Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 02:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление организацией".

Файлы: 1 файл

ShPORGALKI_UPRAVLENIE_ORGANIZATsIEJ_2.docx

— 261.59 Кб (Скачать файл)

- является общепринятой нормой поведения для какой-то достаточно большой группы людей (библейские заповеди, законы шариата);

- зафиксирована в законодательных актах и документах (конституция, гражданский и уголовный кодексы, уставы предприятий и организаций).

Закон понижающейся отдачи ресурсов. Данная закономерность убеждает, что при неизменных условиях функционирования организации каждое дополнительное вложение средств в тот или иной ресурс дает все меньшую отдачу.

Закон «стадии роста» - является «как бы» обобщением законов освоения и понижения отдачи ресурсов. Он выражен фазами: освоения, роста, насыщение (после которой может последовать спад) при неизменных условиях осуществления этой деятельности.

- Закон монополизма. В условиях свободного рынка фирма, обладающая полной монополией на производство определенного товара (услуги), пользующихся неограниченным спросом, имеет возможность получать максимальный доход от реализации за счет роста цен и значит снижать объем производства по сравнению с производственной мощностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Закон синергии. Закон развития.

Закон – зависимость, существующая между какими-либо явлениями или процессами, которая отвечает следующим требованиям:

 получила поддержку, признание  авторитетных ученых и практическое  подтверждение (закон всемирного  тяготения, закон синергии);

 является общепринятой  нормой поведения для какой-то  достаточно большой группы людей (библейские заповеди, законы шариата);

 зафиксирована в законодательных  актах и документах (конституция, гражданский и уголовный кодексы, уставы предприятий и организаций).

Закон синергии: для любой организации существует такой набор составных частей и их элементов, при котором ее потенциал будет выше (либо ниже), чем простая сумма потенциалов этих составных частей.

Естественно, что каждый руководитель стремится к росту потенциала своей организации, привлекая для этого дополнительные ресурсы (персонал, оборудование, технологии). Каждый из ресурсов, что вполне естественно, имеет собственный потенциал.

Могут иметь место три типа сочетаний потенциала организации и потенциалов ресурсов организации.

1. Пропорциональное сочетание, когда потенциал организации  равен сумме потенциалов привлеченных  ресурсов.

2. Сочетание с наличием  положительного синергетического  эффекта, когда потенциал организации  превосходит сумму потенциалов  привлеченных ресурсов. При этом  важно отметить, что синергетический  эффект создается не каким-то  одним ресурсом, а их грамотным  сочетанием.

3. Сочетание с наличием  отрицательного синергетического  эффекта, когда потенциал организации  оказывается меньше суммы потенциалов  привлеченных ресурсов.

О стихийном действии закона говорят в тех случаях, когда действия руководителя ему противоречат. Руководитель может приглашать на работу квалифицированных сотрудников с высокой зарплатой, но при этом не заботиться об их психологической совместимости. Может закупать новое высокопроизводительное оборудование, но при этом не уделять внимание обучению работе на нем. В результате вложения не приносят должного эффекта, а иногда и уменьшают потенциал организации.

При целенаправленном использовании закона руководитель стремится гармонизировать имеющиеся ресурсы, уделяет внимание не только квалификационным, но и морально-психологическим качествам персонала, росту его профессионализма.

ЗАКОН РАЗВИТИЯ

Любая организация в процессе своего существования претерпевает определенные изменения, характеризующиеся изменением ее внутренних свойств и характеристик, совершенствованием функционирования, переходом от одного качественного состояния к другому.

Причинно-следственную связь между возможностью получения синергетического эффекта и временем функционирования организации выражает закон развития, или онтогенеза, организации.

Следует различать понятия «функционирование» и «развитие системы».

Самосохранение организации обеспечивает возможность ее функционирования и одновременно создает возможность для развития.

Под функционированием подразумевают процессы, которые происходят в системе стабильно и реализуют фиксированную цель. Развитием называют то, что происходит с системой при изменении или корректировке ее целей.

Характерной чертой развития является то, что существующая структура перестает соответствовать новой цели и для обеспечения новой функции приходится изменять структуру, а иногда и всю систему.

Законом онтогенеза направляется изменчивость структур в процессе развития систем: когда и какие элементы надо изъять из системы или дополнительно включить в нее.

Системный подход к организации позволяет органически соединить генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

Дело генетики в том, чтобы отыскать источники, предпосылки, основы возникновения объекта, проследить, какие этапы этот объект проходил в своем становлении, каким он был и каким стал.

Однако мало объяснить прошлое объекта, необходимо раскрыть, куда идет, в каком направлении движется данный объект, каковы перспективы его движения. То есть для системного подхода важны прогноз, предвидение.

В онтогенезе выделяются количественная (размеры, динамика, продолжительность жизни) и качественная (появление новых функций, структур) стороны.

Наиболее распространенной тенденцией организационных изменений является рост организации. Он может измеряться различными величинами:

– ростом доходов;

– ростом объемов выпускаемой продукции;

– увеличением единиц используемого оборудования;

– увеличением персонала и т. д.

Развитие организации представляет собой необратимое, направленное и закономерное изменение ее характеристик и параметров.

Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития системы среди других изменений.

Обратимость изменений характеризует процессы функционирования и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной системы функций.

Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа.

Поэтому изменения организации будут являться не проявлением внутренних тенденций развития, а возможностью приспособления, адаптации к изменившимся условиям.

При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Закон самосохранения, закон информационной упорядоченности.

Закон – зависимость, существующая между какими-либо явлениями или процессами, которая отвечает следующим требованиям:

 получила поддержку, признание  авторитетных ученых и практическое  подтверждение (закон всемирного  тяготения, закон синергии);

 является общепринятой  нормой поведения для какой-то  достаточно большой группы людей (библейские заповеди, законы шариата);

 зафиксирована в законодательных  актах и документах (конституция, гражданский и уголовный кодексы, уставы предприятий и организаций).

Закон информационной упорядоченности: чем большим уровнем информационного обеспечения обладает организация, тем больше вероятность ее устойчивого функционирования. Уровень информационного обеспечения организации представляет собой совокупную характеристику той информации, которая циркулирует и используется в организации.

Данный закон имеет одно следствие: информированность работника после достижения определенного уровня переходит в его компетентность.

Закон самосохранения: деятельность организации всегда направлена на то, чтобы сохранить себя (выжить), используя для этого весь имеющийся у нее потенциал.

Свою деятельность в какой-либо области (финансах, маркетинге, политике, технологиях) организация осуществляет за счет собственного созидательного потенциала. Осуществляя деятельность, организация может испытывать различные воздействия, направленные на ее разрушение. Источники этих воздействий могут располагаться как вне организации, действуя на нее с энергией, так и внутри, действуя с энергией.

Примером внешних воздействий могут быть действия конкурентов, а внутренних – забастовка сотрудников или поломка оборудования.

Закон самосохранения может носить стихийный характер или использоваться целенаправленно. В первом случае закон практически не проявляет себя до тех пор, пока созидательный потенциал организации превосходит энергию разрушительных воздействий на 10–50%. Если энергия разрушения наращивается, то коллектив организации начинает стихийно сопротивляться ее развалу. Чаще всего это выражается в применении экстенсивных методов:

 -увеличении продолжительности рабочего дня, что приводит к лишним затратам;

 -поиску виновных внутри и вне организации, что приводит к росту конфликтов;

 -быстром привлечении дополнительных ресурсов без обеспечения их эффективного использования.

В результате эти действия лишь увеличивают скорость развала организации.

При целенаправленном использовании рассматриваемого закона руководство организации стремится отслеживать соотношения энергий удержания и ликвидации, стараясь своевременно привлекать необходимые ресурсы, укрепляя связи с внешним окружением, развивая персонал и страхуя организацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Теория организационного потенциала И. Ансоффа.

В начале 1970-х гг. американский ученый И. Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления.

Он выделил два подхода к формированию организационных структур.

Первый из них – структурный подход. Основной упор в нем был сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. Второй – динамический подход. Основное внимание в нем сосредоточивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов.

При динамическом подходе анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа. На первом фирма рассматривается в условиях стабильных внешних связей.

Организационные проблемы носят оперативный характер. На втором этапе изучается влияние на организацию изменений внешней среды. Организационные проблемы, возникающие в связи с этим, считаются стратегическими.

Ансофф считал, что основная задача высшего руководства современной фирмы – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Основной стратегией фирм в условиях постоянных внешних связей было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Результатом явилась дивизиональная структура. Ансофф рассматривал этот вид организационной структуры как «функциональную структуру, повторенную несколько раз». Образование многонациональных компаний привело к необходимости приблизить службы маркетинга к национальным рынкам, на которых действует фирма.

Произошло ее разделение и образование филиалов в разных странах. Ансофф называл такую структуру многонациональной структурой, матрицей типа «отделение – страна».

Ансофф считал, что идея матрицы является одной из основных в современной науке о формировании организационных структур.

Поведение современных фирм можно структурировать по трем направлениям, т. е. выделить три основные стратегии: достижение экономичности использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и активная политика в области нововведений.

В зависимости от того, какая стратегия преобладает, выбирается тот или иной вид структуры. Использование нескольких стратегий требует образования матриц различных типов либо разумного сочетания разных видов структур в пределах одной компании.

Одна из последних форм многонациональной структуры – матрица типа «продукт – рынок», в которой делается попытка сочетать рыночную политику с разработкой стратегии фирмы.

Рассмотрев эволюцию организационных структур, Ансофф выделил основные тенденции в их развитии. Основной тенденцией можно считать осознание управляющими того факта, что любая организация является сложной совокупностью большого количества взаимосвязанных элементов. Большой набор элементов представляет собой организационный потенциал.

Основу организационного потенциала составляет культура организации – совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур. Эта часть организационного потенциала подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы.

 

 

 

 

 

27. сущность и  общая характеристика управленческих структур.

Еще в 60-х гг. прошлого века было выделено два типа управления организацией в зависимости от того, насколько организация адаптивна к изменениям в окружении: (1) механистический тип управления; (2) органический тип управления.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"