Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ в области анализа и контроля в менеджменте и использование полученных знаний и навыков применительно к объекту исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
- изучить существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы к вопросу роли анализа и контроля в менеджменте;
- охарактеризовать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;
- проанализировать состояние внешней среды, угрозы и возможности, предоставляемые ею;
- разработать набор предложений для оптимизации ситуации, сложившейся на объекте исследования в области контроля и анализа деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы роли анализа и контроля в менеджменте 5
1.1 Роль контроля в менеджменте 5
1.1.1 Сущность контроля в организации 5
1.1.2 Виды управленческого контроля 7
1.1.3 Этапы процесса контроля 11
1.2 Роль анализа в менеджменте 16
1.2.1 Основы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия в системе управленческого контроля 16
1.2.2 Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия 17
1.2.3 Показатели, используемые для экономического анализа 19
Глава 2. Общая характеристика ОАО «БелАЦИ» 23
Глава 3. Диагностика проблем в ОАО «БелАЦИ» 43
Глава 4. Принятие решения в ОАО «БелАЦИ» 46
Заключение 48
Список литературы 50
Политика организации включает в себя следующие составляющие:
- политика качества;
- экологическая политика;
- ценовая политика;
- социальная политика;
- экономическая политика;
- финансовая политика.
Каждая из этих составляющих решает определенные задачи в своих направлениях.
Политика качества. ОАО «БЕЛАЦИ» ставит перед собой главную цель — выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям потребителей. Технический уровень производства, стабильное качество продукции рассматривается как основа для получения прибыли, улучшения экономического положения и развития предприятия в интересах акционеров, персонала, общества и потребителей.
Экологическая политика. ОАО «Белгородасбестоцемент» рассматривает охрану окружающей среды и здоровья людей как приоритетное направление своей деятельности и неотъемлемую часть современного бизнеса, нацеленного на долговременный успех. Экологическая политика предприятия проводится с момента его создания – с 1953 года.
Главной целью экологической политики ОАО «Белгородасбестоцемент» является систематическое снижение отрицательного воздействия производственной деятельности заводов асбестоцементных материалов на окружающую среду. Руководство предприятия считает своей обязанностью вести работу таким образом, чтобы ее деятельность была социально значимой и отвечала требованиям законодательства.
Ценовая политика. В условиях формирования рынка строительных материалов с его жесткой конкуренцией и при дефиците финансирования коллективу ОАО «БелАЦИ» приходится определять оптимальные соотношения цены выпускаемой продукции и ее качества, для чего разрабатывается ряд мероприятий по улучшению качества и по экономии материально – сырьевых и энергетических ресурсов. Эти мероприятия и формируют политику низких цен, которой придерживается ОАО «БелАЦИ» на протяжении длительного времени.
Социальная политика. ОАО «Белгородасбестоцемент» - стабильно работающий коллектив, эффективная работа которого стимулируется программами социального развития. Значительная часть доходов предприятия идет на развитие и содержание социальной сферы.
Успешная экономическая и финансовая политика позволила ОАО «БелАЦИ» занять лидирующее положение в строительном комплексе России.
Культура предприятия - совокупность материальных (помещения, оборудование, инструменты, материалы) и духовных ценностей (организация труда, знания, технологии, дисциплина, позитивное отношение к труду) отражающая определенный уровень развития предприятия. Культура фирмы - залог предпринимательского успеха. Корпоративная (организационная) культура ОАО «БелАЦИ» предполагает наличие в организации общих ценностей, убеждений, норм, ожиданий, которые связывают людей и организацию в единую систему. Корпоративная культура ОАО «БелАЦИ» - это ее «индивидуальность». Предприятие имеет мощную мотивирующую корпоративную культуру, тем самым являясь здоровым и трудноуязвимым для воздействия внешней конкурентной среды. Каждый сотрудник знает основные правила корпоративной культуры, которые диктуют модели и типы поведения: что приемлемо, а что нет. Формирование и укрепление культуры постоянно находится в поле зрения руководства.
Потребители продукции.
Основными потребителями асбестоцементных строительных материалов являются строительные организации и организации-дилеры по продаже строительных материалов. Рынок строительных материалов имеет достаточно выраженный сезонный характер, что определяет нагрузку по организации сбытовой деятельности, которая носит пиковый характер в летний период.
Заказчиками ОАО "БЕЛАЦИ" являются такие крупные организации:
- "Мосинтстройкомплект" г. Москва;
- ОАО "Ураласбест" г. Орск;
- ПИК "Энерготраст" г. Москва;
- ОАО "Телефонстрой" г. Нижний Новгород;
- СМП-717 г. Брянск;
- ОАО "Стройоптторг" г. Краснодар;
- МА "Жилстрой" г. Старый Оскол;
- СПМК-4 г. Орел, ВДПО г. Курск;
- предприятия ближнего и дальнего зарубежья (Молдавия, Украина, Венгрия, Болгария), а также другие предприятия различной организационно-правовой формы и физические лица.
ОАО «БЕЛАЦИ» заинтересовано в расширении рынков сбыта своей продукции, поэтому подходит к каждому клиенту - организации индивидуально, предоставляя скидки на продукцию в начале совместной работы, а также при продаже крупных партий продукции, возможно заключение договора о рассрочке платежа с длительное время знакомым потребителем.
Основные конкуренты.
На территории Российской Федерации на начало 2007 года функционировало 17 асбестоцементных предприятий и цехов, выпускающих асбестоцементные листы (шифер). К 2010 году их осталось 15.
Ведущие асбестоцементные комбинаты (Себряковский, Белгородский, комбинаты «Волна», «Лато» и «Ульяновскшифер») производят 71% от общего объема выпуска шифера. Причем доли первых трех производителей с течением времени увеличиваются (например, Себряковский завод в 2007 году имел 30%, а в 2009 году – уже 38%).
Рис. 2.3. Структура выпуска шифера основными производителями в стране в 2010 году, %
Крупнейшими производителями шифера в России являются:
- ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» (Волгоградская область),
- ОАО «Белгородасбестоцемент» («Белаци»),
- комбинат «Волна» (Красноярский край),
- ОАО «Лато» (Республика Мордовия),
- ООО «Ульяновскшифер» (Ульяновская область),
- ЗАО «Сухоложскасбоцемент» (Свердловская область),
- ОАО «Сода» г. Стерлитамак (Республика Башкортостан),
- комбинат «Красный строитель» (Московская область) и другие.
Картина распределения рыночных долей между предприятиями свидетельствует о росте концентрации и ярко выраженном лидере.
Как видно из рисунка и таблицы основными крупными конкурентами ОАО «БелАЦИ» являются следующие российские производители асбестоцементной продукции: ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» (СКАИ), ОАО «ЛАТО», ОАО АЦИ «Комбинат Красный строитель», ООО «Ульяновскшифер».
SWOT – анализ.
SWOT – анализ – это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении предприятие должно осуществлять свою деятельность. Он позволяет определить причины эффективной и неэффективной работы компании на рынке. Результатом анализа является разработка стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
SWOT – анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
При анализе факторов внешней среды описывают общие экономические условия, складывающиеся в отрасли, перспективы ее развития, обозначают факторы косвенного воздействия, которые оказывают наиболее существенное влияние на функционирование предприятия и влияют на него через деловое окружение.
Результаты анализа факторов внешней среды представлены в табл.2.4
Таблица 2.4
Анализ факторов косвенного воздействия (макросреда)
№ | Фактор | Возможности | Угрозы |
1. | Экономические |
| - экономическая нестабильность - изменение курса национальных валют - высокие темпы инфляции |
2. | Социально-демографические |
| - ухудшение социальной обеспеченности населения |
3. | Правовые | - введение в действие благоприятных законодательных актов для предпринимателей | - ужесточение государственного регулирования |
4. | Политические | - благоприятная, поддерживающая политика государства | - политическая нестабильность |
5. | НТП | - инновации в отрасли |
|
6. | Международные | - заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве | - введение заградительных пошлин на продукцию |
При анализе факторов среды непосредственного окружения исследуют ту часть внешней среды, с которой предприятие имеет конкретное и непосредственное взаимодействие. К ней относятся потребители, поставщики, конкуренты, контактные аудитории.
Итоги анализа факторов прямого воздействия представлены в табл.2.5
Таблица 2.5
Анализ факторов непосредственного окружения (мезосреда)
№ | Фактор | Возможности | Угрозы |
1. | Потребители | - высокий спрос на продукцию - оказание услуг по доставке и обслуживанию потребителей - индивидуальный подход к каждому потребителю | - изменение потребностей, предпочтений и вкусов покупателей |
2. | Поставщики |
|
|
2.1. | Энергоносителей |
| - рост цен на электроэнергию |
2.2. | Финансовые | - снижение процентных ставок по кредитам | -сложность привлечения финансовых средств |
2.3. | Сырья | - укрепление связей с поставщиками - налаживание отношений с новыми поставщиками сырья | - увеличение цен на сырье - отказ поставщиков от сотрудничества |
2.4. | Кадров | - возможность привлечения высококвалифицированных, заинтересованных специалистов |
|
3. | Конкуренты | - выход на новые рынки сбыта в результате более гибкой ценовой политики, чем у конкурентов | - вытеснение конкурентами с рынков - противодействие вступлению на новые рынки - появление новых конкурентов |
4. | Контактные аудитории |
|
|
4.1. | Органы местного самоуправления | - поддержка предприятия органами местного самоуправления | - неблагоприятное вмешательство органов местного самоуправления в деятельность - создание актов, ограничивающих деятельность предприятия |
4.2. | СМИ | - повышение имиджа предприятия |
|
4.3. | Фискальные и контролирующие организации |
| - ужесточение требований к бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности |
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Анализ внутренней среды (микросреда)
№ | Фактор | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. | Производство | - высокое качество продукции - современное оборудование - высокий уровень производственных мощностей | - ограниченность производственных площадей |
2. | Кадры | - высококвалифицированный персонал - возможность обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала - низкая текучесть кадров | - низкая заинтересованность рабочих в развитии предприятия |
3. | Маркетинг | - известность предприятия на рынке - полнота ассортимента - налаженные каналы сбыта | - ограниченность рекламного бюджета |
4. | Организация (менеджмент) | - четкость, простота и эффективность организационной структуры - четко поставленные цели и стратегии развития предприятия |
|
5. | Финансы | - финансовая устойчивость предприятия - размещение свободных средств на депозитных счетах | - недостаточность финансирования - низкое инвестирование
|