Развитие теории и практики организации и управления производством в странах Запада, США и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Рационалистическая школа Тейлора.
На Западе в XX в. последовательно сформировалось несколько научных школ менеджмента.
Основоположником первой из них, рационалистической, был Ф.У.Тейлор.
Процесс концентрации производства стал толчком в начале века до появления крупных предприятий.

Содержание работы

1. Рационалистическая школа менеджмента…………….…………………………………………….….... 3
2. Школа административного (классического) менеджмента ….5
3. Школа человеческих отношений ……………...…..…… 9
4. Особенности американского менеджмента…………………………11
5.Особенности и основные черты японской системы менеджмента ….20
5.1.Тейлоризм- основа современной производственной стратегии в Японии………..32
5.2. Сравнительная характеристика европейского, японского и американского менеджмента……….35
Заключение………………………………………….……………...….…. 39
Список использованной литературы…………...…….…………………. 40

Файлы: 1 файл

МЕнеджмент.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пензенский государственный технологический университет»

(ПензГТУ)

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Развитие теории и практики организации  и управления производством в странах Запада, США и Японии»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:студентка группы 13Эм2бзу

Яровая Т.Н

Проверил: преподаватель

Амутнов Алексей Игоревич.

 

 

 

г. Пенза 2014

 

Содержание

1. Рационалистическая школа менеджмента…………….…………………………………………….…....  3

2. Школа административного (классического) менеджмента ….5

3. Школа человеческих отношений ……………...…..……  9      

4. Особенности американского менеджмента…………………………11

5.Особенности и основные черты японской системы менеджмента ….20   

      5.1.Тейлоризм- основа современной производственной стратегии в Японии………..32

      5.2. Сравнительная характеристика европейского, японского и американского менеджмента……….35

Заключение………………………………………….……………...….….  39  

Список использованной литературы…………...…….………………….  40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Рационалистическая школа менеджмента.

 

Рационалистическая школа Тейлора. 
На Западе в XX в. последовательно сформировалось несколько научных школ менеджмента.

Основоположником первой из них, рационалистической, был Ф.У.Тейлор. 
Процесс концентрации производства стал толчком в начале века до появления крупных предприятий.

Аппарат управленцев на таких предприятиях, постоянно рос, противостоял огромной армии низко квалифицированных наемных работников, которые выполняли тяжелую и монотонную физическую работу.

Во избежание простоев дорогостоящего оборудования, повышения эффективности производства основной задачей было побудить рабочих работать как можно интенсивнее и максимально рационализировать технологические операции. "Рационалисты" взялись за решение этой задачи.

На ряде производств Тейлор изучил особенности производственных процессов и пришел к выводу: основная причина невысокой производительности труда - несовершенная система стимулирования работников. Поэтому система материальных стимулов, которую он предложил применить, предусматривала прежде вознаграждение за труд.

Тейлор предложил применить прогрессивную систему оплаты труда, которая бы предусматривала поддержание в рабочих постоянного ожидания награды. В основу этой системы положены следующие принципы: 

 
1.Плата человеку, а не месту;  
2.Установление расценок на основе конкретных знаний, а не догадок; 

 
Благодаря внедрению такой системы рабочие получили высокую заработную плату и были заинтересованы в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями, возросла производительность труда, подешевели товары и т.п. время.

 Тейлор же вознаграждение  не сводил только к денежным  выплатам. Сюда он относил также  различные социальные мероприятия  со стороны предпринимателей:

 

1.Организацию рабочих столовых

2.Детских садов

3.Вечерних курсов и т.п..

Все это считалось "средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих", пробуждало в них "добрые чувства к хозяев". 

В мастерскую одной из фабрик, где работали преимущественно молодые женщины, по предложению Тейлора, принесли большого породистого кота, который вскоре стал всеобщим любимцем. Во время перерыва работницы могли погладить кота, поиграть с ним. Это способствовало повышению настроения работниц, улучшало эмоции и, как следствие, росла производительность праци.

 
В целом Тейлор рассматривал работников не как людей, личностей, а как эффективное средство для выполнения поставленных задач. Он был настолько увлечен идеей эффективности, даже считал шаги от работы к своему дому, чтобы максимально сократить этот шлях. 
Подобный подход был у Тейлора и до трудовых операций. Так, используя наблюдения, замеры, анализ, он распределял работу на простые и конкретные задачи, давал рабочим поручения в соответствии с их способностями, как можно эффективнее организовывал график и последовательность выполнения операций. Конечно, это требовало постоянного обучения людей, профессионального добору.

 
Анализируя собственные исследования, Тейлор, например, обнаружил, наивысшей производительности добиваются те горные рабочие, которые пользуются лопатой-совком. Это орудие позволяет удалить 8,6 кг породы. Интересный способ кладки кирпича предложил последователь Тейлора, бывший каменщик Ф.Гильберт. При этом количество движений рабочего сократилась с 18 до 4, а производительность труда выросла на 50 видсоткив.

 
Итак, "рационалисты" доказали: если по-настоящему заинтересовать рабочих, соответственно усовершенствовать производственный процесс, то производительность труда можно повысить в три-четыре раза. 
Благодаря усилиям рационалистов менеджмент получил всеобщее признание. 

 

 

2.Школа административного (классического) менеджмента

 Создатели классической школы, имели непосредственный опыт  работы в качестве руководителей  высшего звена управления в  большом бизнесе. Естественно, что  их интересы были связаны с  эффективностью работы всей организации.

Классики пытались определить общие характеристики и закономерности организаций. Развитие административной школы происходило по двум направлениям:

 1.рационализация производства

2. исследование проблем управления.

Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху. Здесь можно выделить работы Анри Файоля (1841 – 1925), Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931), Линдолла Урвика (1891 – 1983), Макса Вебера (1864 – 1920), Генри Форда (1863 – 1947).

Г. Эмерсон в своем главном труде и «Двенадцать принципов производительности» (1911) рассматривает и формулирует принципы управления предприятиями, причем обосновывает их примерами только промышленных организаций.

Понятие производительности, или эффективности, есть то основное, что внес Г. Эмерсон в науку управления, он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле.

Эффективность – понятие, введенное им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. «Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных условиях; напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при условиях ненормально тяжелых» .

Г. Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости и целесообразности применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще.

Принципами управления, сформулированными Г. Эмерсоном, являются:

1. Точно поставленные идеалы  или цели, к достижению которых  стремятся каждый руководитель  и его подчиненные на всех  уровнях управления.

2. Здравый смысл, т.е. подход с  позиций здравого смысла к  анализу каждого нового процесса  с учетом перспективных целей.

3. Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний  и компетентных советов по  всем вопросам, связанным с производством  и управлением. Подлинно компетентный  совет может быть только коллегиальным.

4. Дисциплина – подчинение всех  членов коллектива установленным  правилам и распорядку.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный  и постоянный учет, обеспечивающий  руководителя необходимыми сведениями.

7. Диспетчирование, обеспечивающее  четкое оперативное управление  деятельностью коллектива.

8. Нормы и расписания, позволяющие  точно измерять все недостатки  в организации и уменьшать  вызванные ими потери.

9. Нормализация условий, обеспечивающая  такое сочетание времени, условий  и себестоимости, при котором  достигаются наилучшие результаты.

10.Нормирование операций, предлагающее  установление времени и последовательности  выполнения каждой операции.

11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление  всех правил выполнения работ.

12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда  каждого работника.

Основателем административной школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Именно А.Файоля американцы называют «отцом менеджмента».

Он разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления (производительности труда):

1. Разделение труда. Это естественное  явление. Его целью является повышение  количества и качества производства  при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения  числа целей, на которые должно  быть направлено внимание и  действие. Причем разделение труда  применимо не только к техническим  работам. Результатом его является  специализация функций и разделение  власти.

2. Власть (полномочия) и ответственность. Полномочия есть право отдавать  приказ, а ответственность есть  санкции – награды или кары, - сопровождающие ее действие. Где  есть полномочия, возникает и  ответственность.

3. Дисциплина - это по существу  повиновение, усердие, деятельность, манера  держать себя, движение. Дисциплина  предполагает выполнение и уважение  достигнутых соглашений между  организацией и ее работниками.

4. Единство распорядительства, или  его единоначалие. Работнику может  давать приказания относительно  какого-либо действия только один  руководитель.

5. Единство направления. Один руководитель  и одна программа для совокупности  операций, преследующих одну и  ту же цель. Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна  быть объединена единым планом  и иметь одного руководителя.

6. Подчинение частных, личных интересов  общим. Интересы одного работника  или группы работников не должны  преобладать над интересами организации  большего масштаба вплоть до  интересов государства в целом.

7. Вознаграждение персонала есть  оплата исполненной работы. Она  должна быть справедливой и  по возможности удовлетворять  как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8. Централизация. Как и разделение  труда, централизация есть естественное  явление. Однако соответствующая  степень централизации варьируется  в зависимости от конкретных  условий. Проблема централизации  и децентрализации разрешается  нахождение меры, дающей наилучшую  общую производительность.

9. Иерархия, или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь - это  ряд руководящих должностей, начиная  с высших и кончая низшими.

10. Порядок. Формула материального  порядка – определенное место  для всякой вещи и всякая  вещь на своем месте. Формула  социального порядка – определенное  место для каждого лица и  каждое лицо на своем месте. Графические таблицы, схемы значительно  облегчают установление и контроль  как социального, так и материального  порядка.

11.Справедливость. Результат сочетания  благожелательности с правосудием.

12 Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров является  причиной и следствием плохого  состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно, предпочтительней, чем  выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не  держится за свое место.

Информация о работе Развитие теории и практики организации и управления производством в странах Запада, США и Японии