Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:23, курсовая работа
Описание работы
Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления, тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 4 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА 1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента 6 1.2 Концепции самоменеджмента 8 1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента 11 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА 2.1 Этика и социальная ответственность менеджера 14 2.2 Эффективное использование рабочего времени 17 2.3 Организация выступлений 20 2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед 21 3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА 3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах 23 3.2 Самоменеджмент в России 25 3.3 Практические приемы самоменеджмента 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ
ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность, цели и функции
самоменеджмента 6
1.2 Концепции самоменеджмента 8
1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента 11
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
САМОМЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Этика и социальная
ответственность менеджера 14
2.2 Эффективное использование
рабочего времени 17
2.3 Организация выступлений 20
2.4 Организация совещаний
и приемы ведения деловых бесед 21
3. ОСОБЕННОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Особенности самоменеджмента
в зарубежных странах 23
3.2 Самоменеджмент в России 25
3.3 Практические приемы
самоменеджмента 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 33
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент в широком смысле
– это управление организациями любой
формы в условиях рынка и сопутствующего
ему гражданского демократического общества.
Выделившаяся из широкой области менеджмента
как науки и искусства управления, тема
самоменеджмента является весьма актуальной
в настоящий момент времени. Каждому человеку
вообще и в особенности тому, кто готовит
себя к работе организатора-менеджера
или уже является таковым, в первую очередь,
необходимо уметь превратить ситуацию,
для которой типична неупорядоченность
действий, обусловленная внешними обстоятельствами,
в ситуацию направленных и выполнимых
задач.
Нельзя не принять во внимание
тот факт, что изменения в повседневной
жизни и в управленческой сфере в частности
повышают требования к управленческому
персоналу, его профессионализму, обучению
и переподготовке. Организации не могут
взять на себя развитие всех навыков у
всех менеджеров. Как отметили М. Вудкок
и Д. Френсис [4], это привело бы к истощению
ресурсов организации и подрыву ее стабильности.
Поэтому поддержание своего постоянного
роста и развития становится необходимостью
каждого менеджера. Эту задачу и должен
выполнять самоменеджмент.
В данной работе акцент делается
на изучении этики менеджера, правильном
и действенном использовании рабочего
времени, даются рекомендации по проведению
выступлений, совещаний. Представляется,
что данные вопросы будут занимать центральное
место в планировании управленческой
карьеры.
В настоящей работе рассмотрены
различные концепции самоменеджмента,
такие как подход Зайверта [5], на основе
которого излагается сущность и функции
самоменеджмента; исследована теория
ограничений М. Вудкока и Д. Френсиса; акцентируется
внимание на концепции, направленной именно
на карьеру, которая разработана немецкими
авторами Швальбе. Слагаемые эффективного
самоменеджмента раскрываются в работе
К. Кинана «Самоменеджмент» [8]. Этика и
социальная ответственность менеджера
проанализированы на основе исследований
заслуженного деятеля науки России и профессора
В.А. Абчука. Методы эффективного использования
рабочего времени, организации выступлений
и деловых совещаний подробно описаны
Шейновым, Робинсом и Шипуновым. Далее
в работе дается рассмотрение практического
подхода к самоменеджменту, его недостатков
и достоинств в зарубежных странах и России,
дано описание применения приемов самоменеджмента
на практике. Внимание уделено именно
приему так называемого рефрейминга, психологическому
методу решения проблем, а также даны советы,
помогающие управленцу справляться с
негативной информацией.
Объектом исследования является менеджмент
как наука и искусство управления в современном
мире. Предмет исследования – это проблема
самоменеджмента как нового направления
в традиционном менеджменте.
Структура данной работы включает
в себя такие разделы, как: современные
научные взгляды на сущность самоменеджмента
(рассмотрены в отдельном порядке сущность, цели и функции
самоменеджмента, концепции самоменеджмента,
слагаемые эффективного самоменеджмента);
основные составляющие самоменеджмента
(дается изложение описания этики и социальной
отвественности менеджера, эффективного
использования рабочего времени, организации
выступлений и проведения совещаний и
приемов ведения деловых бесед); в практической
части работы охарактеризованы особенности
самоменеджмента в зарубежных странах. Цель исследования
– осуществление помощи в закреплении
навыков и приемов эффективного самоменеджмента.
1. СОВРЕМЕННЫЕ
НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ
САМОМЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность, цели
и функции самоменеджмента
Начало научного осмысления
проблемы самоменеджмента в отечественной
управленческой и социологической литературе
можно отнести к середине 90-ых годов. В
одной из первых публикаций на эту тему
В. Карпичевым была предпринята попытка
«введения в проблему» самоменеджмента.
Несколько ранее понятие «самоменеджмент»
было введено в научный оборот Л. Зайвертом,
руководителем Института рационального
использования времени в Германии. Интерес
к этой проблеме не случаен. Он обусловлен
логикой развития управленческих знаний.
Самоменеджмент как новое направление
в современном менеджменте возник в ответ
на изменения в управленческой ситуации
в мире:
-возрастание масштабов и изменения
в предпринимательстве и бизнесе требуют
от менеджеров освоения новых подходов
и навыков управления, борьбы собственного
отставания, непрерывности саморазвития;
-нарастание неопределенности,
давления и напряженности в различных
формах жизнедеятельности организаций
и связанных с этим стрессов требуют от
менеджеров умения управлять собой;
-превращение творческого потенциала
работника в самый ценный капитал организации
выдвигает требование сохранения и развития
этого потенциала, в том числе и самими
работниками;
-исчерпание возможности многих
традиционных школ и методов управления
ставит менеджеров перед необходимостью
освоения современных управленческих
приемов переоценки своего потенциала
и работы над его развитием.
Очень важным фактом является
то, что потребность в мотивации творческого
потенциала каждого работника и невозможность
удовлетворить ее в рамках традиционного
менеджмента и усилиями самих организаций
вызвали к жизни процесс социологизации
и психологизации менеджмента, на волне
которого и возникло направление самоменеджмента,
открывающее перспективы для исследования
и практической реализации индивидуальной
деловой карьеры.
Самоменеджмент – это последовательное
и направленное применение испытанных
методов работы в повседневной практике
для оптимального, осмысленного использования
своего времени.
Соответственно основная цель самоменеджмента
– максимально использовать собственные
возможности, сознательно управлять течением
своей жизни (самоопределяться) и преодолевать
внешние обстоятельства как на работе,
так и в личной жизни.
На самоменеджмент возлагается
выполнение определенных функций, в виде
которых представлено ежедневное решение
разного рода задач и проблем. Функции
находятся в определенной взаимозависимости
и, как правило, реализуются в определенной
последовательности.
Подобный процесс самоменеджмента
представлен как своего рода круг правил,
наглядно демонстрирующих связи между
отдельными функциями самоменеджмента
(рисунок 1)
Для каждой функции разработаны
рабочие приемы и методы ее реализации,
а также ожидаемый результат в виде выигрыша
во времени. Все они составляют технику
самоменеджмента.
Рисунок 1.– Круг
правил
Во внешнем круге обозначены
пять правил:
1) – постановка целей (анализ
и формирование личных целей);
2) – планирование (разработка
планов и альтернативных вариантов своей
деятельности);
3) – принятие решений (принятие
решений по предстоящим делам);
4) – реализация и организация
(составление распорядка дня и организация
личного трудового процесса для осуществления
поставленных задач);
5) – контроль (самоконтроль
и контроль итогов).
6) – информация и коммуникация
(поиск и обмен информацией, осуществление
коммуникационных связей, необходимое
на всех фазах процесса самоменеджмента).
1.2 Концепции самоменеджмента
Первая концепция, рассматриваемая
в данной работе, разработана Л. Зайвертом.
Он выделяет 6 вышеуказанных функций самоменеджмента.
К преимуществам самоменеджмента
Зайверт относит:
1. выполнение работы с меньшими
затратами;
2. лучшая организация труда;
3. лучшие затраты труда;
4. меньше спешки и стрессов;
5. больше удовлетворения от
работы;
6. большая мотивация труда;
7. повышение квалификации;
8. меньшая загруженность работой;
9. меньше ошибок при выполнении
своих функций;
10. достижение профессиональных
и жизненных целей.
Главным преимуществом Зайверт
считает рациональное использование и
сбережение самого дефицитного и важного
личного ресурса – собственного времени.
Эта концепция и техника менеджмента
может быть использована для самоменеджмента
деловой карьеры. Вместе с тем деловая карьера
– это специфический объект управления
(и самоуправления).
Вторая концепция самоменджмента
(авторы – М. Вудкок и Д. Френсис) построена
на идее ограничений. Под ограничением
понимают фактор, сдерживающий потенциал
и результаты работы «системы» организации
в целом, группы или индивида. Теория ограничений
предлагает в качестве быстрейшего и наиболее
практичного способа осуществления ускоренного
саморазвития изучение, осознание и преодоление
ограничений, препятствующих успеху и
личному росту.
Ориентиром в саморазвитии
служат критерии эффективного управления,
которое требует у менеджера наличия:
способности управлять собой;
разумных личных ценностей;
четких личных целей;
упора на постоянный личный
рост;
навыка решать проблемы;
изобретательности и способности
к инновациям;
высокой способности влиять
на окружающих;
знания современных управленческих
подходов;
способности руководить;
умения обучать и развивать
подчиненных;
способности формировать и
развивать эффективные рабочие группы.
В отличие от них Карпичев предпринял
попытку обозначить контуры как бы междисциплинарной
модели самоменеджмента, опирающейся
на совокупность человековедческих наук
[7]. Контуры модели очерчены следующими
концептуальными положениями:
1. Острая необходимость в рациональной
организации самодеятельности индивида.
2. Самоменеджмент направлен
на субъект управления и раскрывается
такими понятиями, как самоуправление,
самоорганизация, самовоспитание.
3. Самоменеджмент – это
многоуровневый процесс самодеятельности,
возвышения личности. Он представляет
собой смену состояний, качеств.
4. Самоменеджмент предполагает
опережающее отражение действительности.
Для него характерно управление
по слабым сигналам, ориентация
на стратегические неожиданности.
5. Самоменеджмент – это
способ организации жизни. Его
нельзя воспринимать как элементарный
набор тех или иных правил.
6. Самоменеджмент всегда
ситуативен, разрушает любой стереотип.
Еще одна концепция основана
на идее культуры деловой жизни, постижение
которой и является целью самоменеджмента
[13].
Очевидно, и эта концепция самоменеджмента
оказывает косвенное влияние на карьеру
– через повышение делового потенциала
работника. В то же время в ней отсутствует
блок самооценки, что делает методические
советы пригодными для «общего употребления.
Следующая анализируемая концепция,
которой завершается рассмотрение научных
идей самоменеджмента, наиболее сориентирована
на карьеру. Авторы концепции Бабель и
Хайнц Швальбе в качестве центральной
составляющей выбрали связь карьеры с
успехом [14]. Именно ориентация на достижение
успеха, соотнесенного с ожиданиями, системой
ценностей, жизненными целями индивида,
а также получающего положительную общественную
и социальную оценку, служит главным мотивом
продвижения по ступеням деловой карьеры.
Такая концепция может быть
разработана на основе изучения ответов
на следующие вопросы:
- какие усилия работник
готов затратить для достижения
успеха?
- готов ли он работать
самостоятельно или под началом?
- в какой степени он
готов рисковать ради успеха?
- какой путь более приемлем
– предпринимательская или служебная
карьера?
Таким образом, эта концепция
ценна своей нацеленностью на успех как
результат и критерий деловой карьеры.
1.3 Слагаемые эффективного
самоменеджмента
Для того чтобы научиться эффективно
управлять собой, необходимо приложить
усилия и потратить немало сил и времени.
Рассматриваются составляющие эффективного
самоменеджмента, предложенные Кейт Кинан,
дипломированным психологом [8].
1) Самооценка. Самооценка
играет очень важную роль в самоменеджменте.
Если у человека заниженная самооценка,
то ему даже не придет в голову мысль о
необходимости научиться управлять собой.
Если человек сам себя не ценит, почему
его должны ценить другие?
Необходимо научиться ценить
себя. Никто не сможет заставить человека
ценить самого себя, если он сам этого
не захочет. А еще он не будет всерьез воспринимать
похвалу окружающих, потому что не будет
уверен в том, заслужил ли он ее.
Только свои собственные достижения
могут повысить самооценку. Кинан рекомендует
начать с малого:
приходить вовремя на работу;
выполнять задания в срок;
выполнять обещания;
выполнить хотя бы одно задание,
которое совсем не хотелось делать;
закончить то, что когда-то начали
и никак не могли закончить.
Уверенность в себе появится
только с возникновением собственных
стандартов. Необходимо придерживаться
их. Достигнув определенных результатов,
человек, начнет воспринимать признание
окружающих как награду за выполнение
даже незначительных заданий и при этом
будет уверен, что похвала заслужена. Следует
помнить, что никто не сможет унизить человека
без его негласного позволения на то. Высокая
самооценка дает его обладателю уверенность
в себе и способствует достижению успеха.
2) Умение постоять
за себя. Часто людям очень трудно сделать
две вещи – настоять на своем и сказать
«нет», поскольку они думают, что навязывают
свою точку зрения окружающим.
а) умение настоять
на своем. Если человек к чему-то стремится
и старается всеми силами этого достичь,
то обычно он испытывает чувство некоторого
беспокойства, вызванное предчувствием
отказа. Риск отказа всегда возможен, но
нужно быть к этому готовыми, что потом
не расстраиваться.