Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа
Жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг. Их создание, производство и распределение обеспечивают удовлетворение потребностей людей и динамичное развитие экономики страны. Сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни и оказывает заметное влияние на все стороны нашей деятельности. В связи с этим сервисная деятельность играет определенную роль в материальном жизнеобеспечении людей, здесь осуществляются самые различные виды их духовной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 5
1.1 Понятие и сущность сервисной деятельности, услуги 5
1.2 Качество сервисных услуг 6
1.3 Классификация видов услуг 8
2 ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ 11
3 СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООО «МАГНИТ» 17
3.1 Основные сведения об организации и особенности управления 17
3.1.1 История создания и развития организации 17
3.1.2 Организационная структура управления гостиничным
предприятием 19
3.2 Анализ сервисной деятельности 20
3.2.1 Характеристика организации оказываемых услуг 20
3.2.2 Анализ оказываемых услуг 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
• услуги по ремонту и уходу за вещами населения, имеющие целью восстановление потребительских свойств предметов бытового назначения, ремонт одежды, обуви, химчистка и крашение изделий и т. д.);
• услуги по изготовлению новых изделий по заказам населения, т. е. создание новых потребительских стоимостей (пошив одежды, вязание трикотажных изделий, изготовление мебели, строительство жилья и т. д.);
• услуги по созданию удобств в быту, удовлетворению потребностей человека как физического лица, а также связанные с ведением домашнего хозяйства (парикмахерские, санитарно-гигиенические и медицинские услуги, прокат предметов культурно-бытового назначения и т. д.);
• справочно-информационные и посреднические, туристические и другие услуги;
• услуги по удовлетворению потребностей человека как личности (образовательные, культурные).
По способу оплаты услуги можно сгруппировать следующим образом:
• услуги, оплачиваемые в порядке предварительного полного или частичного авансирования при приеме заказов с последующим окончательным расчетом при выдаче заказов;
• услуги, оказываемые населению бесплатно (гарантийный ремонт машин и аппаратов бытового назначения);
• услуги, оплачиваемые в рассрочку, т. е. предоставляемые в кредит.
Функциональная классификация услуг по видам деятельности, на которые направлены услуги, предполагает деление услуг на пять групп:
• производственные — лизинг, инжиниринг, техническое обслуживание производственного оборудования, ремонт технических коммуникаций и т. п.;
• потребительские — так называемые массовые услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (поддержание в нормальном состоянии жилья и предметов длительного пользования, находящихся в нем);
• профессиональные — страховые, финансовые, банковкие, рекламные, консультационные;
• распределительные — транспортно-экспедиционные, услуги связи, торговли;
• услуги личностного характера — непроизводственные (парикмахерские, фотоателье и т. д.);
Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на несколько классов:
• осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (химчистка и прачечные, ремонт и содержание оборудования, ветеринарные услуги, охрана и др.);
• осязаемые действия, направленные на тело человека (фитнес-центры, рестораны и кафе, салоны красоты);
• неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио- и телевещание, театры, музеи, информационные услуги, удовлетворение религиозных потребностей) [17, c. 90-95].
2 гостиничные услуги
Гостиничные услуги создают условия для временного проживания людей в условиях рабочих командировок, на отдыхе и в других случаях.
Основной услугой является услуга по обеспечению временного проживания людей.
Гостиничные услуги предоставляются на базе гостиничных объектов (гостиниц) — зданий различных типов и видов, приспособленных специально для временного проживания людей.
Деятельность по предоставлению гостиничных услуг регламентируется Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ.
По назначению гостиницы делятся на 5 типов:
• гостиницы для отдыхающих;
• туристические пригородные гостиницы;
• курортные гостиницы;
• пансионаты;
• мотели.
Гостиницы для отдыхающих предназначены для людей, пребывающих на отдыхе. Гостиницы для отдыхающих размещаются в населенных пунктах с благоприятными природными условиями (рядом с морем, рекой, озером, лесными массивами) или в местах, имеющих архитектурно-историческую ценность, культурных центрах.
Гостиницы для туристов обеспечивают временное пребывание и отдых в дневное или ночное время людей, путешествующих по железной дороге или автотрассе на автомашине. Туристические гостиницы располагаются вблизи автотранспортных магистралей, аэродромов, железнодорожных вокзалов.
Мотели обеспечивают временное проживание, автостоянку туристам и автотуристам. При мотелях могут оказываться услуги автосервиса. Мотель включает гостиницу и прилегающую к ней территорию с автостоянкой. Автостоянка располагается недалеко от входа, на участке между подъездом и основной полосой движения прилегающей магистрали. Размер стоянки зависит от вместимости мотеля.
Курортные гостиницы обеспечивают временное проживание и предлагают санаторно-оздоровительные услуги. Гостиницы располагаются в курортных местностях с благоприятными природно-климатическими условиями.
Сервисная деятельность основывается на технологии гостиничного обслуживания.
Технология гостиничного обслуживания — совокупность операций и процессов по предоставлению услуг размещения посетителям и система рациональных приемов использования зданий, сооружений, оборудования гостиниц.
Обслуживание гостиничного комплекса и проживающих людей требует наличия квалифицированного персонала различных специальностей. С целью организации эффективной работы гостиничного комплекса персонал объединяется в структурные подразделения, выполняющие обслуживание номеров, обслуживание проживающих людей, административное управление, поддерживающие безопасность гостиницы, медицинское обслуживание, инженерно-техническую работу [4, c. 75].
Структура подразделений, соподчиненность и количество работников определяются в зависимости от типа и категории гостиницы, количества мест для проживающих.
Современный гостиничный комплекс — это здание, оснащенное современным оборудованием и инвентарем. Оборудование и инвентарь гостиниц включают:
• мебель, бытовые приборы, аудио- и видеотехнику, средства связи (телефоны, Интернет), размещаемые в номерах гостиницы;
• постельное белье и принадлежности, столовое белье, драпировки на окнах и дверях;
• технологическое оборудование для поддержания микроклимата;
• оборудование и инвентарь для приготовления пищи;
• лифты;
• технические средства учета и регистрации посетителей и оформления кассовых операций;
• средства для уборки помещений, стирки и глажения белья.
Гостиницу можно разделить на жилую, общую и служебную зоны.
Жилая зона обычно располагается на верхних этажах гостиницы. Общая зона, как правило, размещается на первом и втором этажах. К общей зоне можно отнести вход и выход, помещения для приема посетителей, оформления и размещения проживающих, хранения их багажа, расчетов с проживающими, выдачи справок, вестибюльные помещения.
Вестибюльные помещения включают сам вестибюль, гардероб, камеру хранения, комнату дежурного администратора, помещение портье, помещения для хранения документов, 2-3 служебные комнаты, отделение связи, магазины, киоски, бары, иногда отделения банка, бюро обслуживания, помещения персонала, обслуживающего вестибюль, кабины телефонов-автоматов, общие санитарные узлы и т. д.
Для придания интерьеру вестибюльных помещений индивидуального облика используются произведения искусства (скульптура, живопись), изделия народных художественных промыслов, растения. Состав и площадь этих помещений во многом зависят от назначения гостиницы, ее вместимости и категории.
Гостиницы имеют зону для служебного сообщения, через которую обслуживающий персонал транспортирует постельное белье, посуду, продукты питания для проживающих в номерах.
Структура жилых номеров устанавливается с учетом типа гостиницы. Например, в гостиницах для отдыхающих необходимо больше двухместных номеров, а в городских гостиницах — больше одноместных. Номер гостиницы является основным элементом жилой зоны. Качество номеров гостиницы определяет комфортность проживания в гостинице. Номера имеют разную площадь, архитектурно-планировочные решения, санитарно-техническое оборудование, меблировку.
В современных нормативах предусматриваются следующие площади номерного фонда:
— однокомнатных одноместных номеров:
• 8 кв. м для гостиниц однозвездочных, двухзвездочных;
• 10 кв. м для гостиниц трехзвездочных;
• 12 (16) кв. м для гостиниц четырехзвездочных;
• 14 (18) кв. м для гостиниц пятизвездочных.
— однокомнатных двухместных номеров:
12 кв. м, 14 кв. м, 14 (20) кв. м для гостиниц четырехзвездочных.
Номер, предназначенный для приема большого числа гостей, имеет площадь, установленную из расчета 6 кв. м на каждое дополнительное место (норматив установлен для гостиниц одно- и двухзвездочных).
Номера гостиниц делятся на несколько типов:
• однокомнатные номера на одного человека;
• однокомнатные номера на 2 чел.;
• однокомнатные номера типа "дубль", рассчитанные на возможность легко изменить вместимость номера в зависимости от спроса;
• одно-двухкомнатные номера на 3-4 чел.;
• одно-двухкомнатные номера на 5 чел. и более (номера-общежития);
• номера с повышенным комфортом из двух-трех комнат, а иногда и более (номера "люкс" и "апартаменты").
Количество и удельный вес одноместных и двухместных номеров зависят от типа гостиницы, уровня ее комфортабельности и других факторов. В отечественных гостиницах удельный вес одноместных номеров составляет от 30 до 50%, в зарубежных гостиницах — до 60-80%, в туристических и курортных гостиницах двухместные номера могут составлять до 75-100%, что объясняется преобладанием среди потребителей семей, включающих 2-3 человека.
Номер гостиницы состоит из жилой комнаты (или комнат), передней, санитарного узла. В номере гостиницы протекают различные процессы жизнедеятельности (сон, отдых, прием пищи, гостей, хранение вещей и другие процессы).
Комфортабельность номера зависит от архитектурно-планировочного решения, звукоизоляционных свойств номера, освещения, меблировки, санитарно-технического оборудования, оснащенности бытовой техникой, системами поддержания микроклимата, теле- и радиоаппаратурой, средствами связи. По желанию проживающих людей в номер за дополнительную плату устанавливаются персональный компьютер или факс, второй телефон.
В современном гостиничном номере обычно выделяется несколько функциональных зон: зона для сна, рабочая зона, зона дневного отдыха.
При размещении в номере мебели учитываются исходные габаритные размеры, антропометрические характеристики, удобство прохода и уборки, гигиенические требования и минимально необходимые расстояния между мебелью, между мебелью и стенами.
В гостиницах различных типов и категорий проживающим предоставляются услуги общественного питания, для этого, как правило, на первом и втором этажах размещаются рестораны, кафе (экспресс-кафе, кафе-шоу), бары (молочные, винные, пивные, ночные), коктейль-холлы, столовые, буфеты.
Согласно нормативам, в гостиницах всех типов и категорий число мест для посетителей в ресторанах должно составлять 45-68%, в кафе — 13-28%, в буфетах — 7-9%, в барах — 13-24% общего числа посадочных мест, предназначенных для лиц размещенных в гостинице.
Проживающим в гостинице предлагаются социально-культурные услуги кинозалов, Интернет-кафе, услуги по организации конференций, семинаров, услуги дискотек, бильярдных, кегельбана, казино.
Бытовые услуги предоставляются в центре бытового обслуживания персоналом гостиницы или методом самообслуживания в гладильных комнатах, прачечной самообслуживания, с помощью автоматов для чистки обуви и др.
В перечень бытовых услуг, предоставляемых в гостинице, могут входить услуги химической чистки и прачечной, ремонта одежды и обуви, фотоуслуги.
Служебная зона гостиницы включает помещения для персонала, обслуживающего номера гостиницы, размещенные на жилых этажах, которые могут включать комнату дежурного персонала, комнату глажения и чистки одежды, кладовые для хранения чистого и грязного белья, сервировочную, комнату для горничных, санитарный узел. В помещениях для персонала устанавливаются шкафы для чистого постельного белья, столовые подносы, мойка и мебель для сидения, средства связи. При этих помещениях предусматриваются мусоропровод, централизованная система пылеудаления, в некоторых гостиницах — бельепровод или специальный лифт для спуска грязного белья в центральную бельевую комнату или прачечную.
На этаже может размешаться стойка дежурного администратора, который осуществляет операции по управлению номерным фондом на этаже.
Прачечная гостиницы располагается в удалении от жилой зоны, поскольку является источником повышенного шума и испарений.
К служебным помещениям можно отнести технологические помещения ресторанов, кафе и баров.
Отдельную группу помещений занимают служба безопасности, инженерно-технические подразделения, отвечающие за работу систем поддержания микроклимата, тепло- и энергоснабжения, освещения, связи и др.
Рабочее место исполнителя должно быть оснащено комплектом оборудования, инструментов, приспособлений, отвечающих требованиям безопасности, производственной санитарии, эстетики и эргономики [17, c. 205-211].
3 СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООО «МАГНИТ»