо развитые правовые отношения между участниками рынка, которые сложились за время переходного периода девяностых годов, до сих пор серьезно мешают налаживанию взаимопонимания между партнерами по бизнесу. Все еще в большом количестве встречаются фирмы, руководители которых, не до конца понимают всю важность и серьезность договорных отношений. Они предлагают не только заведомо неудобные условия для своих дилеров, но и порой просто не соблюдают условия заключенных договоров. Решение вопросов по дополнительному урегулированию возникающих проблем несет за собой увеличение дополнительных не запланированных затрат, что затрудняет работу организации и как следствие, уменьшает доходность предприятия. Для дальнейшего наведения порядка в отношениях между участниками рынка фирма активно принимает участие в различных конференциях и выставках, проводимых как в Москве, так и в областных центрах на которых и согласовываются дальнейшие условия партнерских отношений. Данная деятельность представителей фирмы способствует дальнейшему пониманию в отношениях между организациями.
Политический фактор.
В настоящее время в стране и области на различных уровнях власти проявляется ярко выраженная тенденция по стимулированию и поддержанию организаций в основном уже со сложившейся инфраструктурой. С фирмами торгово-закупочного направления, отношения складываются тяжело. Это затрудняет работу организаций на рынке города и области. Анализируя сложившуюся ситуацию в отношении власти к коммерческим предприятиям, руководство организации, опираясь на стандарты кампании и наработанный годами опыт, пробует новые пути в развитии фирмы.
Социальные факторы.
Развивающиеся в стране рыночные отношения серьезно повлияли на отношения между людьми. Резкое расслоение в обществе на богатых и бедных отрицательно влияет на отношение между владельцами предприятий и рабочими. Повышенные требования работодателей к своим наемным работникам, а так же низкие социальные условия труда резко влияет на текучесть кадров, что влечет к косвенным убыткам фирмы. Небольшой уровень заработной платы влияет на то, что организация вынуждена принимать малоквалифицированных специалистов, что увеличивает срок их адаптации в организации, влияет на качество работы и вследствие чего увеличивается необходимость дополнительного контроля над новыми специалистами и их деятельностью на предприятии. Кампания различными средствами борется с текучестью, здесь можно привести и социальные гарантии: предоставление оплачиваемого отпуска и оплата временной нетрудоспособности (больничного листа), и стабильную оплату труда, и реальную возможность карьерного роста (большинство руководителей кампании, в т.ч. и регионального уровня начинали работу в должности продавцов магазина «Магнит»). Параллельно ведется работа по поиску и привлечению специалистов с большим опытом и высокой квалификацией таких специальностей как бухгалтер, юрист, менеджер. Только за последнее время на работу были трудоустроены сотрудники на должности программиста, системного администратора, экономиста, бухгалтера, дизайнера. Все это влечет к дополнительным существенным затратам, но руководство фирмы уверенно, что эти специалисты помогут поднять работу предприятия на более качественный профессиональный уровень и повысит конкурентоспособность организации.