Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:42, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

 

19. Понятие, атрибуты. Функции местного самоуправления. Основные модели местного самоуправления в мире.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления  муниципальной деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе  народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах  демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении  всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Местное самоуправление, являясь частью демократической системы управления обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан Баранчиков В.А. Муниципальное право. М., 2000..

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного самоуправления;

3) обеспечение комплексного  развития территории муниципального  образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного  порядка;

6) защита интересов  и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской  федерации, федеральными законами Выдрин И.В. Муниципальное право. - М.: Норма, 2004.

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Англосаксонская модель

Существуют так же и иные подходы к вопросу о  моделях местного самоуправления. И  первая модель - англосаксонская.

Она предусматривает самоуправление во всех звеньях, на всех ступенях административно-территориального деления, в общинах имеются только выборные органы. В мелких общинах, в которых меньше 150 человек, собирается общее собрание, а во всех остальных - выборные местные органы.

Характерно, что деятельность органов местного самоуправления не контролируется чиновниками из центра. Указанные органы самостоятельно решают вопросы местного значения, утверждают собственный бюджет, используют субсидии центра, а центральные государственные органы осуществляют финансовый контроль за целевым использованием выделенных средств. Однако, будучи относительно автономными от центральной власти, муниципалитеты этой системы находятся под жестким судебным контролем Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие - М., 2002. С. 60..

Существует практика утверждения министерствами чиновников, которые затем утверждаются советами. Прежде чем назначить чиновника  по пожарной охране, по здравоохранению, надо согласовать такое решение с соответствующим министерством. Кроме этого, есть ряд других форм государственного контроля, т.е. при любой выборности местных органов государственный контроль в той или иной форме присутствует.

Континентальная модель

Данная модель основана на сочетании выборных местных коллегиальных органов самоуправления с назначаемыми «сверху» чиновниками. Однако в общинах назначенных чиновников нет, а в районом звене есть назначенный представитель центра, контролирующий законность деятельности советов нижестоящих общин.

На всех уровнях существует выборный Совет, но везде есть и назначенные  представители правительства - префекты. Фактически это государственная  власть над властью местного самоуправления (ни одно постановление муниципального совета не вступает в силу, если на нем нет визы комиссара или перфекта).

Государство осуществляет контроль и раньше контролировал  деятельность органов местного самоуправления довольно жестко. Сейчас целесообразность не проверяют, но законность проверяют  всегда. Например, законность расходования средств. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается неработоспособным.

Эта система обеспечивает необходимую для государства  централизацию, особенно если у населения  еще не сформировалась соответствующая  политическая культура. Главная проблема состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант сочетания централизма с инициативой и правами мест.

Иберийская модель

Эта модель получила распространение  в Испании, Португалии, многих странах  Латинской Америки. При данной модели во всех звеньях административно-территориального деления есть избранные советы (хунты, муниципалитеты) и избираемые советом или непосредственно населением единоличные органы (алькады, регидоры). Характерно, что алькады и регидоры, а так же члены советов могут отзываться избирателями досрочно. Совет рассматривается как местный нормотворческий орган, а алькад или регидор - исполнительный орган. Назначенных должностных лиц из центра при данной системе нет, а избираемый алькад утверждается центральной властью в качестве ее представителя в административно-территориальной единице и таким образом действует в двух ипостасях: как исполнительный орган совета, обязанный выполнять его решения, и как представитель государства в континентальной системе. Разница лишь в том, что он не назначаемый, а избираемый местным населением. Алькады осуществляют административную опеку: они вправе приостанавливать на определенный срок решения совета, обращаться с предложениями к центральным органам государства о роспуске тех советов, которые систематически нарушают законы или стали неработоспособными Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации:

 

20. Основные теории  местного самоуправления.

Основные теории местного самоуправления 
Впервые попытки разобраться в сущности местного самоуправления были предприняты в конце XVIII - начале XIX в. Толчком к появлению теорий, объясняющих природу этого социального явления, послужило конституционное движение, охватившее в то время европейские страны. Наиболее значительную роль в распространении идей местного самоуправления сыграла Конституция Бельгии 1831 г., признавшая, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью - власть муниципальную. Идея местного самоуправления, получившая закрепление в Конституции, основывалась на теории свободной общины. Ее создатели - представители французской и бельгийской правовых школ: Турэ, Токвиль, Гербер, Арене и другие считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, ибо община является первичной по отношению к государству, которое обязано уважать свободу общинного самоуправления. Согласно этой теории "община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее".[1] 
В развитии теории свободной общины появляется хозяйственная теория. Ее сторонники - Р.Моль, А.Васильчиков, В.Лешков - сделали акцент не только на признании самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на преимущественно хозяйственном характере коммунальной деятельности. 
Названные выше теории можно считать разновидностями общественной теории самоуправления, в основе которой лежит противопоставление государства и общества, общегосударственных интересов местным. "С точки зрения этой теории самоуправление является такою же самостоятельной, органически единой формой общежития, как само государство. Самоуправление существует рядом с государством - два самостоятельных круга, две самостоятельных сферы общежития, имеющие особое, специфическое содержание - местные интересы, с одной стороны, и национальные, - с другой".[2] В России эта теория и ее разновидности получили наибольшую популярность в 60-е годы XIX столетия. Именно под влиянием общественной теории местного самоуправления были проведены земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II. 
Попытки реализовать на практике идеи общественной теории натолкнулись на ряд неразрешимых проблем. Основная сложность заключалась в невозможности точного выделения дел собственно общинных (местных) и дел общегосударственных, реального разграничения частноправовых и публично-правовых функций в управлении обществом.[3] Эти обстоятельства заставили государствоведов того периода обратиться к государственной теории самоуправления, основные положения которой были сформулированы немецкими учеными Л.Штейном и Р.Гнейстом. Применительно к российским условиям эта теория получила свое развитие в трудах А.Градовского, П.Гронского, 
Б.Безобразова, Н.Коркунова, Н.Лазаревского и других. 
Согласно государственной теории не существует каких-то особых дел, находящихся в ведении местных сообществ, все эти дела есть дела общегосударственные. Органы местного самоуправления в данном случае являются органами государственного управления, организованные как самоуправляющиеся территориальные союзы, которым поручается ведение государственных дел в пределах их территорий. Следовательно, местное самоуправление - это часть государственного управления, но в отличие от центрального государственного управления оно осуществляется не правительственными чиновниками, а при помощи местных сообществ, местных жителей, заинтересованных в результате местного управления.' 
Частными проявлениями государственной теории можно считать политическую и юридическую теории самоуправления. Это связано с некоторым расхождением во взглядах Р.Гнейста и Л.Штейна на природу самостоятельности органов самоуправления. Сторонники политической теории (один из них - Гнейст) видели причины самостоятельности органов местного самоуправления только в особенностях их формирования и возможности замещения отдельных местных должностей достойными представителями местного населения. Представители юридической теории (один из них - Штейн) считали причиной самостоятельности органов местного самоуправления их принадлежность к органам местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления. 
Разнообразие в теоретических подходах и богатая практика местного самоуправления свидетельствуют, что его природа не может быть определена однозначно: затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Все это дает основание утверждать, что местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного институтов.[4] 
Двойственный характер муниципальной деятельности находит свое отражение в современных теориях местного самоуправления. Так, в соответствии с теорией дуализма муниципального управления органы местного самоуправления, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации. 
Преимущественно коммунальное содержание деятельности органов местного самоуправления, приоритет задач обеспечения жизнедеятельности жителей муниципального образования составляют основу еще одной теории местного самоуправления - теории социального обслуживания. Собственно говоря, это не столько теория местного самоуправления, сколько концепция социального управления, при котором органы управления и самоуправления рассматриваются как учреждения по обслуживанию населения, по удовлетворению их частных и публичных интересов. 
Рассматривая различные теории и концепции организации власти и управления на местах, следует иметь в виду, что основная роль местного самоуправления в современном обществе — политическая.

 

21. Муниципальное образование  как организационная форма м\с  в РФ: виды муниципальных образований, полномочия. Полномочия РФ. Субъектов РФ в сфере местного самоуправления.

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниц образования  решение которых в соответствии с Конституц РФ и ФЗ №131 ФЗ осущ населением или органами местного самоупр самост. Муниц. Образование – это территория опред региональным законом в пределах которой осущ местное самоупр., имеется муниц. Собств., местный бюджет, выборные и иные органы местного самоуправления. В настоящее время в России около 24 тыс. муниц. образ. из них подавл. большинство около 22 тыс. относится к категории городских и сельских поселений. В ХМАО-Югре 106 муниц. образов. Виды муниц. образований в РФ: 1) сельское поселение; 2) городское поселение; 3) муниц район; 4) городской округ; 5) внутригородская территория города федер значения. Органы местного самоуправления -  это органы избираемые насел или образ представ органом муниц образ надел собств полномоч по решению ему вопр местн значения. Предст орган муниц района: 1) может избир на муниц выборах; 2) может состоять из глав поселений и депутатов представ органов поселений. Численность представ органа зависит от числ населения и составл от 7 до 35 депутатов. Глава муниц образ-я – высш должн лицо местн самоуправления. Формы участия населения в мест самоупр: 1) правотворческая инициатива граждан; 2) публичное слушание; 3) собрание граждан, конференция граждан; 4) опрос граждан; 5) обращ граждан в органы мест самоупр; 6) ТОС. Экономич основа мест самоуправл составл.: 1) муниц собственность; 2) местный бюджет; 3) имущ права муниц образований.

 

22.Структура органов  местного самоуправления в РФ: правовая основа деятельности. Порядок  формирования. Полномочия. Глава муниципального  образования в системе муниципального управления.

 В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

К формам прямого волеизъявления и иным формам участия населения в осуществлении местного самоуправления законодатель относит местный референдум.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Причем обязательным является наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации. Исключения составляют небольшие поселения, в которых функции представительного органа выполняет сход граждан.

Порядок формирования органов  местного самоуправления, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а также другие вопросы, касающиеся их организации и деятельности, определяются уставом муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из важнейших основ организации местного самоуправления является правовая ос#нова местного самоуправления.

В России правовую основу местного самоуправления составляют нормативно-правовые акты, которые с учетом различных уровней правового регулирования можно разделить на четыре основные группы:

1) Нормы международного  права, международные договоры  Российской Федерации;

2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента, Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти;

3) Конституции, уставы, законы субъектов Российской  Федерации;

4) Уставы и другие  нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

 

23. Институты непосредственной  демократии в местном самоуправлении. Формы осуществления населением  местного самоуправления и формы  участия насления в местном самоуправлении.

К числу таких форм относятся муниципальные выборы, местный референдум, голосование  по отзыву депутата, выборного должностноголица, по вопросам изменения границ или  преобразования муниципального образования. Детально все эти вопросы регулируются законами субъектов РФ.

Муниципальные выборы. На муниципальных выборах население(граждане, а при определенных условиях и  неграждане) определяетпутем голосования  состав представительных органов и  того главу ад-министрации муниципального образования, которые будут руково-дить ими в предстоящий период (на срок не более пяти лет, меньшиесроки устанавливаются в России законами субъектов РФ или устава-ми муниципальных образований).

Всеобщее избирательное  право на муниципальных выборах  означает, что все постоянно проживающие лица, достигшие 18 лет, имеютправо участвовать в голосовании (активное избирательное право).Активным избирательным правом на муниципальных выборах могутобладать на началах взаимности в соответствии с международнымидоговорами иностранцы, лица без гражданства, если они постояннопроживают в данном муниципальном образовании и уплачивают налоги.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"