Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 10:31, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть и выявить роль системного подхода в функционировании и развитии организаций.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие и определить сущность системного подхода;
- определить свойства систем;
- рассмотреть организацию как систему.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ 4
1.1 Понятие и сущность системного подхода 4
1.2 Понятие системы. Свойство систем 9
1.3 Организация как система 18
2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ ЗАО «КВАРТЕРТ» 20
2.1 Общая характеристика фабрики ЗАО «Квартерт» 20
2.2 Анализ влияния внешней среды на деятельность Компании 21
2.3 Анализ внутренней среды ЗАО «Квартет» 30
2.4 Итоговый SWOT-анализ 41
2.5 Формирование стратегии ЗАО «Квартет» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Организация - это открытая система, ее невозможно представить вне взаимодействия с внешней средой. Внешняя среда включает организации и факторы, оказывающие определяющее влияние на организацию. Поэтому организация не может быть статичной. Она должна быстро узнавать обо всех изменениях внешней среды, представлять их значение, выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей, эффективно реагировать на воздействие внешней среды10.
Организациям как реальным объектам присущи определенные черты (характеристики):
1) Управляемость – необходимость целенаправленного координирования работников для получения необходимых результатов.
2) Социальность – организация это социальное образование, состоящее из людей. Поэтому, исходя из системного взгляда на организацию, при исследовании и управлении нужно учитывать их потребности, привычки, вкусы, культуру и др.
3) Границы – организации обладают пространственной обособленностью. Границы определяют, где начинаются и заканчиваются системы. Они могут быть физическими, психологическими, символическими и др. Во времени они также могут изменяться.
4) Структура – установленная схема размещения
и взаимодействия (взаимозависимости)
элементов организации. Обладает свойствами:
сложность - степень дифференциации элементов
организации (показатели - уровень специализации
или разделения труда; количество уровней
в иерархии; степень территориального
распределения элементов); формализация;
соотношение «централизация/
5) Наличие цели (целей) функционирования. Применительно к организации - это миссия и система целей. Миссия определяет предназначение организации. Она включает: сферу деятельности; основные результаты деятельности; основные технологии (способы деятельности); философию организации (систему ценностей и мотивов деятельности). Система целей состоит из целей для всех уровней управления (от высшего руководства до исполнителей), сформированных в соответствии с законом декомпозиции.
ЗАО «Квартет» зарегистрировано 25.11.1997 года. С февраля 1998 года приступило к выпуску товарной продукции. Ассортиментный перечень в то время составлял 9 наименований. В настоящее время предприятие выпускает более 50 видов продукции.
Современное оборудование, высокие технологии в сочетании с опытом специалистов позволяют выпускать отличного качества глазированные шоколадной глазурью легкие сбивные массы (птичье молочко, зефир), желейные конфеты, конфеты из орехов и сухофруктов в самом разнообразном сочетании.
Конфеты выпускаются как фасованные в художественные коробки, так и весовые, завернутые в красочные металлизированные этикетки.
Предприятие также имеет три собственных фирменных магазина, хорошо известный как тюменцам, так и гостям города.
Кондитерская фабрика ЗАО «Квартет» постоянно участвует в специализированных выставках, конкурсах, ярмарках, как проводимых в регионе, так и за его пределами, на которых качество продукции неизменно высоко оценивается специалистами и потребителями11.
Предприятие постоянно стремится улучшать качество выпускаемой продукции и радовать покупателей вкусными новинками.
Основные ценности компании ЗАО «Квартет» – качество производимых кондитерских изделий; уважение и честность по отношению к потребителям, сотрудникам, партнерам и конкурентам.
Миссия Фабрики ЗАО «Квартет» - приносить радость и удовольствие людям, производя качественную и полезную продукцию.
Наш девиз: «Любимое дело, выполненное честно, гарантирует успех!».
Мы работаем для Вас и Ваших детей.
Основные ценности компании ЗАО «Квартет» – качество производимых кондитерских изделий; уважение и честность по отношению к потребителям, сотрудникам, партнерам и конкурентам.
Производя высококачественную продукцию, обеспечивая стабильное производство и высокий объем продаж, фабрика вносит свой вклад в увеличение доходов партнеров.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.
Основные факторы внешней среды и их проявления представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1
Факторы внешней среды и их проявления12
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Возможная ответная реакция предприятия |
1. Экономические |
1.1. Инфляция |
Увеличение стоимости выпускаемой продукции |
Повышение цен на выпускаемую продукцию |
2. Политические |
2.1. Появление в органах гос. власти лобби от различных политических групп |
Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество |
Косвенное стимулирование в политике лиц, представляющих интересы предприятия Активная политическая позиция руководства |
3. Правовые |
3.1. Изменение законодательства РФ, налоговой политики, условий гос. регулирования |
Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений |
Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам |
3.2. Реестр монополистов |
Резкое увеличение отчисления средств предприятий-монополистов в бюджет |
Лоббирование | |
3.3. Возникновение гражданской |
Риск возникновения ответственности за нарушение действующего законодательства |
Повышение квалификации персонала | |
Риск возникновения ответственности за качество услуг | |||
4.Научно-технический прогресс |
4.1. НТП |
Появление новых технологий, оборудования |
Дополнительные вложения в открытия и обновления мощностей |
5. Социальные |
5.1.Возрастающие потребности населения |
Ужесточение требований к услугам |
Повышение квалификации персонала с целью повышения качества предоставляеиых услуг |
Рассмотрим и проанализируем отраслевые риски.
В настоящее время рынок пастиломармеладных изделий развивается высокими темпами: они приблизительно в 2—3 раза выше, чем темпы развития рынка кондитерских изделий в целом. За 2012 год потребление кондитерских изделий выросло на 5 %. Тем не менее, люди стремятся получать удовольствие без вреда для здоровья и ограничивать себя в традиционных сладостях (конфетах, тортах, пирожных), поэтому повышенный интерес к низкокалорийным продуктам и в частности «легким» сладостям вполне объясним. Такие лакомства, как зефир, пастила, мармелад, не содержат жиров, а значит, не добавят вам лишних килограммов и позволят всегда оставаться в форме, не отказывая себе в сладких удовольствиях. Кроме того, в состав пастиломармеладных изделий (при условии, что они производятся по классической технологии) входят агар и пектин, которые очень полезны для здоровья. Это тоже способствует росту интереса к «легким» сладостям. Только за прошлый год потребление продукции пастиломармеладного сегмента выросло на 10—15 %.
Основной тенденцией развития рынка пастиломармеладных изделий станет усиление конкуренции и, как следствие, предложение российским покупателям широкого ассортимента в нескольких ценовых нишах. При этом маловероятно, что в ближайшей перспективе объемы продаж какого-либо продукта под новыми ТМ смогут заместить или приблизиться к объемам продаж товара-лидера под брендом ЗАО «Квартет» — для этого необходимо время, поскольку для основного массива покупателей заслуженное годами доверие к брендам имеет существенное значение. Но не исключено, что в ближайшие 2—3 года такая позиция потребителей может измениться.
Основным отраслевым риском, являются:
Наиболее значимые возможные изменения в отрасли:
- общее ухудшение ситуации в экономике;
-изменение законодательства, затрагивающего интересы отрасли;
- рост конкуренции среди производителей аналогичной КФ продукции
Предполагаемые действия КФ «Квартет» в случае изменения ситуации в отрасли:
Риски, связанные с возможным изменением на внешних рынках цен на сырье, услуги присутствуют, т.к. кондитерская фабрика «Квартет» в своей деятельности использует не только местные источники ресурсов, сырья, услуг, технологического оборудования
Риски, связанные с возможным изменением на внутренних рынках цен на сырье, услуги, используемые КФ «Квартет» в своей деятельности, значительны. «Квартет» имеет постоянных поставщиков сырья, материалов.
Риски, связанные с возможным изменением на внешних рынках цен на продукцию и (или) услуги КФ «Квартет», отсутствуют, т.к. фабрика не поставляет изготовляемую им продукцию на внешние рынки.
Правовые риски
Правовые риски, связанные с деятельностью КФ «Квартет» на внешнем рынке, отсутствуют, т.к. фабрика осуществляет производственную деятельность только на территории Российской Федерации.
Правовые риски, связанные с деятельностью КФ «Квартет» на внутреннем рынке:
- риски, связанные с изменением валютного регулирования, можно охарактеризовать как минимальные. Данные риски в основном связаны с закупкой оборудования и сырья по валютным контрактам.
- риски, связанные с изменением налогового законодательства, заключаются в увеличении себестоимости производимой продукции в случае увеличения налоговых ставок или введения дополнительного налогообложения.
КФ «Квартет» не испытывает затруднений в получении специального разрешения на осуществление основного вида деятельности и не использует в своей деятельности объекты ограниченного гражданского оборота. Риск минимальный.
Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью КФ «Квартет» (в том числе по вопросам лицензирования) и способным отрицательно повлиять на результаты его деятельности, а также на результаты текущих споров КФ «Квартет» с третьими лицами, отсутствуют, т.к. фабрика не имеет текущих споров с третьими лицами; судебные разбирательства с участием фабрики носят непостоянный характер и не оказывают существенного влияния на финансовое состояние фабрики и его репутацию.
Поставщики
К поставщикам сырья, которые обеспечивают фабрику ЗАО «Квартет» высококачественными сырьевыми компонентами, предъявляются высокие требования. Они обеспечивают фабрику лучшими доступными сырьевыми материалами, которые в свою очередь дают возможность предоставить клиентам высококачественную продукцию.
ЗАО «Квартет» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий. Расширение доли рынка и удержание потребителей возможно лишь при условии:
В связи с этим формирование долгосрочных отношений с поставщиками сырья и материалов является для фабрики ЗАО «Квартет» одной из приоритетных задач.
В настоящее время предприятие реализует активную сбытовую политику, организую работу напрямую с федеральными и региональными розничными сетями. Работа с сетями помимо многих преимуществ, таких как рост продаж, регулярность заказов и регулярность оплат, несет и нагрузку в виде:
Информация о работе Роль системного подхода в функционировании и развитии организаций