Развитие моделей организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

цель работы изучить развитие моделей организации, их этапы принципы, исходя из этого, можно определить следующие задачи:
1) определить Сущность организации, место и роль организации в системе научных знаний,
2) рассмотреть основные элементы организации,
3) изучить вертикальное и горизонтальное разделение труда, структуру и жизненный цикл организации,
4) охарактеризовать типы организаций и их особенности,
5) рассмотреть модель, как упрощенное представление организации,
6) изучить эволюцию моделей орга
низаций.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность организации, место и роль организации
в системе научных знаний, элементы организации.
Развитие моделей организаций 5
1.1 Сущность организации 5
1.2 Теория организации в системе наук 9
1.3 Элементы организации 14
2. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.
Структура и жизненный цикл организации.
Модели организации. 19
2.1 Модели жизненных циклов и развития организации 19
2.2 Разделение труда 24
2.3 модели организации. 27
2.3.1 Бюрократическая модель. 27
2.3.2 Неоклассическая модель. 28
2.3.3 Профессиональная модель. 29
2.3.4 Модель принятия решений. 30
3. Аналитическая часть. Описание организации 33
3.1 История организации. 33
3.2 Структура организации. 34
3.3 Социально-экономические условия и особенности
функционирования организации. 35
3.3.1 Влияние внешней среды на функционирование
организации. 35
3.3.2 Влияние внутренней среды на функционирование
организации. 40
4 Выводы и предложения 43
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. [№ 8, 8-12]

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

Особую значимость приобретает  связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право

Важную роль играют современные  информационные системы, связывающие  воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации, как руководителями, так и исполнителями. Развитие современных информационных систем осуществляется высокими темпами за счет широкого внедрения новых информационных технологий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций. В перспективе значение этого фактора будет возрастать.

В заключении можно сказать, что Теория организации тесно  взаимосвязана с множеством других дисциплин, как точных, так и гуманитарных. И получение полноценной  картины  об объекте изучения возможно лишь при полноценном комплексном использовании элементов различных наук.

 

1.3 Элементы организации

 

Рассматривая организацию, как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других. Что это за элементы? Цель, Персонал, Структура, Управление, Технология, Финансы. [№ 12, 9-17]

Рассмотрим подробнее  каждый из этих элементов:

Цель. Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена ее цель — то, ради чего данная организация формируется, и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом — для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования. Миссия. Мы наблюдаем, что все большее количество организаций начинают свои презентации и рекламные кампании с представления собственной миссии — утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Примером подобного рода заявлений могут быть следующие: Наша цель сделать мир меньше (телекоммуникационная компания), Вместе с нами в будущее (компьютерная техника), Нормальная техника — для удобной жизни (бытовая техника) и др. Таким образом, миссия — это представление о стратегических целях, и в этом смысле — о будущем, в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации. 
Видение. Для описания цели организации важен такой аспект, как видение, т. е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников и стратегических партнеров организации. Подобное представление фиксируется в программных документах организации и называется видение (от англ. vision — предвидение).

Структура. Следующий важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация, — ее структура. Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационных структур:

  • линейная;
  • функциональная;
  • адаптивная.

Линейная организационная  структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, —  строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием. 
Выделяются два подтипа линейных организационных структур: плоские и высокие, различающиеся количеством иерархических уровней по отношению к общему числу работников.

Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.

Часто функциональная организация существует одновременно с линейной, что создает двойное  подчинение для исполнителей. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции, как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций. [№ 14, 40-45]

Адаптивная организационная  структура — гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире. 
Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:

  • проектная — временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;
  • матричная — функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.

Персонал. Под персоналом мы будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д. [№ 20]

Именно организация  эффективной деятельности персонала  и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:

  • особенности индивидуального поведения;
  • особенности группового поведения;
  • особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

Технология. Технология — это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. В истории можно выделить несколько уровней технологичности, которые проходило производство. Первый уровень — дотехнологический, при котором каждое изделие создавалось как уникальное. Второй уровень - стандартизации и механизации.  
Следующий уровень был связан с появлением конвейерных сборочных линий начала ХХ в. Введение движущихся конвейеров Генри Фордом позволило в десять раз уменьшить себестоимость производства машин. [№ 4]

Финансы. Под финансами мы будем понимать все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной деятельности. Принято выделять три основные функции финансов:

  • распределительную;
  • стимулирующую;
  • контрольную.

Важным параметром эффективности деятельности предприятия и условием успешного развития бизнеса является материально-финансовая сбалансированность. Деятельность по управлению финансами фирмы — финансовый менеджмент — направлена на разработку и реализацию эффективных программ использования финансовых средств в рамках достижения целей деятельности фирмы. Можно выделить цели финансового менеджмента, дополняющие цели организации в целом. Такими целями, например, могут быть:

  • максимизация прибыли;
  • достижение устойчивой нормы прибыли в плановый период;
    • увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;
  • повышение курсовой стоимости акций и т. д.

Управление.  Термин ''управление'' первоначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Английское слово ''manage'' (управлять) происходит от корня латинского слова ''manus'' (рука). Затем этим словом стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами. 
Современное понятие ''управление'' означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации. [№ 8, 20-25]

Наличие, а главное  оптимальное сочетание вышеозначенных элементов отличает организацию  от прочих образований и объединений, и позволяет судить о ней, как о едином «организме», «органы» которого правильно и слаженно функционируя, поддерживают жизнь и работоспособность всего целого.

 

2. ВЕРТИКАЛЬНОЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ  РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СТРУКТУРА И  ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Биологические организмы  начинают умирать с первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать об организации, поскольку никакая организационная  жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации. [№21]

Жизненный цикл организации  – ее предсказуемые изменения  с определенной последовательностью  состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

 

2.1 Модели жизненных  циклов и развития организации 

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций.

Жизненный цикл организации  используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы  рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующем временном отрезке предусматривают определенные этапы:

Таким образом, модель жизненного цикла принимает следующий вид: зарождение и становление организации, развитие, подразумевающее заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка.

Окончание жизненного цикла  может состоять не только в упадке и исчезновении вида/организации, но и в распаде на новые виды/организации, которые в зависимости от начальных  условий могут сразу оказаться  на этапе зрелости или развития.

Типичный жизненный цикл организации представлен на рис.2

Рис. 2 Жизненный цикл организации

Концепции жизненных  циклов и развития организации - одни из самых мощных и наиболее часто  используемых в реальной жизни. Они  дают системное представление об организационных проблемах и отношениях. Модели жизненных циклов позволяют прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дают возможность подготовиться к ним надлежащим образом. Во-вторых, эти модели детально описывают то, что происходит внутри организации, тем самым обнаруживая закономерные, естественные явления и отклонения, что помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем.

Одна из таких моделей (1972), предложенная Ларри Грейнером, описывает этапы жизненного пути организации. Он выделяет пять ключевых факторов имеющих наибольшее значение для построения модели организационного развития:

  • возраст организации;
  • размер организации;
  • этапы эволюции;
  • этапы революции;
  • темпы роста отрасли.

Грейнер выделяет также пять этапов эволюции и революции на жизненном пути организации, называя их «стадиями роста». Каждая стадия — одновременно следствие предыдущей и причина последующей стадии. Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления, используемым для поддержания роста, в то время как каждый революционный период характеризуется доминирующей проблемой управления, которая должна быть решена до того, как рост может быть продолжен. [№ 7, 59-65]

Информация о работе Развитие моделей организаций