Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 02:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление организацией".

Файлы: 1 файл

ShPORGALKI_UPRAVLENIE_ORGANIZATsIEJ_2.docx

— 261.59 Кб (Скачать файл)

Организации поддерживают рациональное принятие решений не только путем разделения обязанностей между участниками, но и путем предоставления им необходимых средств для их выполнения – ресурсов, информации, оборудования. Инструкции и правила, информационные каналы, программы обучения, стандартные рабочие процедуры – все это может рассматриваться в качестве механизмов как для ограничения спектра решений, принимаемых каждым участником, так и для оказания помощи участнику при принятии решений. Модель организационного поведения Саймона подчеркивает важность ненавязчивого контроля участников: обучение и распределение информации играют более значительную роль в выработке рационального поведения, чем приказы или санкции.

В основе модели организационного принятия решений Саймона лежит концепция познавательных ограничителей индивидуального принятия решений. Саймон подчеркивает, что изолированный индивидуум не может достичь высокой степени рациональности, поскольку число вариантов, которое он должен рассмотреть, очень велико. Индивидуальный выбор происходит на основе «данностей», т. е. предпосылок, принятых субъектом в качестве базы для выбора. Поведение же будет определяться исходя из пределов, установленных этими «данностями». Организации определяют полный набор задач, устойчивые ожидания, необходимую информацию и средства, текущую рабочую программу и набор сдерживающих факторов, в пределах которых требуемые решения могут быть приняты. Эти «данности» предоставляются индивидуальным участникам. В этом смысле Саймон и Марч рассматривают понятие ограниченной рациональности, которое интегрирует два ключевых элемента рациональной системной перспективы, – специфику цели и формализацию.

 Данная теория делает  акцент на важности правил  и установленных порядков в  поддержании рационального поведения  внутри организации. Специально  подчеркивается, что организационное  поведение, особенно принятие решений, требует прежде всего следовать правилам, а не просчитывать последствия. Саймон, как и Вебер, отличал формальную рациональность от технической. Модель, развитая Саймоном, может также использоваться для объяснения того, каким образом структуры, созданные для обеспечения рациональности, при определенных условиях могут иметь обратный эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Теория институтов  и институциональных изменений.

Американский ученый Дуглас Норт в начале 1990-х годов опубликовал работы, в которых попытался обосновать роли и принципы функционирования организаций. В этих работах он описал основные принципы теории институтов и институциональных изменений. Свое внимание он сосредоточил на том, чем являются на самом деле институты, на определении их отличий от организаций и рассмотрении влияния институтов на производственные издержки. Также он писал о проблеме кооперации между людьми, которая позволяет извлекать выгоду из торговли. По мнению Норта, развитие институтов должно обеспечивать экономический рост. Он считал, что рынок - сложное и неоднозначное явление, охватывающее различные институты: законы, правила игры, определенные кодексы поведения, типы отношений. Институты, согласно Норту, - это набор правил, моральное поведение людей в интересах увеличения дохода, формальные и неформальные ограничения, факторы принуждения, которые систематизируют функционирование организации. В своих работах Норт писал о том, что организационные факторы способствуют изменению структуры институтов, которые оказывают влияние на развитие экономики, в связи с чем они играют большую роль по сравнению с техническими факторами. Институциональный подход необходимо учитывать при анализе перехода от плановой экономики к рыночной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Прагматическая  и социальная школы управления.

Основатели школы: Э. Петерсен, Г. Саймон, Р. Дэвис и др. В развитии школы принимали участие представители крупного бизнеса. Специалисты этой школы не отрицали значения теоретических принципов и использования достижений конкретных наук, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления.

 Вклад эмпирической (прагматической) школы связан с проблемами  профессионализации менеджмента. Эти  проблемы в основном носили  частный характер, но их решение  было полезным для развития  внутрифирменного управления, а  также для подготовки профессиональных  менеджеров. Основной вклад школы  в развитие управленческой мысли  может быть определен следующим  образом:

1) развитие внутрифирменного  менеджмента, в том числе разработка  рекомендаций по управленческим  структурам, по организации линейных  и функциональных служб, систем  технического и информационного  управления и другим вопросам  менеджмента.

2) исследование и внедрение  в практику управления новых, эффективных приемов обучения  менеджеров.

3) идеологи школы предприняли  попытку разработать ряд проблем, которые стали особенно актуальными  в 70—80-е гг. 20 в. (вопросы централизации  и децентрализации управления, введение целевого управления, классификация функций управления, организация труда руководителей и т.д.)

4) профессионализация менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Современные  направления теоретических разработок.

На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия организации с внешней средой, учета ее изменений и деятельности отдельных компаний, их ориентации и адаптации к сложившимся условиям.

 Рассмотрим несколько  концепций, которые в наибольшей  степени отражают тенденции развития  современного менеджмента.

Концепция адаптации. Суть концепции адаптации (или стратегии приспособления) состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия организации всегда является комбинацией наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды. Эти действия обеспечивают стратегии маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между конкретными предприятиями, в том числе расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны их размещения.

Концепция глобальной стратегии. Предусматривает концентрацию внимания руководства на необходимости выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей организации (предприятия, корпорации), а не ее отдельных частей. В рамках глобальной стратегии существуют различные направления этой концепции, согласно которым глобальная концепция может быть направлена:

 • на реализацию  многих целей и ориентирована на максимизацию прибыли в качестве главной цели организации. Это направление получило название теории множественности целей;

 • на оптимизацию  всей деятельности (всех видов  деятельности) организации в целях  максимизации ее прибыли;

 • на оптимизацию  деятельности организации путем  лучшего приспособления ее структуры  к условиям внешней среды и  более эффективному использованию  ее внутренних возможностей для  получения организацией максимальной  прибыли;

 • на совершенствование  основных функций управления  с целью оптимизации (повышение  эффективности) деятельности организации.

Концепция целевой ориентации. Ориентирует организацию на осуществление ее деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).

 Приведенные и многие  другие концепции современного  менеджмента направлены на совершенствование  стратегий отдельных организаций  с целью достижения поставленных  целей и получения намечаемых  прибылей.

^ Развитие маркетингового подхода.

 В основе современного  менеджмента как концепции рыночного  управления лежит объективный  процесс обобществления производства, в результате которого у крупнейших  компаний появилась возможность: во-первых, воздействовать на рынок, осуществляя его раздел; во-вторых, влиять на характер и механизм  экономических отношений, регулирующих  связи между рынком и производителем.

 Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, современные исследователи особый упор делают на необходимость приспособления организации к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому производителем. Поэтому организационно-технический аспект этого подхода направлен на так называемое «планирование продукта», которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов по разработке и внедрению на рынок новых товаров (услуг), а также мероприятий по активизации спроса на эти товары (услуги) и получение прибыли от их реализации.

 Установление и регулирование  рыночных отношений в рамках  такого подхода основано на  экономических возможностях и  научно-производственном потенциале  их участников. Каждая организация  стремится не только сохранить  свою долю рынка, но и изменить  ее в свою пользу, потеснив  конкурентов или подчинив их  своему влиянию. Современный менеджмент  как наука и практика управления  стремится найти и разработать  средства и методы, которые способствовали  бы наиболее эффективному достижению  целей организации, повышению производительности  и рентабельности производства  исходя из сложившихся условий  во внутренней и внешней средах  организации.

 Это обусловило развитие  в современном менеджменте новых  подходов и концепций управления, объединенных общим понятием  маркетингового подхода. Реализация  маркетингового подхода ориентирована  на развитие и использование  маркетинга в системе управления  для решения проблем развития  крупных промышленных организаций, в том числе транснациональных  корпораций, на основе наиболее  полного удовлетворения общественных  потребностей и платежеспособного  спроса. Реализация маркетингового  подхода в практической деятельности  организаций выступает как система  управления, являющаяся ключевой  составляющей современного менеджмента.

 В целом менеджмент  начала XХI в. имеет явно выраженную тенденцию развития маркетингового подхода. Тенденция развития маркетингового подхода в менеджменте не только дает теоретическое обоснование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов хозяйственной деятельности организаций (предприятий, корпораций).

 Т.о., выделим несколько  основных тенденций развития  современного менеджмента:

- становление корпоративной  культуры представляется как  один из основных факторов  повышения эффективности управления;

- стратегическое управление  и стратегическое планирование  находят свое применение во  все более широком спектре  видов управленческой деятельности;

- методы и технологии  современного менеджмента, отработанные  в коммерческих организациях, распространяются  на некоммерческие сферы, включая  государственный сектор (так, например, маркетинговый подход реализовывается  в деятельности городских и  районных администраций – региональный  маркетинг);

- формируются и развиваются  новые специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, финансовый  менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг  бизнеса, антикризисное управление  и пр. все эти виды управления  носят в основном прикладной  характер, а их развитие в значительной  мере опирается на обобщение  теории и практики управления  в соответствующих специальных  сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Развитие управления в России и РБ.

22 Законы управления (Закон освоения, закон возрастающей сложности информационных систем. Закон неравенства)

Закон – зависимость, существующая между какими-либо явлениями или процессами, которая отвечает следующим требованиям:

 получила поддержку, признание  авторитетных ученых и практическое  подтверждение (закон всемирного  тяготения, закон синергии);

 является общепринятой  нормой поведения для какой-то  достаточно большой группы людей (библейские заповеди, законы шариата);

 зафиксирована в законодательных актах и документах (конституция, гражданский и уголовный кодексы, уставы предприятий и организаций).

-Закон освоения - отражает тот факт, что любой новый вид деятельности в начальный период требует значительных затрат, которые дают незначительную отдачу, и лишь в последствии затраты окупаются и приносят желаемый эффект. Данной закономерности подчиняются многие виды деятельности, связанные с инновациями: освоение новых профессий и специальностей, разработка новых научных направлений, разработка и освоение новых видов продукции и услуг.

Закон возрастающей сложности информационных систем. Суть: при объединении двух или более предприятий объем производства возрастает в два раза, а сложность управления в четыре. Действует закон квадрата.

Закон неравенства. Справа почти все, слева почти все. Данный закон выражает зависимость распределения объемов ресурсов между субъектами в распоряжении, которых эти ресурсы находятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Законы управления. (Закон понижающейся отдачи ресурсов, закон «стадий роста», закон монополизма.)

Закон – зависимость, существующая между какими-либо явлениями или процессами, которая отвечает следующим требованиям:

- получила поддержку, признание авторитетных ученых и практическое подтверждение (закон всемирного тяготения, закон синергии);

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"