Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:59, курсовая работа
Предмет исследования - теоретические аспекты роли менеджера на предприятии, роль менеджера на предприятии - объекте исследования.
Цель работы - выявление теоретических и практических основ роли менеджера на предприятии.
Задачи исследования:
- во-первых, обоснование теоретических аспектов роли менеджера на предприятии, в частности, сущности и функции современного менеджмента, места и роли менеджеров в современной организации.
-во-вторых, расчет основных показателей деятельности предприятия - объекта исследования с точки зрения менеджера, в частности, проведение выбора целей, миссии предприятия, проведение анализа внешней и внутренней среды;
-в четвертых оценка положения организации по методикам стратегического менеджмента.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретическая глава. Личность менеджера на предприятии……………..5
1.1. Особенности деятельности менеджера, его роль, функции и
требования к его личности…………………………………………………………...5
1.2. Важнейшие функции менеджера, принятие управленческих
решений……………………………………………………………………….14
1.3. Лидерские и личностные качества менеджера ………………………...16
2. Практическая глава. Роль менеджера на предприятии и ее влияние на деятельность ООО «АПЕКС…………………………………………….………….23
2.1. Характеристика организации, цель и задачи по исследованию деятельности менеджеров ООО «АПЕКС»………………………………………..23
2.2. Влияние личности менеджера ( руководителя) на деятельность ООО «АПЕКС» …………………………………………………………………………….29
2.3. Этапы исследования и анализ полученных результатов деятельности менеджеров в ООО «АПЕКС»………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………...…… .42
Глоссарий ………………………………………………………….……..……51
Список использованной литературы …………………………….…
В-третьих, менеджер — демократ, поощряет инициативу и самостоятельность своих подчиненных в соответствии с их способностями и профессиональными качествами. Без необходимости не вмешивается в работу подчиненных, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи. При выдвижении на должность в первую очередь рекомендует выдающихся и перспективных сотрудников организации, использует рациональную систему мотивации и воздействует на своих работников так называемой харизмой. (12)
В настоящее время в развитых западных странах получил широкое распространение принцип делегирования полномочий, который позволяет руководителю избавиться от выполнения рутинной работы и получает время для решения вопросов, требующих творческого подхода. Кроме того, делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на определенных участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и помогает продвинуться вверх по служебной лестнице.
На практике в России руководители стараются избавиться от своих помощников и заместителей, если они с широким кругозором, эрудицией, более талантливы. Такие работники для начальства, которое боится делиться своей властью, могут представлять опасность конкуренции. Делегировать свои полномочия могут лишь сильные руководители, которые способны распознать кризисные ситуации и обеспечить их всестороннее обсуждение.
Делегирование — это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него ответственности за постановку целей, задач и окончательное решение.
Одной из негативных ситуаций, которая может возникнуть перед российским менеджером, может стать искушение взять на себя исполнительские функции подчиненных. Многие, особенно начинающие руководители, не зная, как заставить работать своего подчиненного, сами берутся за выполнение намеченных заданий. Руководители в данном случае подчеркивают то, что им приходится реализовывать невыполнимые работы, с которыми подчиненные не в состоянии справиться, хотя в подобном случае следует говорить скорее о неэффективном стиле руководства.
Необходимо отметить, что эффективность управления прямо пропорционально зависит от организаторских способностей, которые помогают руководителям создать и поддерживать железную дисциплину и творческий подход в коллективе. Такая дисциплина создается не наказаниями, не грубостью, не частой заменой сотрудников, а справедливой требовательностью, умением побуждать и вдохновлять людей на плодотворную деятельность, гуманным отношением к людям, личным примером руководителя. К менеджерам любого ранга предъявляются определенные требования.( 10)
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
-организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
-руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
-руководителю по отношению к подчиненным;
-администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня
предъявляются высокие
Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.
Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
-наличие общих знаний в области управления предприятием;
-компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
-владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
-принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.(24)
Так как принятие управленческого решения – это сложный процесс, можно рассмотреть его поподробней.
Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
контроль за выполнением решений.
Таким образом, организаторские способности управляющего складываются из его личных и деловых качеств, особенностей характера, способностей к управлению в целом. Согласно мнениям различных ученых и специалистов основные черты профессионального менеджера сводятся к следующему: компетентность, самостоятельность, предприимчивость, готовность рисковать, инициативность, целеустремленность, коммуникабельность, творческое мышление, аналитические способности, деловая хватка, ответственное отношение к делу. (28)
Безусловно, способности каждого менеджера лучше всего выявляются на практике. Только на практике можно определить, насколько полно он может использовать свой потенциал, преодолевать трудности, добиваться успеха. Действительно, менеджер, который является профессионалом и преуспевает в своем деле, придерживается следующего принципа: всегда стремиться добиться лучших результатов. Немаловажную роль в этом занимают сотрудники. Организация, заинтересованная в улучшении своих показателей, нуждающаяся в высококвалифицированных кадрах, может оказывать содействие в повышении квалификации своих кадров. Так, например, крупная компания «Вимм-Билль-Данн», производящая молочную продукцию различных видов и соки, занимающая значительную долю рынка, осуществила кадровую политику на местах, повысив уровень компетенции и знаний за свой счет, и тем самым добилась увеличения производственных показателей. Например, в 2000 г. была реализована продукция на 10 млрд руб., за 5 месяцев 2001 г. — 6 млрд, т. е. двукратное увеличение прибыли.
Эффективный
менеджер должен понимать, что его
авторитет непосредственно
И так важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение верно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к их мнениям и предложениям, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.
1.2. Важнейшие функции менеджера,
принятие управленческих
В процессе своей деятельности менеджеру необходимо выполнять следующие функции:
— постановка целей и задач, соответствующих интересам и возможностям предприятия;
— выбор стратегии, адекватной существующей рыночной системе и поставленным целям;
— анализ деятельности конкурентов, их перспектив развития;
— постановка проблемы и принятие соответствующего управленческого решения и т. д.
Продукт деятельности менеджера является частью результата функционирования управляемой системы, как и продукт труда других видов, как, например, рабочего. Продукт деятельности рабочего может иметь материальное воплощение в изделиях или деталях, а труд менеджера не овеществлен. Но он оказывает влияние на труд рабочего в гораздо большей степени, чем результаты труда рабочего на заработную плату менеджеров различных звеньев. Следовательно, результатом работы менеджера являются результаты деятельности объекта управления, либо подразделения, либо всего предприятия.
В заключение можно сказать, что современный менеджер — это, во-первых, всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей. Во-вторых, это член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей. В-третьих, это личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с коллегами. В-четвертых, это специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный компании и готовый защищать ее интересы, исполнитель определенной работы, делающий ее качественно и своевременно. (18)
Методы принятия управленческих решений менеджеров различных рангов..
Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема:
Следовательно, менеджер — это член организации, способный занять в ней должное место и готовый взять на себя ответственность за принятые решения, выполнять соответствующие обязанности, поддерживать распорядок и соблюдать принятые нормы поведения.(9)
1.3. Лидерские и личностные
В практике управления лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации Этими качествами должны обладать менеджеры для достижения организаторской эффективности.
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Как стать лидером.
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.
В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей.
Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.
Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.
Информация о работе Роль менеджера на предприятии и ее влияние на деятельность ООО "АПЕКС"