Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:59, курсовая работа
Предмет исследования - теоретические аспекты роли менеджера на предприятии, роль менеджера на предприятии - объекте исследования.
Цель работы - выявление теоретических и практических основ роли менеджера на предприятии.
Задачи исследования:
- во-первых, обоснование теоретических аспектов роли менеджера на предприятии, в частности, сущности и функции современного менеджмента, места и роли менеджеров в современной организации.
-во-вторых, расчет основных показателей деятельности предприятия - объекта исследования с точки зрения менеджера, в частности, проведение выбора целей, миссии предприятия, проведение анализа внешней и внутренней среды;
-в четвертых оценка положения организации по методикам стратегического менеджмента.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретическая глава. Личность менеджера на предприятии……………..5
1.1. Особенности деятельности менеджера, его роль, функции и
требования к его личности…………………………………………………………...5
1.2. Важнейшие функции менеджера, принятие управленческих
решений……………………………………………………………………….14
1.3. Лидерские и личностные качества менеджера ………………………...16
2. Практическая глава. Роль менеджера на предприятии и ее влияние на деятельность ООО «АПЕКС…………………………………………….………….23
2.1. Характеристика организации, цель и задачи по исследованию деятельности менеджеров ООО «АПЕКС»………………………………………..23
2.2. Влияние личности менеджера ( руководителя) на деятельность ООО «АПЕКС» …………………………………………………………………………….29
2.3. Этапы исследования и анализ полученных результатов деятельности менеджеров в ООО «АПЕКС»………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………...…… .42
Глоссарий ………………………………………………………….……..……51
Список использованной литературы …………………………….…
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая глава. Личность менеджера на предприятии……………..5
1.1. Особенности деятельности менеджера, его роль, функции и
требования
к его личности…………………………………………
1.2. Важнейшие функции менеджера, принятие управленческих
решений…………………………………………………………
1.3. Лидерские и личностные качества менеджера ………………………...16
2. Практическая глава.
Роль менеджера на предприятии и ее влияние
на деятельность ООО «АПЕКС…………………………………………….………….
2.1. Характеристика организации, цель и задачи по исследованию деятельности менеджеров ООО «АПЕКС»………………………………………..23
2.2. Влияние личности
менеджера ( руководителя) на деятельность
ООО «АПЕКС» …………………………………………………………………………….
2.3. Этапы исследования и анализ полученных результатов деятельности менеджеров в ООО «АПЕКС»………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………
Глоссарий ………………………………………………………….……..……
Список использованной литературы …………………………….……..……53
Приложения ……………………………………………………….…….…….56
Введение
В последние десятилетия в нашей стране произошли достаточно серьезные политические и экономические перемены, которые изменили не только психологию «советского» человека, но и привели к появлению совершенно новых профессий, например: дилер, брокер, маркетолог, менеджер. Они прочно вошли в нашу жизнь и обиходную речь многих людей. Но особенности этих профессий были известны только из справочной литературы и книг по зарубежной экономике, которые, однако, отражают зарубежный опыт и не учитывают специфику российской экономики. Так, одной из тенденций развития экономики на современном этапе является ее демонополизация и разгосударствление. Кроме крупных государственных предприятий, сегодня действует огромное количество кооперативных, арендных, частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Возможно, в ближайшее время их станет еще больше, и вопрос выживания и успешного функционирования станет первостепенным.
Исследуемая тема весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции. Каждый менеджер должен постоянно уточнять свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие.
Современный менеджер мыслит по-новому, его деятельность основывается на новых подходах. Ведь организации и их подразделения добиваются успеха не сами по себе, а под управлением менеджеров. Каждый менеджер должен сделать сегодня свой выбор: либо занять место в авангарде революции и сделать свою организацию отличной от других, либо отдать предпочтение «обозу».
Именно этим, определяется актуальность выбранной темы, так как роль менеджера на предприятиях в рыночных условиях несомненно велика.
Объектом исследования в данной работе явилось Общество с ограниченной ответственностью ООО «Апекс».
Предмет исследования - теоретические аспекты роли менеджера на предприятии, роль менеджера на предприятии - объекте исследования.
Цель работы - выявление теоретических и практических основ роли менеджера на предприятии.
Задачи исследования:
- во-первых,
обоснование теоретических аспе
-во-вторых, расчет основных показателей деятельности предприятия - объекта исследования с точки зрения менеджера, в частности, проведение выбора целей, миссии предприятия, проведение анализа внешней и внутренней среды;
-в четвертых оценка положения организации по методикам стратегического менеджмента.
Для написания работы была использована литература следующих Актов и авторов: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Бабенко О.А., Балабанов И.Т. ,Бизюкова И.В.,. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. , Грузинов В.П., Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А., Маслов Е.ВО.А.Страховая, Росинский В.И. и т д.
1. Теоретическая глава. Личность менеджера на предприятии
1.1. Особенности
деятельности менеджера, его
В настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.
Менеджер — это специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции.
В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные менеджеры. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от особенностей среды, в которой работает менеджер. Так, например, для руководителей технических служб необходимым требованием является наличие глубоких технических знаний, а для начальника производственного отдела знаний организации производства и управления. Чем крупнее подразделение или отдел, который возглавляет менеджер, тем большим объемом знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Кроме того, профессиональный менеджер понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т. е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.
Для того
чтобы соответствовать
Наряду с вышесказанным менеджер должен быстро и правильно находить и принимать решения относительно разнообразных проблем, постоянно возникающих в процессе производства. Здесь уместным будет привести в качестве примера слова известного американского менеджера Ли Якокка, работавшего и сделавшего свою карьеру сначала на не менее знаменитой автомобилестроительной фабрике «Форд», а затем и в «Крайслере»: «Качество хорошего менеджера – это решительность. Многие менеджеры оттягивают момент принятия решения, надеясь со временем получить больше информации, гарантирующей надежную реализацию определенной программы. Это вполне естественное желание, особенно когда речь идет о большом риске. Однако настоящий руководитель не может действовать так. В теории все это выглядит эффективно и целесообразно, но реальная жизнь не укладывается в эту схему. Разумеется, менеджер обязан собрать как можно больше информации и прогнозных оценок. Но в какой-то момент приходится довериться интуиции, пойти на риск. Во-первых, потому что даже правильное решение может оказаться ошибочным, если оно принято слишком поздно. Более того, когда преобладающая часть информации уже собрана, наступает момент, когда можно оказаться во власти закона убывающей доходности. Во-вторых, потому что, как правило, абсолютной уверенности не существует».
Совсем недавно важнейшим аспектом деятельности руководителей являлось выполнение непосредственных управленческих функций, т. е. планирование, организация, регулирование, контроль деятельности предприятий, изучение различных технологий производства и т. д. В настоящее же время основной акцент сделан на умение управлять коллективом, так как человеческому фактору стало уделяться большее внимание. ( 25)
Менеджер в определенной степени должен быть тонким психологом, поскольку правильно выбранный стиль руководства, благоприятная рабочая среда, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают значительное влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение менеджера, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют росту производительности труда, развитию творческой инициативы работников и в итоге дают высокие показатели деятельности предприятия.
Практика
показывает, что менеджеры, добившиеся
хороших отношений с
Обычно менеджер независим от собственности на капитал организации, в которой он работает. Деятельность менеджера заключается в производительном труде, характерном для условий комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. В рамках данного факта, основной задачей менеджера является обеспечение нормального существования организации при любых изменениях ситуации.(18)
Так как на менеджера возлагается большая ответственность и обширный круг обязанностей, то он должен обладать определенным набором качеств, основные из которых были сформулированы Альфредом Слоуном (1920-е гг.):
— умение управлять на основе опыта, знаний, воображения;
— приверженность к фактам и неустанный поиск истины;
— открытость мышления и стремление к беспрестанному анализу;
— готовность идти на риск, предварительно рассчитав его цену;
— справедливость и уважение прав других людей и целей также организации;
— принципиальность и стремление отстаивать свою точку зрения;
— лояльность и готовность пожертвовать личным в интересах дела;
— движение вперед и создание условий для лучшего выбора.
Научный центр по подготовке менеджеров одного из крупнейших банков в мире «Чейз Манхеттен Банк» разработал современную идеальную модель менеджера.
В соответствии с данной моделью современный менеджер должен обладать следующим набором качеств:
— гуманное отношение к работникам;
— дружеские отношения с сотрудниками (отношения не могут доходить до панибратства);
— саморепрезентация — стремление к тому, чтобы нравиться людям;
— способность управлять ситуацией, т. е. менеджер должен только на 20 % зависеть от воздействия окружающей среды, а на 80 % — управлять ситуацией;
— способность к пр инятию решений;
— способность к альтернативному мышлению;
— неудовлетворительность
результатом без отражения
— получение удовлетворения от своей работы на 100 %.
Обобщая все вышесказанное, можно представить модель эффективного менеджера организации в следующем виде (рис. 1) приложения А
А — качества: лидерство, коммуникабельность, деловитость, практичность, предприимчивость, инициативность, ответственность, внимание к сотрудникам.
В — способности: к изобретательности, к оригинальности, к самообразованию, к сотрудничеству, к исследовательской работе, к мотивации и объединению людей.
С — образование: высокий уровень знаний по предметной области, умение работать на компьютере, разносторонние знания.
Д — основы воспитания, среды: культура, мораль, черты характера, базовые ценности общества, семьи.
Для эффективного функционирования и развития организации необходимо сделать так, чтобы этого захотели работники, а для достижения такой ситуации менеджер должен выбрать правильный стиль руководства.
В России
формировалась командно-
При функционировании в условиях рыночной экономики авторитарный стиль исчерпал свои возможности, все большую популярность приобретает демократический стиль руководства, который существенно повышает заинтересованность работников предприятия в конечном результате, мобилизует энергию людей, создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе.
В чем же выражается управленческий демократизм?
Во-первых, происходит смена отношений от «начальник — подчиненный» к отношениям сотрудничества. Это выражается в том, что вместо указаний и приказов менеджеры предпочитают использовать приемы убеждения, строгий контроль уступает место доверию.
Во-вторых, менеджер стремится к созданию сплоченной, единой команды, что значительно усиливает эффективность труда персонала, взаимный обмен информацией между членами рабочих групп.
Информация о работе Роль менеджера на предприятии и ее влияние на деятельность ООО "АПЕКС"