Роль анализа и контроля в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ в области анализа и контроля в менеджменте и использование полученных знаний и навыков применительно к объекту исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
- изучить существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы к вопросу роли анализа и контроля в менеджменте;
- охарактеризовать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;
- проанализировать состояние внешней среды, угрозы и возможности, предоставляемые ею;
- разработать набор предложений для оптимизации ситуации, сложившейся на объекте исследования в области контроля и анализа деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы роли анализа и контроля в менеджменте 5
1.1 Роль контроля в менеджменте 5
1.1.1 Сущность контроля в организации 5
1.1.2 Виды управленческого контроля 7
1.1.3 Этапы процесса контроля 11
1.2 Роль анализа в менеджменте 16
1.2.1 Основы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия в системе управленческого контроля 16
1.2.2 Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия 17
1.2.3 Показатели, используемые для экономического анализа 19
Глава 2. Общая характеристика ОАО «БелАЦИ» 23
Глава 3. Диагностика проблем в ОАО «БелАЦИ» 43
Глава 4. Принятие решения в ОАО «БелАЦИ» 46
Заключение 48
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

К.р. по менеджменту моя.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)


4

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова

Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине: Менеджмент

 

Тема: Роль анализа и контроля в менеджменте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2011


Оглавление

 

Введение              3

Глава 1. Теоретические основы роли анализа и контроля в менеджменте              5

1.1    Роль контроля в менеджменте              5

1.1.1       Сущность контроля в организации              5

1.1.2       Виды управленческого контроля              7

1.1.3       Этапы процесса контроля              11

1.2    Роль анализа в менеджменте              16

1.2.1       Основы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия в системе управленческого контроля              16

1.2.2       Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия              17

1.2.3       Показатели, используемые для экономического анализа              19

Глава 2. Общая характеристика ОАО «БелАЦИ»              23

Глава 3. Диагностика проблем в ОАО «БелАЦИ»              43

Глава 4. Принятие решения в ОАО «БелАЦИ»              46

Заключение              48

Список литературы              50


Введение

В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределённостью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предприятием предполагает гораздо больший объём контрольной работы, чем при плановой экономике. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация производства, и другие факторы обуславливают новые требования к системе анализа и контроля организации. В современных условиях контроль в российских организациях должен присутствовать на всех уровнях управления. В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективная система контроля при прочих равных условиях – это гарантия успешной деятельности любого предприятия.

Актуальность данной курсовой работы определяется существованием достаточно большого теоретического и практического пробелов в вопросах анализа и контроля в менеджменте.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ в области анализа и контроля в менеджменте и использование полученных знаний и навыков применительно к объекту исследования. 

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:

- изучить существующие в отечественной и зарубежной  литературе теоретические подходы к вопросу роли анализа и контроля в менеджменте;

- охарактеризовать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;

- проанализировать состояние внешней среды, угрозы и возможности, предоставляемые ею;

- разработать набор предложений для оптимизации ситуации, сложившейся на объекте исследования в области контроля и анализа деятельности.

Объектом исследования выступает ОАО «Белгородасбестоцемент».

Теоретической и методологической базой курсовой работы являются:

- работы отечественных и зарубежных исследователей в области контроля и анализа деятельности предприятия;

- материалы периодической печати;

- интернет-ресурсы;

- методические указания к выполнению курсовой работы.

Информационная база курсовой работы представлена:

- данными бухгалтерской и статистической отчетности ОАО «БелАЦИ»;

- результатами маркетинговых и иных исследований;

- данными Госкомстата по РФ, г. Белгороду.


Глава 1. Теоретические основы роли анализа и контроля в менеджменте

1.1 Роль контроля в менеджменте

1.1.1 Сущность контроля в организации

«Эффективное управление предприятием невозможно без четко отлаженной системы контроля результата деятельности и за процессами, которые протекают внутри предприятия и во внешнем окружении». Так начинаются труды многих ученых, довольно серьезно заинтересованных вопросом контроля, его сущности, роли и осуществления в организации.

Что же такое контроль? В общем виде контроль является одной из основных и важнейших функций менеджмента, которая включает деятельность по разработке стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией свих целей.

Роль контроля невозможно переоценить. Руководители начинают его осуществлять на самом начальном этапе создания организации, когда они только формулируют цели и задачи. Контроль очень важен для успешного функционирования организации. Также важно отметить и то, что сами по себе цели, задачи и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. «Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации».[7]

Основной и важнейшей целью контроля является предотвращение ошибок.

Система контроля в организации призвана решать следующие задачи:

1)                контроль помогает заранее обнаружить во внутренней и внешней среде предприятия факторы, оказывающие существенное влияние на его функционирование и развитие, и своевременно на них отреагировать, подготовившись должным образом;

2)                с помощью контроля можно своевременно обнаружить неизбежные в деятельности организации нарушения, ошибки и оперативно принять необходимые меры для их устранения;

3)                результаты, полученные в ходе контроля, служат основой оценки работы организации за определенный период.

«Таким образом, в ходе выполнения задач контроль позволяет избежать неудовлетворительных результатов деятельности и создать необходимые предпосылки для повышения эффективности работы предприятия.»[8]

Основными объектами контроля на предприятии выступают:

- производственные характеристики;

- характеристики технического потенциала;

- характеристики кадрового потенциала;

- финансовое состояние предприятия;

- промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий;

- показатели расходования ресурсов;

- показатели экономической эффективности. 

Цели и задачи контроля можно достигнуть только тогда, когда он осуществляется в соответствии с определенными принципами:

- всеохватываемость. Контроль должен быть всеохватывающим, он должен держать в поле зрения все основные сферы деятельности предприятия. Для этого к нему нужно привлекать весь персонал предприятия или его значительную часть.

- контроль должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

- своевременность контроля позволяет устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры. Своевременность заключается не в исключительно высокой скорости и частоте его проведения, а во временном интервале  между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.

- контроль должен быть гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.

- система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение.

- ориентация на результаты, т.е. конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией.

- контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

-ориентированность на человека, которая означает не только объективность контроля, но и его доброжелательность, исключение слежки за людьми, создание благоприятного морально-психологического климата.

1.1.2 Виды управленческого контроля

На практике существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый (заключительный).[2] По форме осуществления все эти виды контроля схожи, т.к. имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. (рис.1.1.2)

 

 

 

 

время

Рис.1.1.2 Время осуществления основных видов контроля

Предварительный контроль.

Задача предварительного контроля – проверка готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе.

Объекты контроля на данном этапе: качество уже принятых решений, подготовленных документов, их соответствие имеющимся требованиям, правильность оформления, степень ознакомления с ними исполнителей.

«Предварительный контроль персонала призван ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи. Поэтому кадровые службы тщательно изучают профессиональный уровень сотрудников, их потенциальные возможности выполнить предстоящие задачи. В основе такого контроля лежат заранее разработанные требования, предъявляемые к каждой категории работников. Производится он с помощью разного рода тестов, собеседований, экзаменов».[7]

Также к сфере предварительного контроля относятся: понимание работниками основных целей своей деятельности, знание прав и обязанностей, условий поощрения, возможностей карьерного роста. Контроль персонала  призван также следить за подготовкой и переподготовкой кадров, их инструктированием, состоянием здоровья и способностью выполнять в данный момент свои обязанности.

Еще одно направление предварительного контроля – это состояние материальных и финансовых ресурсов в организации. В первом случае проверяется наличие на складах запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, соответствие из ассортимента и количества потребностям производства. Во втором – надежность источников денежных средств и обоснованность предстоящих расходов.

Текущий контроль.

Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Как правило, его объектом являются подчиненные сотрудники. Можно выделить две формы текущего контроля: стратегический и оперативный.

В стратегическом контроле основным объектом выступает эффективность использования ресурсов предприятия. Он ведется не только по количественным, но и качественным показателям: уровню производительности труда, внедрения и использования достижений НТР, новых методов работы, технологий. Такой контроль предназначен для оценки состояния производственной системы, а не для исправления ошибок и поиска виновных.

Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологического процесса; загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов сырья, материалов, топлива; незавершенного производства и готовой продукции; уровень текущих затрат; расходование денежных средств.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей.

Итоговый.

Третьим видом контроля является итоговый или заключительный. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих планов и предполагает всесторонний анализ конкретных результатов деятельности за истекший период, а также сильных и слабых ее сторон. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

Также контроль делится на внутренний и внешний.[2]

При внутреннем контроле исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

Внешний контроль на предприятии осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролерами.

Внешний контроль основывается на том, что люди лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или его представитель.

Психологи утверждают, что это происходит благодаря нескольким причинам:

- по результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания, продвижения по службе.

- пристальный контроль может означать также важность данной сферы деятельности, и поэтому за нее стоит держаться и проявить усердие, чтобы выделиться на фоне остальных.

- поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, многие стараются работать лучше для того, чтобы прославиться.

Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств.

Во-первых, необходимо предусмотреть защиту от обмана. С этой целью необходимо наличие четких нормативов работы.

Информация о работе Роль анализа и контроля в менеджменте