Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа
При выполнении данной работы ставится цель провести сегментацию рынка.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические аспекты сегментации рынка;
исследуются методологические аспекты сегментации рынка;
проводится сегментация рынка молочной продукции как элемент стратегического управления магазина «Альбатрос».
Для удобства потребителей в комплекс дополнительных услуг включается упаковка товаров не только в мешки, но и в фирменные пакеты, которые покупателю вручаются бесплатно вместе с покупкой
Таким образом, магазин «Альбатрос» использует не только эффективный метод продажи товаров, но и предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг, которые постоянно расширяются и обновляются, т.к. в конечном итоге это приводит к совершенствованию торгового обслуживания.
3.2. Сегментация рынка молочной продукции г. Курска
Для целей стратегического управления магазином «Альбатрос» проведем сегментацию рынка молочной продукции г. Курска.
При выявлении того, как часто жители города Курска покупают молочную продукцию были получены результаты представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 - Ответы респондентов на вопрос: «Как часто Вы приобретаете
молочную продукцию?»
31,8% респондентов приобретают молочную продукцию ежедневно, на втором месте (27,3%) те, кто приобретают молочную продукцию один раз в неделю, на третьем месте (22,7%) те респонденты, кто приобретают молочную продукцию два-три раза в неделю. 18,2% респондентов приобретают молочную продукцию от случая к случаю.
При ответе респондентов на вопрос: «Как часто Вы приобретаете сыр?», - были получены следующие результаты (рисунок 3).
Рисунок 3 - Ответы респондентов на вопрос: «Как часто Вы приобретаете сыр?»
40,9% респондентов покупают сыр один раз в неделю. На втором месте те респонденты (31,8%), которые покупают сыр два-три раза в неделю, на третьем месте те, кто совершает покупки сыра от случая к случаю (22,7%). Лишь 4,5% респондентов покупают сыр ежедневно.
С целью определения того, каких производителей молочной продукции знают респонденты, были получены следующие результаты (рисунок 4).
Рисунок 4 - Ответ респондентов на вопрос: «Каких производителей молочной продукции вы знаете?»
Из рисунка видно, что особой популярностью среди респондентов пользуется продукция ОАО «Белгородский молочный комбинат» (95,5%), на втором месте по популярности продукция ОАО «Винн-Билль-Данн» (Москва) – 90,9%.
72,7% респондентов знают
продукцию ОАО «Суджанского
ОАО «Сыродел» г. Рыльска Курской области знают лишь 18,2% респондентов.
При анализе ответов респондентов на вопрос, каких производителей сыров они знают, были получены следующие результаты. Среди респондентов наибольшей популярностью среди производителей сыров пользуется ОАО «Сыродел» г. Рыльск, Курской области – 77,3%, на втором месте АОЗТ «Янтарь» г. Воронеж – 45,5%, третье месте делят ЗАО «Авида» г. Старый Оскол, Белгородской области и ОАО «Курский холодильник» г. Курск – по 31,8% респондентов.
Таким образом,
мы выявили, что среди
Проанализируем привлекательнос
Таблица 3 - Привлекательность продукции для потребителя
№ п/п |
Предприятие-конкурент |
Наименование позиции |
Мнение потребителей |
1 |
ОАО «Белгородский молочный комбинат» |
Молоко жирностью 50% |
Высокое качество |
2 |
ОАО «Винн-Билль-Данн» |
Молоко со вкусом абрикоса |
Известная марка |
3 |
ОАО «Суджанский маслодельный комбинат» |
Молоко жирностью 25% |
Высокое качество |
4 |
ОАО «Курский холодильник» |
Молоко жирностью 15% |
Низкая цена, приверженность населения местному производителю |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная привлекательность для потребителей в различных сегментах молока связана с высоким качеством, при этом ценовая конкуренция наблюдается в меньшем объеме.
Для выявления направления стимулирования продаж молочной продукции в магазине «Альбатрос» проведем анализ ассортиментного ряда на основе матрицы БКГ, в результате можно выделить четыре категории товаров (таблица 4).
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», в поддержке достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».
Таблица 4 - Позиционирование молочной продукции, реализуемой в магазине «Альбатрос»
Категория |
Значение категории |
Наименование торговых марок |
«звезды» |
приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту |
сыр «Российский» молодой 50%, «Сыр Витязь» 50% |
Продолжение таблицы 4
«дойные коровы» |
переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей» |
молоко 2,5% жирности, кефир 2,5% жирности, масло крестьянское сладкосливочное, масло крестьянское особое |
«трудные дети» |
новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами» |
масло топленое в упаковках 450 г., сметана 20% в упаковке пластмассовый стакан 250 г., сметана 20% в пластмассовом стакане 500 г., творог нежирный в фольге 250 г. |
«мертвый груз» или «неудачники |
нежизнеспособны, не способствуют экономическому росту, не приносят прибыли |
йогурт 2,5% жирности, в упаковке по 0,5 кг., сыр «Сусанинский» 45% жирности |
Спрос на продукцию основных дилеров молочной продукции представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Основные дилеры молочной продукции, реализуемой в магазине «Альбатрос»
Наименование дилера |
Приобретаемая продукция, пользующаяся наибольшим спросом |
ООО «Молмясопроминвест» |
сыр, молоко |
Завод плавленых сыров «Карат» |
сыр |
ИП Березутский |
сыр |
«Стройкомплект» |
вся продукция ОАО «Сыродел» |
Наибольшей популярностью у дилеров пользуется сыр, всю продукцию покупает только «Стройкомплект».
На основании анкет, мы проанализировали основную рекламу молочной продукции в СМИ, в результате было выявлено четыре основных производителя: «ТетраПак», «Веселый молочник», «Авида», «Домик в деревне». Исследование показало, что реклама товаров всех перечисленных производителей, кроме «Авида», вызывает у респондентов чувства, что это хороший товар, тогда как «Авида» - выпускает посредственный товар.
Наиболее положительные эмоции у респондентов вызывает реклама продукции «Веселый молочник» (рисунок 5).
Рисунок 5 - Отношение респондентов к рекламе продукции «Веселый молочник»
46% респондентов признают, что данная реклама легкая для восприятия, на втором месте те респонденты, которые признают, что данная реклама теплая – 23%; 16% респондентов оценивают данную рекламу, как заслуживающую запоминания, а 15%, как приятную.
На втором месте по популярности среди респондентов заняла реклама «Домик в деревне», мнения о ней распределились следующим образом (рисунок 6).
32% респондентов признают, что реклама продукции «Домик в деревне» является приятной, на втором месте те респонденты, которые считают, что данная реклама заслуживает запоминания – 26%. 23% считают, что данная реклама занимательная, а 19% - легкая для восприятия.
Реклама продукции «ТетраПак» по мнению респондентов является спокойной и не заслуживающей запоминания.
Рисунок 6 - Отношение респондентов к рекламе продукции
«Домик в деревне»
Таким образом, нами выявлено, что реклама должна быть в меру агрессивной, легкой для восприятия и приятной.
Самой крупной на рынке молока является Группа Вимм Билль Данн, по некоторым оценкам занимаемая компанией доля составляет 35%. Группа является одним из наиболее крупных производителей молочных продуктов и соков.
Эксперты считают, что одним из основных конкурентов на рынке молока является французская Данон. Самая активная из зарубежных производителей молока, компания проводит агрессивную рекламную политику.
Эрман, немецкая компания – производитель йогуртов, которые изготавливаются на комбинате, расположенном в Московской области. Фирменные бренды Эрман: Эрмигурт, Йогуртович, Фруктович и Услада были специально разработаны с расчетом на российского потребителя. Доля рынка, занимаемая Эрман, в продажах йогуртов и молочных десертов составляет в количественном выражении 4,1%.
Молочный комбинат Воронежский - российская компания, производящая широкий ассортимент молочной продукции. Его основными брендами являются Вкуснотеево и Иван Поддубный. Доля Молочного комбината Воронежский в сегменте рынка традиционных молочных продуктов равна 4,1%, а общая доля компании на российском рынке молочной продукции - 3,7%.
Сегментация рынка по производителям молочной продукции |
Доля на рынке, % |
Данон |
7 |
Юнимилк |
15 |
Молочный комбинат Воронежский |
4 |
Эрман |
4 |
Вимм Билль Данн |
35 |
Региональные молочные компании |
35 |
Рисунок 7 - Реклама и стратегия маркетинга на рынке молока и молочной продукции
Зарубежные компании-
Рисунок 8 - Сегментация рынка по видам молочной продукции
Сегментация рынка по видам продукции из молока |
Доля на рынке, % |
Стерилизованное и пастеризованное молоко |
60 |
Кисломолочные продукты и йогурты |
25 |
Сметана |
7 |
Творог |
5 |
Другие продукты из молока |
3 |