Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 09:23, контрольная работа
Цель работы – изучить особенности прогнозирования и планирования работы в социально-культурной сфере.
Задачи работы – определить роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса; рассмотреть особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса.
Введение
1. Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса
2. «Прогнозирование-планирование» - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса
2.1 Влияние планирования и прогнозирования на успех фирмы
2.2 Особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, определив основные категории прогнозирования и планирования, представляется возможным в качестве основных отличий прогнозирования от планирования назвать следующие:
1) прогнозирование
2) объектом прогнозирования
чаще всего являются
3) прогнозирование в большей
степени ориентировано на
4) прогнозирование позволяет определить:
— возможные состояния внешней среды;
— перечень и вероятности достижения возможных целей
5) при прогнозировании
в связи с большим периодом
упреждения и
6) прогнозирование в большей
мере носит информационный, консультативный
характер, принятие решения
Планирование отличается от прогнозирования тем, что:
1) планирование осуществляется
в детерминированных условиях планирование
в большей степени относится к процессу
управления организационно-
3) планирование в большей
степени имеет
4) планирование осуществляется после принятия решения по:
— составу множества целей функционирования;
— выделяемым ресурсам (времени, средствам и т.д.);
— путям и критериям достижения поставленных целей;
— нормативам расходования ресурсов;
5) при планировании используются менее обобщенные, более конкретные, точные, например цеховые опытные, опытно-статистические, нормы;
6) планирование носит
не информационный, а директивный
характер. Проектирование - создание
конкретных образцов будущего, конкретных
деталей разработанных
2.2 Особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса
Описание (анализ), объяснение
(диагноз) и прогноз (предсказание) составляют
три основных элемента каждой научной
дисциплины. При разработке управленческих
решений в сфере сервиса
1) обеспечить достоверность прогноза;
2) минимизировать затраты
времени и средства на выбор
и обоснование метода
3) открывать возможность прогнозирования по аналогии.
Возможны несколько
1) иерархический уровень
предполагаемого способа
2) наличие или отсутствие
необходимой информации, а также
характер располагаемой
3) характер внешних условий: детерминированные, случайные, неопределенные;
4) тип используемого при прогнозировании критерия: линейный (моно) критерий или векторный критерий;
5) время упреждения и реализации прогноза.
При классификации по уровню
глубины проблемы (предполагаемой степени
изменения объекта
При классификации по типу информации, используемой при прогнозировании, можно выделить следующие:
прогнозирование (интуитивная информа-прогнозирование (предмет-экспертное);
• функционально-логическая информация);
• структурное прогнозирование (блок-схемы, графы);
• математическое прогнозирование
(использует знание математических зависимостей
между параметрами и
• прогнозирование по аналогии (данные всех типов);
• комплексное прогнозирование (данные всех типов).
При классификации по периодам упреждения различают: оперативный, среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный и долгосрочный прогнозы.
Различают прогнозы во времени, а также в плоскостях функционального и территориального членения объектов прогнозирования. Оперативно-календарное планирование охватывает низшие уровни иерархии функционального и территориального членения объектов планирования от рабочего места до предприятия. Степень охвата уровня иерархии непрерывно трансформируется. Причины трансформации: политические, экономические и технологические.
Оперативный прогноз рассчитывается на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта наблюдения, т.е. количественные и качественные структурные характеристики остаются неизменными.
Краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу количественных изменений, а долгосрочный - на перспективу количественных и качественных изменений.
Среднесрочный прогноз охватывает
перспективу между
При классификации по целям прогнозирования выделяют следующие подходы к разработке прогнозов: целевой, поисковый и нормативный4.
Целевой прогноз - это целеполагание желаемых состояний, отвечает на вопрос, что именно желательно и почему. Такой прогноз состоит в том, что указывается наиболее желательное состояние. При таком прогнозе происходит построение по определенной шкале оценочной функции распределения предпочтительности по категориям: нежелательно, менее желательно, более желательно, рационально. Эта функция позволяет оценивать итоговый результат. Перед тем как определить меру предпочтения, разрабатывают прогнозы возможных состояний процесса или явления в будущем. Это прогноз целей или совокупности целей. Сложность прогноза состоит в том, что цель всегда находится вне системы. А правильность выбора цели определяет успех или неуспех всего предприятия. Напомним, что цель - это то, ради чего создается система. Сложная система реализует некоторое множество целей, находящихся в однозначном соответствии с условиями функционирования. Цель может быть формализована в виде критерия, который, в свою очередь, конструируется на базе параметров эффекта, являющихся чаще всего латентными (т.е. ненаблюдаемыми) переменными5.
Поисковый прогноз состоит
в определении объективно существующих
тенденций развития путем анализа
исторических тенденций. Этот вид прогнозирования
основан на использовании принципа
развития из настоящего в будущее. Он
позволяет установить возможное
состояние объекта в
Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных состояний и явлений, принятых в качестве целей.
Решение прогнозной задачи должно обеспечивать выполнение этой цели (достижения заданного состояния) — совокупности альтернативности средств в заданные сроки. В этом смысле ориентация прогноза во времени может происходить от будущего к настоящему. Сам процесс прогнозирования начинается от конечного желаемого состояния и заканчивается настоящим состоянием. Методическая основа этого прогноза схожа с методической основой динамического программирования. Но в отличие от динамического программирования нормативный прогноз не предусматривает обязательной оптимизации процесса7.
Заключение
По моему мнению, можно выдвинуть гипотезу о У-образном влиянии прогнозирования — планирования на успех в управлении при изменении степени относительной обеспеченности предприятия сферы сервиса ресурсами. В соответствии с этой гипотезой предполагается, что влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса возрастает при уменьшении или возрастании (удалении от точки, соответствующей «единице») степени относительной обеспеченности ресурсами.
При уменьшении степени относительной
обеспеченности ресурсами (относительной
недостаточности средств —
В случае превышения степенью относительной обеспеченности ресурсами значения, равного единице (относительная избыточность средств), влияние прогнозирования — планирования на успех в сфере сервиса и управлении возрастает потому, что необходимо спланировать расходование ресурсов таким образом, чтобы обеспечить синергический эффект непропорционально большого повышения Эффективности деятельности, повысить конкурентоспособность товара, обеспечить большие конкурентные преимущества для деятельности предприятия. В противном случае средства могут быть израсходованы нерационально, что, наоборот, приведет к снижению эффективности деятельности предприятия сферы сервиса.
Список используемой литературы
1.Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 256 с., ил.
2.Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 468с.
3.Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. Изд. 2-е, дополненное. Нью-Йорк, 1967 г. Пер. С англ. Под ред. Ю.В. Гаврилова и Ю.Т. Печатникова. М., «Советское радио», 1971, 648 стр.
4.Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. – 432 с.
5.Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 343 с.
7.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 704 с.
8.Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.
9.Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М., 1999, с. 63.
10.Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П. Никанорова, С.А. Батасова. М., «Советское радио», 1972, стр. 456.
11.Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.
12.Телор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М., 1992 г.
13. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. С. 180-182.