Самоменеджмент и его составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления, тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента 6
1.2 Концепции самоменеджмента 8
1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента 11
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Этика и социальная ответственность менеджера 14
2.2 Эффективное использование рабочего времени 17
2.3 Организация выступлений 20
2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед 21
3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах 23
3.2 Самоменеджмент в России 25
3.3 Практические приемы самоменеджмента 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

У человека, не привыкшего настаивать на своем – если все получается именно так, как он хотел, - может возникнуть чувство вины. Нужно научиться избавляться от этого чувства. Воспринимать свои права как должное, не более.

б) умение сказать «нет». Основная проблема большинства людей – это неумение отказывать. Для того чтобы не приходилось очень часто говорить «нет», человеку нужно подумать, почему именно к нему обращаются с просьбами. Может быть, потому, что он хороший человек, или потому, что он очень мягкий человек, который всегда поможет и справится с любыми трудностями. Возможно, данный человек очень ответственный, и все задания выполняет вовремя – иногда даже в ущерб себе. А может, другие люди более настойчивы или эгоистичны.

Обычно человеку очень трудно сказать «нет» - он либо чувствует себя неловко, либо же его просто заставляют это сделать, не предоставляя даже права выбора. Кейт Кинан советует не бояться говорить «нет», но учит делать это конструктивно. При этом рекомендует стараться помогать дельным советом, который облегчит решение возникшей проблемы. 3) Умение быть настойчивым. Приняв решение, нужно немедленно действовать. Только так можно добиться хороших результатов. Преуспевают не только умные и удачливые люди. Добиться успеха может каждый, кто постоянно работает и настойчиво стремится к достижению поставленных целей. Безусловно, человек должен быть на сто процентов уверен в необходимости осуществления той или иной задачи. Он должен добиваться своего, преодолевая возникающие преграды и препятствия. Настойчивость – качество, которое необходимо постоянно развивать и воспитывать. 4) Умение справляться со стрессом.  Страх и гнев до сих пор неотъемлемые части человеческой сущности. Но человек устроен так, что может справиться с этими чувствами. В ответ на угрозу опасности человеческий организм готовится к двум видам защитной реакции:

    • к борьбе – смелый и решительный человек справится с ситуацией
    • к побегу – если благоразумнее избежать грозящей опасности

Подобный механизм реагирования приводит к возникновению стресса, потому что способствует накоплению негативной энергии, которой не всегда можно дать выход. Таким образом, человек оказывается в стрессовой ситуации.

Обычно вовлечение в какую-нибудь деятельность помогает избавиться от стресса. Есть три прекрасных способа избавления от стресса:

1) Физические нагрузки  снимают напряжение и помогают  вернуться к нормальному состоянию.

2) Общение с окружающими, дружеская беседа и смех дают  выход негативной энергии.

3) Составление различных  планов помогает отвлечься, заставляет  задуматься и таким образом  направить энергию в другое  русло.

Можно использовать каждый метод отдельно, но их комбинирование способствует достижению лучших результатов.

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ  САМОМЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Этика и социальная  ответственность менеджера

Этика – это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.

Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или неправильное. Применительно к менеджменту это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти.

В качестве неэтичного менеджмента можно привести достаточно распространенные явления, которые предложены В. А. Абчуком [1]:

    • выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным («средства оправдывают цель»);
    • неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев этические нормы соответствуют нормативным, что облегчает их выполнение.

Аморальными и одновременно противоречащими закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.

В большинстве случаев этичное поведение менеджера не регламентируется законодательно.

Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмента входят:

    • нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;
    • уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;
    • уважение к ветеранам и старикам;
    • уважение к властям и руководителям;
    • уважение к результатам чужого труда;
    • уважение к чужому горю;
    • стремление к чистоте и порядку;
    • опрятность в одежде.
    • нарушением этических норм считается:
    • неуважение к чужим физическим недостаткам;
    • неуважение к чужому мнению (если оно не совпадает с Вашим);
    • неуважение к науке, образованности, чужому опыту;
    • нарушение правил общественного поведения;
    • обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;
    • невыдержанность, грубость, брань.

Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению.

Социальная ответственность менеджера (менеджмента) предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать в решении социальных проблем населения той страны, в которой он работает. Рассмотрим ее основные отличительные качества:

1. Сложность. Поскольку социальная ответственность не имеет строгой нормативной регламентации, реализация ее слабо разработана, во многом носит вкусовой характер, менеджер к ней плохо подготовлен.

2. Неясные последствия. Многие важные акты проявления социальной ответственности не имеют достаточной законодательной базы и поэтому их экономические последствия порой не ясны менеджеру. Это вызывает у него опасения и как следствие – отказ от их осуществления.

3. Потеря конкурентоспособности. Расходуя средства на социальные программы, менеджер вынужден включать дополнительные издержки в цену товаров и услуг, давая тем самым преимущества своим конкурентам.

4. Отступление от главной цели менеджмента. Занимаясь бесплатными социальными программами, организация вынуждена отклоняться от своей главной рыночной задачи – максимизации прибыли.

5. Моральное давление. Реализация социальной ответственности инициируется и сопровождается моральным давлением общества. При этом нарушается важнейший принцип рынка – рыночная свобода.

6. Дополнительный маневр ресурсами. Социальные программы дают возможность использовать для них ту часть ресурсов организации, которая в данный момент не выгодна для целей бизнеса.

7. Возможность получения государственных льгот. Социальная деятельность организации, как правило, встречает ответную реакцию государства в виде всевозможных льгот и других форм поддержки.

8. Благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат. Социальная деятельность организации поднимает ее авторитет в глазах общества и предпринимательских кругах, что в стратегическом плане создает благоприятные условия для инноваций и бизнеса.

9. Возможность выбора программ. Будучи добровольной, социальная деятельность предоставляет менеджеру свободный выбор объектов социальной поддержки, ее характера, не требующий какого-либо отчета.

2.2 Эффективное  использование рабочего времени

Проблема недостающего времени заботит всех. В.П. Шейнов отмечает, что по результатам исследований социологов совершенно справедливо утверждение: «Времени не хватает тому, кто не умеет его использовать» [15]. Управлением временем – это персональная форма эффективного планирования временных затрат. Суть управления временем заключается в его максимально эффективном использовании.

Выделяют два основных вида непроизводительного расходования рабочего времени. Они делятся на:

    1. зависящие от работника – недостаток опыта, недостаточный уровень образования или квалификации, неорганизованность и нерациональный распорядок дня;
    2. не зависящие от работника – избыток совещаний, вызовы к руководству и ожидание приема, ненужная отчетность.

Четкое планирование работы должно обеспечить эффективность использования рабочего времени.

Можно выделить 10 правил эффективной организации времени:

Правило 1. Составить план дня с указанием перечня дел в порядке их важности. Когда люди тратят время на планирование времени, его становится больше.

Рекомендуется выписать в блокнот дела на день (неделю) в порядке приоритетов:

1)  важные дела (в порядке их важности)

2)  срочные дела (в порядке их срочности)

3)  текущие, несрочные дела (в порядке важности)

Правило 2. Браться прежде всего за важные и срочные дела. Обычно 80% времени отнимают дела маловажные, приносящие в копилку результативности дня не более 20%. И, наоборот, из 10 дел всегда найдется 2-3, сделав которые, человек уже будет доволен своим днем. Не стоит давать обстоятельствам «сталкивать» себя с намеченного пути.

Правило 3. Спрятаться от «текучки», уединиться хотя бы на 1 час. Количество обращений к управленцу очень велико. Средний интервал между обращениями – не более 8 минут. Однако если учесть, что значительная часть времени уходит на совещания, ходьбу по кабинетам и т. д., то в остальное время эти интервалы значительно меньше. Хороший секретарь экономит руководителю до 30% времени.

Правило 4. Не распыляться, заниматься в каждый момент только одним делом. Пропускать через свое сознание в каждый момент времени только один вопрос – важнейший и не переходить к другому, пока не закончите этот. «Перескакивание» с вопроса на вопрос – это расточительство, поскольку нужно вникать в вопрос – значит тратить дополнительное время.

Правило 5. Руководителю не следует делать то, что могут сделать его подчиненные. Необходимо соблюдать некоторые требования.

При делегировании полномочий подчиненному передается исполнительская ответственность, а управленческая остается за руководителем.

Контроль по результату, а не по методам исполнения.

Право на ошибки. Всем свойственно ошибаться.

Продуманный выбор исполнителей. Поручать тому, кто имеет большие возможности исполнить поручение на должном уровне.

Четкость задания. Необходимо позаботиться о проверке того, понял ли сотрудник, получающий задание, как оно должно быть выполнено.

Правило 6. Оптимизировать систему контроля. При отсутствии контроля уровень исполнительской дисциплины неминуемо падает, что в итоге делает любые усилия руководителя бесплодными, а результаты его деятельности – плачевными. Однако и чрезмерный контроль не годится. Во-первых, отнимает много времени у руководителя, и, во-вторых, неизбежно приводит к привычке не делать ни шага без санкции руководителя.

Правило 7. Не умножать количество бумаг на столе. Обычно по 80% бумаг может быть принято решение с первого прочтения – стоит лишь немного подумать над каждой из них. Стопки бумаг на столе говорят и неорганизованности менеджера и незнании им законов психологии. Вид стола не должен отвлекать от решения задач.

Правило 8. Рационализировать технику чтения. Наиболее радикальное средство – освоить технику быстрого чтения. Это позволит тратить на чтение документов в 3-5 раз меньше времени.

Правило 9. Экономить время на совещаниях. Совещания необходимо собирать только при наличии двух условий:

    • без него не обойтись;
    • оно подготовлено.

Очень важно заранее позаботиться о том, чтобы были подготовлены цели совещания, круг участников, определена продолжительность, ответственные.

Правило 10. Использовать эффект 7 «мелочей»:

1) Записывать полезную  информацию, не надеяться на память;

2) Использовать для работы и чтения время ожидания приема;

3) Всегда носить с собой  блокнот и ручку;

4) Не тратить время  на сетования по поводу неудач;

5) Анализировать свои  привычки, чтобы избавляться от  вредных;

6) Не считать, что методы  и приемы Вашей работы –  самые лучшие;

7) Решив трудную задачу, наградить себя кратким отдыхом.

2.3 Организация  выступлений

Руководитель должен владеть деловым красноречием. Без этого нельзя оперативно и эффективно управлять коллективом. Слова руководителя должны характеризовать деловитость, лаконичность, взвешенность, емкость, полный отказ от штампа, умение предельно доходчиво, точно, ясно, увлекательно сказать о самых сложных и серьезных вещах. Вместе с этим необходимо отказать от лишних выступлений, ничего не дающих слушателям, выступлений «по бумажке».

При обдумывании плана речи необходимо учитывать следующее: с избытком подбирать материал для выступления, это позволит уверенно обращаться с ним. Уверенность в речи способствует солидные знания в соответствующей области. Если же их нет – провал неизбежен.

При подготовке выступления нужно помнить, каковы круг слушателей (половозрастной состав, интересы), на который рассчитано выступление, причина выступления, его тема и цель. Необходимо тщательно, лаконично спланировать выступление, подумать, как сформулировать свои мысли, чтобы раскрыть тему и достичь цели выступления.

План выступления, предложенный Шейновым, поможет гладко провести любое выступление [15].

Вступление: цитаты, пословицы, поговорки, интересные примеры и факты; обоснование темы; утверждения; определения.

Основная часть: анализ проблемы; ясность построения, идейное и систематизация содержания, логическое изложение основных и второстепенных вопросов; эмоциональный накал и его усиление; доходчивость; неопровержимость вызовов.

Информация о работе Самоменеджмент и его составляющие