Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа
При выполнении данной работы ставится цель провести сегментацию рынка.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические аспекты сегментации рынка;
исследуются методологические аспекты сегментации рынка;
проводится сегментация рынка молочной продукции как элемент стратегического управления магазина «Альбатрос».
Основным достоинством данного метода является то, что он при интерпретации сегментов позволяет учитывать цели, желания и нужды фирмы, которая продвигает товары и инициирует исследования по выделению сегментов [18, с. 111].
Определение критериев привлекательности сегментов. Можно перечислить множество факторов, которые могут быть выбраны в качестве критериев привлекательности сегментов. Однако западные специалисты по маркетингу советуют использовать не более пяти-шести критериев, иначе задача станет слишком сложной и потеряет свою нацеленность.
При выборе критериев важно акцентировать внимание на том, что оценка привлекательности сегмента должна быть объективной, т.е. должны быть использованы внешние по отношению к организации данные. Критерии должны быть независимыми по отношению к позициям организации в своих сегментах.
Определение метода оценки привлекательности сегментов. Существует немало конкретных методов оценки привлекательности сегментов. Многие известные зарубежные специалисты, такие, как М. Дж. Крофт, М. Макдональд и Я. Данбар, С. Дибб и Л. Симкин, Ф. Котлер, придерживаются довольно-таки гибкой методики, которая позволяет исследователю самому выбрать критерии привлекательности. М. Дж. Крофт выделяет следующие преимущества данной методики:
Методика позволяет учитывать множество факторов, причем в количественном выражении, что делает анализ более значимым. Это не просто ситуационный анализ одномоментного состояния. Она допускает учет изменений, которые произойдут в будущем. Такой анализ одинаково хорошо подходит как для существующих сегментов, так и для вероятных будущих, а также для рынков в целом [10, с. 80].
Несмотря на ряд преимуществ, данная методика имеет свои недостатки. Главным недостатком является то, что результаты итоговой оценки одного и того же сегмента будут отличаться у разных исследователей. То есть не обеспечивается объективность оценки. Это связано с тем, что каждый исследователь должен сам, исходя из своих субъективных взглядов, присвоить каждому фактору свой весовой коэффициент и оценить каждый фактор для конкретного сегмента по какой-либо балльной шкале.
3. Сегментация
рынка молочной продукции как
элемент стратегического
3.1. Общая характеристика и анализ маркетинговой деятельности супермаркета «Альбатрос»
Продуктовый супермаркет «Альбатрос» расположен по адресу:
г. Курск, пр-т Дружбы, 1
телефон 57-73-30
Данные таблицы 1 наглядно показывают, что наблюдается рост розничного товарооборота в отчетном периоде.
Средний уровень валового дохода снизился в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1,72%, что привело к уменьшению суммы прибыли магазина на 669,36 тыс.р. (38916*1,72:100), а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 1,62% было получено 630,44 тыс.р. прибыли.
Таблица 1 - Информация о прибыли магазина, тыс.р.
Показатели |
Фактически за прошлый (2009) год, тыс.р. |
Отчетный год (2010) |
Отклонение |
В % к прошлому году | |||
План |
Факт |
% выполнения плана |
От плана |
От прошлого года | |||
Товарооборот, тыс.р. |
31598 |
37482 |
38916 |
103,8 |
+1434 |
+7318 |
123,2 |
Валовой доход, остающийся в распоряжении, сумма тыс.р. |
4165,42 |
4293,58 |
4459,48 |
103,9 |
+165,9 |
+294,06 |
107,1 |
Уровень в % к обороту |
13,18 |
11,45 |
11,46 |
100,1 |
+0,01 |
-1,72 |
86,9 |
Продолжение таблицы 1
Издержки обращения, всего: сумма, тыс.р. |
3743 |
3892 |
3975 |
102,1 |
+83 |
+232 |
106,2 |
Уровень в % к обороту |
11,84 |
10,38 |
10,22 |
98,5 |
-0,16 |
-1,62 |
86,3 |
Прибыль от реализации, всего: сумма, тыс.р. |
422,42 |
401,58 |
484,48 |
120,6 |
+82,9 |
+62,9 |
114,7 |
Уровень в % к обороту |
1,34 |
1,07 |
1,24 |
115,9 |
+0,17 |
-0,1 |
92,5 |
Внереализационные доходы, тыс.р. |
64,31 |
92,45 |
108,57 |
117,4 |
+16,12 |
+44,26 |
168,8 |
Внереализационные расходы, тыс.р. |
49,1 |
55,21 |
57,34 |
103,9 |
+2,13 |
+8,22 |
116,7 |
Балансовая прибыль, сумма, тыс.р. |
437,61 |
438,82 |
535,71 |
122,1 |
+96,89 |
+98,1 |
122,4 |
Уровень в % к обороту |
1,38 |
1,17 |
1,38 |
118,0 |
+0,21 |
- |
100,0 |
Средний уровень валового дохода повысился в отчетном году по сравнению с планом на 0,01%, что привело к увеличению суммы прибыли магазина на 3,89 тыс.р., а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 0,16%, было получено 62,27 тыс.р. прибыли. Внереализационные доходы в отчетном году способствовали увеличению суммы прибыли по сравнению с прошлым годом на 44,26 тыс.р. и против плана на 16,12 тыс.р. Наличие не планируемых расходов привело к снижению суммы прибыли в отчетном году по сравнению с прошлым на 8,22 тыс.р. и против плана на 2,13 тыс.р. По магазину «Альбатрос» уровень рентабельности продаж в отчетном году составил 1,24% к обороту и возрос по сравнению с планом на 0,17% к обороту, что свидетельствует о спросе покупателей на товары магазина «Альбатрос».
Таким образом, все экономические показатели свидетельствуют о высокой степени удовлетворения покупательского спроса, а значит и об эффективной организации торгового обслуживания в магазине «Альбатрос».
В обязанность продавца, работающего в магазине «Альбатрос», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Пришедшие в магазин «Альбатрос» покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания.
Продавец выявляет намерения покупателей о необходимом товаре, при этом продавец предлагает сопутствующий товар, при необходимости дает характеристику товара, подчеркивает достоинства, объясняет способ приготовления и т.д. все это делается для того, чтобы выполнить желание покупателей «с прибылью для него и для магазина».
При выполнении технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, затрачивается много труда и времени. Оно сокращается в магазине «Альбатрос» за счет квалифицированных торговых работников, а также за счет хорошо оснащенных рабочих мест, где есть необходимое торговое оборудование, инвентарь, надлежащий упаковочный материал. Время на обслуживание покупателей сокращается в магазине «Альбатрос» за счет предварительной фасовки товара, так как все это влияет на уровень торгового обслуживание.
Завершается продажа
товаров расчетом с покупателями
и выдачей им покупок на рабочем
месте продавца, так как это
более удобней для покупателей.
Средний уровень валового дохода снизился в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1,72%, что привело к уменьшению суммы прибыли магазина на 669,36 тыс.р. (38916*1,72:100), а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 1,62% было получено 630,44 тыс.р. прибыли.
В 2009 отчетном году магазин «Альбатрос» стал рациональней использовать площадь магазина. Коэффициент установочной площади приближен к нормативу, что также свидетельствует о рациональном размещении торгового оборудования. Данный коэффициент в отчетном году выше, чем в прошлом, что свидетельствует о положительной работе руководства магазина «Альбатрос», которое постоянно следит за рациональным использованием торгового оборудования.
Далее анализируем экономические показатели, характеризующие эффективность традиционного метода продаж, применяемого в магазине «Альбатрос». Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Информация экономических показателей по магазину
«Альбатрос», осуществляющего торговлю традиционным методом продаж
за 2009-2010 гг.
Экономические показатели |
2009 год |
2010 год |
Годовой товарооборот, тыс.р. |
31598 |
38916 |
Годовой товарооборот на 1 кв.м. общей площади, тыс.р. |
31,598 |
38,916 |
Годовой товарооборот на 1 кв.м. площади торгового зала, тыс.р. |
83,153 |
97,29 |
Валовой доход на 1 кв.м. общей торговой площади, тыс.р. |
4,813 |
5,169 |
Валовой доход на 1 кв.м. площади торгового зала, тыс.р. |
12,666 |
12,923 |
Уровень валового дохода магазина в % к обороту |
15,23 |
13,28 |
Издержки обращения на 1 кв.м. общей торговой площади, тыс.р. |
3,743 |
3,975 |
Издержки обращения на 1 кв.м. площади торгового зала, тыс р. |
9,85 |
9,938 |
Уровень издержек обращения, % |
11,84 |
10,38 |
Прибыль на 1 кв.м. общей торговой площади, тыс.р. |
0,422 |
0,484 |
Прибыль на 1 кв.м. торговой площади, тыс.р. |
1,112 |
1,211 |
Рентабельность продаж, % |
1,34 |
1,24 |
Из данных таблицы 2 видно, что наблюдается рост розничного товарооборота на 7318 тыс.р. Годовой товарооборот, приходящийся на 1 кв.м. площади торгового зала так же увеличивается на 14,137 тыс.р., что достаточно высокий показатель для данного магазина. Можно с уверенностью сказать, что традиционный метод продаж, применяемый в магазине «Альбатрос» эффективно используется.
Все экономические показатели в отчетном году увеличиваются по сравнению с прошлым годом. Увеличение прибыли характеризует с положительной стороны традиционный метод продаж, применяемый в магазине «Альбатрос».
Таким образом, анализируя технологические, социальные и экономические показатели, характеризующие метод продажи, можно с уверенностью сказать, что данный (т.е. традиционный) метод продаж эффективен как для магазина «Альбатрос», так и для покупателя. Этот метод продаж наиболее трудоемкий, однако, он позволяет в наибольшей степени индивидуализировать процесс обслуживания покупателей, помочь им в мотивации выбора товаров, а, следовательно, удовлетворяет спрос покупателей на товар.
Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении уровня торгового обслуживания покупателей играет предоставление им различных дополнительных услуг.
Когда покупатели оценивают сервис дополнительных услуг в розничных торговых предприятиях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. Если желание и действительность совпадают, они испытывают удовлетворение, если же сервис услуг оказывается хуже, чем ожидалось, на удовлетворение рассчитывать не приходится. Поэтому, магазин «Альбатрос» предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг.
С точки зрения взаимосвязи с процессом продажи товаров все дополнительные услуги, оказываемые покупателям в магазине «Альбатрос», могут быть подразделены на три основных группы:
1. Услуги, оказываемые
покупателям в процессе
В процессе продажи товаров организуются консультации специалистов, которые рассказывают покупателям о полезных веществах, содержащихся в продуктах питания, о правильном питании, отвечают на вопросы лечебного и детского питания, как правильно совместить тот или иной продукт, а также приготовление блюд из данных товаров.
Обычно, при поступлении нового вида товара неизвестного покупателю, т.е. когда предприятие-изготовитель, обновляя ассортимент, производит новый товар, например, новый вид колбасы, то проводят дегустацию товара в магазине «Альбатрос». Покупателю, пришедшему в магазин, предоставляется возможность продегустировать новый вид товара и при необходимости сравнить с другими видами товара, для того, чтобы выбрать для себя понравившийся товар и купить его. С помощью этой услуги работники торговли ненавязчиво выявляют потребность покупателей в новом виде товара и определяют объем поставок, для того, чтобы покупательский спрос был удовлетворен.