участие среднего звена управления
в выработке решений путем согласования
и обсуждения проектов решений не только
с руководителями, но и с персоналом соответствующих
подразделений;
соблюдение принципа единогласия
в принятии решений;
отсутствие четких должностных инструкций, определяющих круг обязанностей работника; предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться и он обязан уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции;
использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;
постоянное совершенствование
искусства управления, в том числе контроля
за качеством продукции, эффективностью
маркетинговой деятельности, ходом производственного
процесса.
Учет каждой тенденции или особенностей
в менеджменте сказывается на повышении
эффективности производства и делает
управление более гибким и целенаправленным.
В японском менеджменте, например, не человека
подбирают на должность, а наоборот, тщательно
изучив кандидата с помощью психологических
тестов, определяют, какие обязанности
ему можно поручить. Или, например, чтобы
повысить статус и заработную плату менеджеров,
занимающих положение руководителя в
иерархии управления много лет, вводится
система рангов и званий, позволяющая
работнику расти по «горизонтали», ведь
опыт и знания с годами увеличиваются.
Но важны не те или иные элементы, а сама
идея учета социальных, исторических,
национальных особенностей.
Опыт управления экономикой в России
свидетельствует, что для него характерны
черты как японского, так и американского
менеджмента. С учетом высокого уровня
социально-экономического развития этих
стран сопоставление их систем менеджмента
наглядно показывает, что высокие результаты
достигаются даже при использовании прямо
противоположных методов менеджмента.
Следовательно, важны не только сами методы,
но и условия, в которых они применяются.
Именно поэтому формирующаяся в настоящее
время в России система менеджмента должна
органически соединить в себе достижения
мирового и отечественного опыта управления.
Заключение.
В соответствии с целью и задачами курсовой
работы можно сделать следующие выводы:
Подготовка современных менеджеров-профессионалов
невозможна без знания истории развития
менеджмента. Менеджмент развивался на
протяжении веков, прежде чем превратился
в самостоятельную отрасль знания, науку.
Значительное влияние на формирование
менеджмента оказали: школа научного управления,
классическая (административная) школа,
школа психологии и человеческих отношений,
школа науки управления (количественная
школа), а также выдающиеся представители
этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль,
Э. Мэйо и др.
Рыночная экономика требует адекватной
ей системы управления, которая должна
претерпеть радикальные преобразования
вместе со всем обществом. В условиях перехода
к рыночным отношениям важнейшим фактором
успеха становится непрерывное совершенствование
теории и практики управления.
Большое значение приобретает изучение
передового и прогрессивного опыта управления
зарубежных стран и использование его
при анализе собственных управленческих
проблем. Поэтому изучение истории развития
теории и практики зарубежного менеджмента
крайне актуально.
В современных условиях перестройки
экономики на основе рыночных отношений
одним из приоритетных ее направлений
является выработка основных теоретических
и методологических позиций по использованию
менеджмента в практической деятельности
российских организаций. Основной особенностью
управленческой мысли становится поиск
новых конкретных и реальных путей совершенствования
системы управления, выработка позиции
по различным проблемам управления применительно
к рыночным условиям и на основе творческого
осмысления передового зарубежного опыта.
Список
используемой литературы.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури
Ф.
Основы
менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.
– 704 с.
Семенова И.И.
История менеджмента: Учебное пособие
для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
Попов А.В.
Теория и организация американского
менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.
- Кунц Г., О’Доннел С.
Управление: системный и ситуационный
анализ управленческих функций. – М.: Прогресс,
1981. Т. 1. – С.92.